Пока фестивальные страсти только разгораются, заглянем в театр имени Моссовета. На сцене "Под крышей" идет "Долгое путешествие в ночь". Пьесу Юджина О`Нила, более известную у нас под названием "Долгий день уходит в ночь", поставил Павел Сафонов, актер Театра имени Вахтангова, последние пять лет увлекающийся режиссурой. И, пожалуй, не без оснований. Во всяком случае, спектакль вышел куда осмысленней многих нынешних премьер. А игра Нины Дробышевой, настоящей театральной звезды, по стечению обстоятельств долго не получавшей больших ролей, достойна всех хвалебных эпитетов.
В "Табакерке" выходит премьера "Отцов и детей" - театральную версию романа Тургенева выпускает Константин Богомолов, чью комедию "Много шума из ничего" сыграют в ближайшие дни на "Маске". Те, кто уже видел "Много шума..." помнят, что действие пьесы Шекспира Богомолов перенес из средневековых Мессин в Италию времен второй мировой. Некие временные сдвиги будут и в "Отцах и детях". Достаточно представить, что будильник на столе Павла Петровича сыграет сперва "Боже, царя храни", а потом "С чего начинается родина...". Сами же "отцы", то есть Павел Петрович в исполнении Андрея Смолякова и Николай Петрович - Виталий Егоров слегка напомнят о благополучных советских аристократах, проживавших на ведомственных дачах где-нибудь на Никулиной горе. Вот против них и будет бунтовать Базаров - Евгений Миллер.
А теперь взглянем на карту "Маски". "Иванов" Андрея Могучего сыграют в музее Всеволода Мейерхольда в Брюсовом переулке. Зал там маленький, но пропускать спектакль ни в коем случае не стоит. Могучий превратил гоголевскую "Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем" в зловещую фантасмагорию, в которой невинная ссора двух старичков дорастает до размеров вселенской катастрофы. Слагаемые этого театрального апокалипсиса: оформление Александра Шишкина, изумительная музыка Александра Маноцкова и игра двух прекрасных питерских актеров, Николая Мартона и Виктора Смирнова.
На столь авангардном фоне "Живой труп" Валерия Фокина сперва может показаться чуть ли не хрестоматийным прочтением. Но это только на первый взгляд. Действие толстовского "Живого трупа" Валерий Фокин и художник Александр Боровский перенесли из Москвы в Питер, в роскошный особняк, лестничные пролеты которого увиты изысканным чугунным кружевом в стиле модерн. Здесь Федя Протасов (Сергей Паршин) пускается в загул не от пагубного пристрастия к зеленому змию, а от бешеного желания сохранить себя, не стать песчинкой, затерянной на гулких лестницах. По Фокину, его финальное самоубийство - не жест отчаяния и не благородный порыв, а осознанный выбор свободы - почти такой же, как уход Толстого из Ясной Поляны.
В рамках программы "Премьеры Александринского театра в Москве" покажут еще три постановки этого театра - о них см. на стр. В самом же конкурсе, в номинации "лучший спектакль большой формы", одним из главных соперников "Живого трупа" станет "Жизнь и судьба" Льва Додина и его "МДТ - Театр Еврпопы". Додин реализовал свой давний замысел: поставил роман Василия Гроссмана о судьбе советского ученого, находящегося перед выбором: научная карьера или спокойная совесть. Ученого играет Сергей Курышев, а его мать, ставшую узницей еврейского гетто и посылающую сыну прощальное письмо - Татьяна Шестакова. Оба актера - среди главных претендентов на "Маску".
28.03.2008
www.vashdosug.ru