Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный университет путей сообщения» /МИИТ/.
--------------------------------------------------------------------------------------------------
Гуманитарный институт.
Кафедра «Менеджмент в спорте».
= Каргин Н.Н., Простов А.Ф., Давтян Д.М. =
***
Рекомендовано: «Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования…» к использованию в качестве учебного пособия образовательной программы базовой и вариативной частей профессиональной подготовки бакалавров по направлению ВПО 080200 «Менеджмент», профиль «Менеджмент в спорте». Регистрационный номер рецензии 2123 от 25.12.2014 года.
МОСКВА - 2015 год.
УДК 796
К - 21
Каргин Н.Н., Простов А.Ф., Давтян Д.М. «Теоретические основы и практика применения знаний в области менеджмента в спорте». Учебное пособие. М.: МИИТ. 2015. 231 с.
Рецензенты:
- Рожков П.А.- доктор экономических наук, кандидат педагогических наук, профессор, заслуженный тренер РФ, Первый вице-президент Паралимпийского комитета РФ.
- Фархадов М.П. - доктор технических наук, заведующий лабораторией №17 «Автоматизированных систем массового обслуживания» ФГБУ «Институт проблем управления РАН им. В.А. Трапезникова.
Участники исследовательского проекта:
- «Московский государственный университет путей сообщения» - «МИИТ».
- «Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН».
- «Некоммерческое партнерство «Национальный союз общественных экспертов».
- «Некоммерческое партнерство Союз «ТРИИС»
Данная книга посвящена формализации результатов исследований, проведенных в разных отраслях научных знаний относительно теоретических основ и практике применения принципов и законов управления развитием сложных развивающихся систем. Полученные в виде сложных научных конструкций результаты адаптированы в понятные «кейсы готовых решений» - лекции по различным, но связанным между собой, темам: от теории к практике управления и технологиям внедрения лучшего мирового опыта посредством специализации в сфере «Спортивная индустрия». Заложенные в лекциях знания научат студентов правильно использовать свои потенциалы и возможности, структурировать информационное пространство, управлять процессами и планировать желаемые события.
Предложенные подходы позволят внедрить новые эффективные методы в сфере учебно-образовательной, воспитательно-педагогической и тренерской работы по предмету «Спортивный менеджмент». Авторы уверены, что их рекомендации позволят решить целый кластер социально-экономических задач, связанных с проблемами общества и молодежи – помочь им найти себя, свое место в жизни и реализовать свой «жизненный проект».
Книга предназначена для профессорско-преподавательского состава вузов и курсов повышения квалификации управленческих и тренерских кадров; для студентов и слушателей программы МВА; для методологов, экспертов и общественно-политических деятелей. Результаты исследования могут быть использованы в практической работе органов государственного управления и местного самоуправления; менеджерами, молодежными организациями, спортивными клубами и кадровыми агентствами.
Ваши отзывы и предложения просим направлять по адресу: 127994, Москва, Новосущевская ул., д. 24. Тел. 8-916-663-33-45. E-mail: russelcom@yandex.ru.
© Каргин Н.Н.
© Простов А.Ф.
© Давтян Д.М.
Содержание.
Рецензии.
Преамбула: обращение к читателям.
Блок - Модуль лекций №1. Теория. «Физическая реальность».
Лекция №1. Тема: «Наука, знание и мышление».
Лекция №2. Тема: «Научный метод и интуиция».
Лекция №3. Тема: «Всеобщие принципы и законы».
Лекция №4. Тема: «Система: форма, структура и содержание».
Лекция №5. Тема: «Вещество, энергия и информация».
Лекция №6. Тема: «Реальность: природа и человек».
Лекция №7. Тема: «Деятельность: коммуникации и отношения».
Блок - Модуль лекций №2. Практика. «Управление развитием».
Лекция №8. Тема: «Глобализация и ее последствия».
Лекция №9. Тема: «Управление: история вопроса».
Лекция №10. Тема: «Менеджмент: западная школа».
Лекция №11. Тема: «Менеджмент: азиатская школа».
Лекция №12. Тема: «Кибернетика: русская школа управления».
Лекция №13. Тема: «Проектно-целевое управление развитием».
Лекция №14. Тема: «Экспертное управление проектами».
Блок - Модуль лекций №3. Внедрение. «Спортивная индустрия».
Лекция №15. Тема: «Социальные институты: физкультура и спорт».
Лекция №16. Тема: «Спортивно-оздоровительная деятельность».
Лекция №17. Тема: «Стратегическое управление бизнесом».
Лекция №18. Тема: «Операционное управление улучшениями».
Лекция №19. Тема: «Спортивная педагогика: подготовка спортсменов».
Лекция №20. Тема: «Концепция спортивной тренировки».
Лекция №21. Тема: «Структурные единицы планирования тренировки».
Заключение.
Сведения об авторах.
Приложение №1. «Матрица компетенции».
Приложение №2. «Паспорт функциональных ресурсов спортсмена».
Приложения №3. «Анкеты».……… №№ 1-7.
Приложения №4. «Проекты»…....... №№ 1-7.
Приложения №5. «Презентации»… №№ 1-7
Дополнительная литература.
«Учебно-образовательный курс программы МВА
«Интеллектуальное управление проектно-контрактной экономикой»,
Программа разработана группой ученых и прошла успешную апробацию на всех уровнях профессиональных знаний. Программа готовит новую интеллектуальную управленческую элиту России, способную правильно работать с потоками информации, правильно ее анализировать и принимать эффективные решения, не допуская ошибок в управлении системами, процессами и ресурсами. Программа исходит из того, что значимость и статус каждого субъекта находится в прямой зависимости от его умения эффективно использовать свои врожденные потенциалы и приобретенные возможности.
Учимся: Правильно использовать свои природные потенциалы и возможности.
Учимся: Классифицировать и структурировать информацию.
Учимся: Правильно формулировать вопросы, ставить и решать новые задачи.
Учимся: Правильно описывать профессиональный опыт, события, явления и факты.
Учимся: Правильно использовать кибернетические методы.
Учимся: Эффективно управлять системами.
Учимся: Создавать и использовать синергетические эффекты.
Учимся: Сравнивать и делать выбор.
Учимся: Правильно формулировать экспертные оценки.
Учимся: Принимать решения в стандартных условиях.
Учимся: Принимать решения в изменяющихся условиях.
Учимся: Принимать решения в непредсказуемых условиях.
Учимся: Правильно действовать в новой ситуации.
Учимся: Проектировать, моделировать и составлять сценарии.
Учимся: Разрабатывать сценарий своего «жизненного успеха».
Учимся: Преобразовывать сложные теоретические конструкции в кейсы готовых решений.
Учимся: Определить масштаб упущенных возможностей и не повторять ошибки в будущем.
Учимся: Подводит под общий знаменатель любые проблемы.
Учимся: Одним решением устранять целый кластер существующих проблем.
Учимся: Находить единственно правильное решение.
Учимся: Структурировать информационное пространство и планировать желаемые события.
***
Преамбула: обращение к читателям.
«В управлении не существует чисто экономических, политических,
социальных, организационных и каких-либо других отдельных проблем,
так как все они взаимосвязаны и взаимодействуют».
Концепция книги «Теоретические основы и практика применения знаний в области менеджмента в спорте» как учебного пособия строится на выводах о том, что: «Если есть естественные законы, управляющие жизнеспособными системами, то все системы должны им подчиняться». В практическом плане это означает, что если «все связано со всем», то существующие всеобщие принципы и общие законы управления и самоуправления действуют одинаково на всех уровнях и во всех сферах жизнедеятельности человека, поэтому феномен «управление» позволяет подвести под один знаменатель все существующие проблемы и найти единственно правильное решение. Данное утверждение объясняет, почему одни и те же принципы и законы, методы и модели, технологии и механизмы, аргументы и факты используются универсально во всех сферах человеческой деятельности, в том числе в спорте.
Предложенный курс лекций представляет собой пособие по «Научной организации труда» - «НОТ» применительно к любой сфере человеческой деятельности, в том числе к спортивно-тренерской работе. Достоверность, эффективность и полезность предложенных в данном учебнике знаний обеспечивается посредством лучших методов, стандартов и технологий, способных из сложных научных конструкций создавать кейсы готовых решений. Предложенные разработки позволят внедрить в практическую деятельность технологии, позволяющие структурировать информационное пространство, планировать желаемые события и одним решением устранять целый кластер проблем. В этом смысле данное издание является частью более глобального проекта, разработанного группой ученых во главе с Директором Центрального экономико-математического института РАН Академиком РАН В.Л. Макаровым: «ТРИИС» - «Территориальная (региональная) инновационная инвестиционная система как новая технологическая платформа социально-экономического развития регионов России».
Применительно к спорту кибернетический подход позволяет разработать новые эффективные методы в сфере учебно-образовательной, воспитательно-педагогической и тренерской подготовки высших спортивных достижений, где обратная связь проявляется как высокие достижения спортсмена, которые возникают в результате полного использования синергетики имеющихся потенциалов – физических, психических, духовно-волевых. Для этого нужно знать историю и теорию вопроса, знать с чего все начиналось и как развивалось; кто и что предлагал, рассматривая данный вопрос как нерешенную проблему, то есть провести вторичный анализ ранее полученных другими исследователями результатов, чтобы из того, «что есть» сделать то, «что надо», ориентируясь на прогнозы будущего.
«Навигатор». Каждая новая тема лекций включает в себя: «Постановку проблемы». «Историю вопроса». «Теорию вопроса». «Известные и новые решения данной проблемы». «Практика применения знаний по данной теме». «Задание: самостоятельная работа студента». «Тренинг по теме». «Контрольные вопросы по теме». «Словарь по теме». «Литература по теме».
Блок-модуль лекций №1. Теория. «Физическая реальность» - описывает общие принципы и законы развития любых динамически развивающихся систем и методов, посредством которых изучаются и формулируются эти законы. Посредством тех же методов и критериев производится поиск, выявление и отбор специалистов в сфере «Спортивного менеджмента» с задатками лидера по физическим, эмоциональным и интеллектуальным характеристикам.
Блок - Модуль лекций №2. Практика. «Управление развитием» - описывает феномен управления системами и факторы, влияющие на разработку и внедрение инноваций, которые являются обязательным условием повышения конкурентоспособности систем. Применительно к «Спортивной индустрии», управление инновациями необходимо внедрять при подготовке спортивных кадров. При любом виде деятельности менеджерам иногда приходится включать «монопольный режим управления процессом». Поэтому он должен знать и уметь применять принципы и законы при разработке сценариев перехода из ситуации «как было» и «как есть» в ситуацию «как надо». Поэтому специалистам этой сферы деятельности необходимо иметь знания и навыки применения принципов и методов выбора стратегии, тактики и операционного управления любыми процессами: общественно-политическими, социально-экономическими, организационно-коммерческими, тренировочными и спортивно-соревновательными. Оценка и выбор кандидатов осуществляется посредством «Матрицы профессиональной компетенции», а потенциал, возможности и способности спортсмена определяются посредством «Паспорта функциональных ресурсов спортсмена».
Блок - Модуль лекций №3. Внедрение. «Спортивная индустрия» - описывает структуру и содержание спортивно-оздоровительной деятельности, а так же связи, которые обеспечивают социальные коммуникации в процессе организации спортивной деятельности, связанной с ней спортивной индустрией и средствами массовой информации. Одним из основных элементов в данной сфере деятельности является «Спортивная педагогика», которая готовит кадры для управления развитием спорта как системы. В качестве примера использования теоретических знаний (принципов, законов и методов) на практике, дается «Концепция спортивной тренировки».