04 мая 2008
4925

Терентий Мещеряков: Байкерский сезон в Петербурге

Ведущий: Виталий Лукашов.

Гости: Алексей Верещагин, старший государственный инспектор технического отдела Управления ГИБДД по Санкт-Петербургу; Терентий Мещеряков, депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.

В. ЛУКАШОВ: Будьте внимательны! Петербургские байкеры официально открыли новый сезон организованным шествием железных коней и жокеев от площади Победы до "Юбилейного". И тут же - первое в новом сезоне ДТП произошло на Каменноостровском проспекте. К счастью, мотоциклист отделался испугом и ушибами. Но только за прошлый год в городе произошло более тысячи дорожно-транспортных происшествий с мотоциклами.

Вечное противостояние: автомобилисты и пешеходы возмущаются огромными скоростями, на которых мотоциклы гоняют по улицам, агрессивным поведением на дороге и ревущими в любое время суток моторами. В свою очередь байкеры заявляют, что их не воспринимают, как полноценных участников дорожного движения.

Так кто же кому мешает жить и передвигаться? Почему мотоциклы и их хозяева вызывают столько нареканий? Почему байки считаются одним из самых опасных видов транспорта? И также сегодня обсуждаем инициативу ужесточения контроля за двухколёсным транспортом.

В нашем обсуждении сегодня примут участие депутат законодательного собрания Терентий Мещеряков и старший государственный инспектор технического отдела Управления ГИБДД по Санкт-Петербургу. Вы спросите, почему же мы сегодня не пригласили ни одного главного виновника торжества - байкера. Но это не так. На мотоцикле к нам на "Пятый канал" приехал тот самый старший инспектор ГИБДД Алексей Верещагин.

Звоните к нам в студию. Не забывайте и про наш сайт, мы ждём Ваших вопросов и мнений.

Итак, я представлю наших гостей. Алексей Верещагин, мотоциклист, старший государственный инспектор технического отдела Управления ГИБДД по Санкт-Петербургу. Здравствуйте, Алексей Леонидович.

А. ВЕРЕЩАГИН: Добрый вечер.

В. ЛУКАШОВ: Из открытой студии "Пятого канала" к нам присоединяется Терентий Мещеряков, депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. Добрый вечер, Терентий Владимирович.

Т. МЕЩЕРЯКОВ: Здравствуйте.

В. ЛУКАШОВ: Алексей Леонидович, открылся новый мотосезон. Рады ли Вы этому? Вы сегодня приехали на мотоцикле. И что это значит для города?

А. ВЕРЕЩАГИН: Ну, открытие сезона - это радость для любого мотоциклиста. Для любого человека это радость, потому что весна, лето на носу, это интересно, это приятно. Ну, а для меня - это экономия времени, во-первых, почему я и езжу на мотоцикле. Мне интересно, мне приятно на нём ездить. Мне удобно на нём ездить. Я на нём и езжу.

В. ЛУКАШОВ: Терентий Владимирович, Вы разделяете такое положительное отношение к открытию мотосезона?

Т. МЕЩЕРЯКОВ: Да, ну весна - это, безусловно, хорошо, что такая хорошая погода, тёплая в нашем городе. Но, конечно, каждый раз с открытием мотосезона возникает такая проблема, как безопасность и мотоциклистов, и других участников дорожного движения. Поэтому помимо положительных эмоций это приносит и некие заботы для всех нас.

В. ЛУКАШОВ: И для депутатов в том числе?

Т. МЕЩЕРЯКОВ: Безусловно. Потому что это же город. Город - единый организм. И каждый раз мы видим - я вот сегодня, перед тем, как ехать сюда на студию, посмотрел в Интернете слова на тему "мотоциклист" - и в новостях выдавали в основном: там разбился мотоциклист, здесь ДТП с участием мотоциклиста.

В. ЛУКАШОВ: Ну я Вам, знаете, скажу, что если бы Вы ввели слово "автомобилист", результат был бы примерно такой же. Алексей Леонидович, Вы сейчас ответили как настоящий мотоциклист, настоящий байкер. Но Вы у нас всё-таки сегодня не только в этой ипостаси. Вы всё-таки ещё и старший инспектор ГИБДД. Вот как для инспектора ГИБДД - что для Вас открытие мотосезона? Нет ли какого-либо конфликта интересов в самом себе, внутри, как байкера и как инспектора ГИБДД?

А. ВЕРЕЩАГИН: Я без ложной скромности могу сказать, что как сотрудник ГИБДД и как нормальный мотоциклист, соблюдаю правила дорожного движения.

В. ЛУКАШОВ: Вам по рангу положено.

А. ВЕРЕЩАГИН: Ну, так и любому человеку, участнику дорожного движения положено соблюдать правила дорожного движения. То есть, я езду на исправном транспортном средстве, я в защитном шлеме в обязательном порядке.

В. ЛУКАШОВ: Но Вы сказали, что время сейчас будете экономить. Скорость-то не превышаете?

А. ВЕРЕЩАГИН: Если честно - чуть-чуть, на старте. Потому что безопасность от этого зависит. Такой порядок везде - со светофора чуть-чуть поджал, ушёл, к светофору следующему подъезжаешь - 60, нормально.

В. ЛУКАШОВ: Терентий Владимирович, ну вот мы затронули, пожалуй, два основных аспекта: безопасность и скорость. Что Вы думаете? Насколько это безопасно? Насколько режим скоростной соблюдают мотоциклисты в городе?

Т. МЕЩЕРЯКОВ: На самом деле, я тоже умею ездить на мотоцикле, хотя у меня нет прав категории "А", и вот здесь...

В. ЛУКАШОВ: Ага, то есть, Вы ездили без категории на мотоцикле?

Т. МЕЩЕРЯКОВ: Да, ездил, признаюсь честно, ездил без категории.

В. ЛУКАШОВ: Алексей Леонидович, на заметку возьмите, да?

Т. МЕЩЕРЯКОВ: И здесь, я, кстати говоря, хотел узнать, что требуется для открытия категории. И обнаружил, что на самом деле, это серьёзная проблема для нашего города и для всех участников дорожного движения. Что на самом деле категория "А" - это единственная категория, которую можно получить экстерном. Для этого нет необходимости заканчивать ни мотошколу, ни автошколу. Приходишь в ГАИ, сдаёшь экзамен по карточкам, едешь круг на мотоцикле во дворе Управления и получаешь документ, дающий право на управление мотоциклом. И на мой взгляд, наверное, одна из причин, почему происходит так много аварий в настоящее время с мотоциклистами - это потому, что очень много людей технически и профессионально неподготовленных получают права на управление мотоцикла.

В. ЛУКАШОВ: Алексей Леонидович, ну вот это же отчасти и к Вам претензия. Терентий Владимирович признался, что не получал права на управление мотоциклом, но он со знанием дела рассказывает: "У меня нет прав для мотоцикла". Это действительно так? Отчасти претензии к ГИБДД. Почему экстерном можно сдать экзамен на мотоцикле? Я думаю, что это не самый безопасный вид транспорта.

А. ВЕРЕЩАГИН: Ну, человек сдаёт экзамен на категорию "А", он же экзамен проходит, теоретический экзамен сдаёт как все водители, как все участники дорожного движения при использовании транспортных средств. И потом сдаёт практический экзамен. Терентий Владимирович немножко неправильно сказал. Он не просто по кругу ездит, он сдаёт определённые задания выполняет, то есть проезд по квадрату, "восьмёрка", "змейка" в одну сторону, в другую сторону.

В. ЛУКАШОВ: То есть, ко всем - и к автомобилистам, и к мотоциклистам одинаково беспристрастны.

А. ВЕРЕЩАГИН: Если человек не умеет управлять мотоциклом, то он права не получит, естественно.

В. ЛУКАШОВ: Давайте послушаем звонок. Добрый вечер, "Петербургский час", мы Вас слушаем. Представьтесь, пожалуйста.

ЗВОНОК: Здравствуйте. Меня зовут Николай Владимирович. Я проживаю Каменноостровский проспект, 2/29. Это в створе Большой Пушкарской улицы. Огромная арка - у меня двор-колодец. Ночью невозможно спать ни детям, ни взрослым, никому. Потому что едут байкеры с огромным шумом. Ребята, прошу, ездийте там, где нет населения. Гоняйтесь на здоровье, но дайте людям спать. Спасибо за внимание.

В. ЛУКАШОВ: Спасибо, Николай Владимирович. Вот, Терентий Владимирович, переадресую. Мы с Вами встречались, помнится, не так давно по поводу закона - как правильно формулируется-то? - о тишине, о нарушении тишины. Вот сразу вопрос. Когда мотоцикл ночью грохочет - это нарушение закона о тишине?

Т. МЕЩЕРЯКОВ: Да, безусловно, это нарушение Закона об административной ответственности за нарушение тишины в ночное время. На самом деле, этот вопрос связан ещё и со второй проблемой, что в настоящее время в Санкт-Петербурге нет ни одного специализированного центра, где мотоциклы проходят технический осмотр. Фактически, мотоциклист, для того, чтобы получить государственный технический осмотр, приезжает на обычную станцию, где в основном проходят осмотр автомобилисты, мигает поворотниками, включает сигнал...

В. ЛУКАШОВ: Ну, как обычно, понятно.

Т. МЕЩЕРЯКОВ: Да. И уезжает после этого. Какой шум? Переоборудован ли глушитель у этого мотоцикла? Кто это проверяет? И это достаточно серьёзная проблема, потому что, на мой взгляд, конечно, должны быть в городе специализированные станции именно для мотоциклистов.

В. ЛУКАШОВ: Понятно, мы поняли. Алексей Леонидович, ну вот действительно, кто это проверяет? Я сам был много раз свидетелем на Каменноостровском не только в ночное время, но и днём - знаете, когда мимо пронесётся толпа, там не то что разговаривать, а заикой можно стать, когда вдруг внезапно под ухом загремит.

А. ВЕРЕЩАГИН: Я понял. Если на больших оборотах пронесётся даже отечественный автомобиль "Жигули" на второй, на третьей передаче и максимальный газ выжмет - грохот будет не меньше. То же самое при эксплуатации мотоцикла. На больших оборотах, на низких передачах он ревёт очень сильно. Ну это всё зависит, конечно, от воспитания, от порядочности человека.

В. ЛУКАШОВ: И, я подозреваю, от контроля всё-таки. Есть ли у нас в городе, в Петербурге, контроль за уровнем шумности транспортного средства, мотоцикла?

А. ВЕРЕЩАГИН: При проведении технического осмотра все параметры, которые снимаются с автомобиля, такие же параметры снимаются и с мотоцикла.

В. ЛУКАШОВ: Почему же тогда ночью? Я сам под окном - я живу не в самом центре города или у Большого проспекта, понимаете - но даже у меня под окном иногда такой грохот от мотоциклов стоит. Я понимаю, что нельзя везде поставить по постовому. Но как с этим можно бороться? Что может предъявить Госинспекция безопасности дорожного движения мотоциклу, который в 23.00, в полночь, в час ночи проносится с рёвом по улицам?

А. ВЕРЕЩАГИН: Видимо, только вылавливать, останавливать, наказывать.

В. ЛУКАШОВ: У меня сразу вопрос. Возможно ли мотоциклиста, который мчится - даже по Невскому проспекту, видел много раз, вот он промчался, "Формула-1", на людях волосы зашевелились бы, если бы они рядом стояли - промчался, сам видел. И пока инспектор даже подумает, что нужно жезл поднять, мотоцикл уже в полукилометре. Вот возможно ли вообще остановить мотоцикл, который нарушает скоростной режим?

А. ВЕРЕЩАГИН: Я думаю, возможно. Я не пробовал.

В. ЛУКАШОВ: Вы не пробовали?

А. ВЕРЕЩАГИН: Я не пробовал.

В. ЛУКАШОВ: Но Вы на мотоцикле ездите. Вы пробовали когда-нибудь угнаться за таким нарушителем?

А. ВЕРЕЩАГИН: Специфика моей работы не заключается в том, чтобы я при эксплуатации служебного мотоцикла кого-то гонял, догонял, преследовал.

В. ЛУКАШОВ: А кроме как на мотоцикле можно ли догнать мотоциклиста?

А. ВЕРЕЩАГИН: Можно, почему нет. У нас техника достаточно хорошая в ГИБДД.

В. ЛУКАШОВ: Вы знаете, я слышал - может, это байка такая, но я слышал - есть такая то ли гласная, то ли негласная инструкция, что если мотоциклист нарушает скоростной режим, причём очень серьёзно, то сотрудникам в какой-то степени даже не рекомендуется его преследовать, догонять, дабы не заставлять его увеличивать скорость и не подвергать опасности его жизнь и жизнь окружающих. Есть такое?

А. ВЕРЕЩАГИН: Ещё раз говорю - в специфику моей работы это не входит. Работа дорожно-патрульной службы немножко отличается...

В. ЛУКАШОВ: Вы же как байкер должны это знать.

А. ВЕРЕЩАГИН: Я ни от кого не убегаю, я никого не догоняю. Я езжу так, что за мной гоняться не надо. Если меня останавливают - я останавливаюсь. Проверяют документы - я предъявляю. Мне скрывать нечего, у меня всё в порядке.

В. ЛУКАШОВ: Терентий Владимирович, слышал много раз мнение людей, окна которых выходят на проспект, по которому гоняют байкеры - запретить по ночам движение мотоциклов. Не чешутся руки, так сказать, ужесточить правила движения в ночное время?

Т. МЕЩЕРЯКОВ: На мой взгляд, безусловно, то законодательство, которое существует - оно требует некой корректировки.

В. ЛУКАШОВ: Ну вот какой?

Т. МЕЩЕРЯКОВ: Ну Вы правильно сказали, что много зависит именно от качественной работы инспекторов дорожной службы.

В. ЛУКАШОВ: Давайте подробнее. Вы сказали "некой корректировке". Что значит "некая корректировка"? Ужесточить? Или же какие-то другие методы?

Т. МЕЩЕРЯКОВ: Я думаю, что это прежде всего, конечно, ужесточение ответственности и строгий контроль за соблюдений действующего законодательства. Потому что не секрет, что те же талоны государственного технического осмотра, как было сказано в предыдущем сюжете, они зачастую просто приобретаются, каким-то образом появляются на рынке. Вот сейчас показывали сюжет по "Пятому каналу" о том, что фотографируют автомобили на станциях. На самом деле, если бы у нас и сотрудники ГИБДД останавливали, контролировали действие и тех же городских законов за нарушение тишины в ночное время, и контролировали тот же скоростной режим, независимо от того, что требуются определённые усилия, чтобы догнать мотоциклиста.

В. ЛУКАШОВ: Так у Вас всё же претензии больше всего к байкерам или к ГИБДД? Вот скажите чётко, на Ваш взгляд, как законодателя, где нужно ужесточить - раз, два, три.

Т. МЕЩЕРЯКОВ: Я могу сказать, что у нас есть Инспекция по безопасности дорожного движения, это тот орган, который должен за безопасность дорожного движения в городе отвечать. Если есть проблемы с безопасностью - то это в первую очередь вопросы к Государственной инспекции безопасности дорожного движения.

В. ЛУКАШОВ: Ну, Вы знаете, не знаю, конечно, можно и поспорить, как с ремнями безопасности тоже было - при чём тут инспекторы безопасности дорожного движения. Сказали штраф 500 рублей за непристёгнутый ремень - все пристёгиваются. Наверное, не только к инспекторам вопрос должен быть. Ну, как бы то ни было, в головах жителей уже давно сформировался классический образ мотоциклиста. Итак, каким видят горожане среднестатистического байкера? Слово Кириллу Пищальникову.

В. ЛУКАШОВ: Спасибо Кириллу Пищальникову. Алексей Леонидович, может быть, несколько гипертрофированная картина, но люди говорят. Узнали себя в этом образе?

А. ВЕРЕЩАГИН: Нет, абсолютно.

В. ЛУКАШОВ: Абсолютно. Вы знаете, Бог с ним, с банданой. С костылём всё понятно, потому что если мотоцикл попадает в аварию - это не автомобиль, где крыло можно помять. Вот меня больше всего напрягла бутылка пива, банка пива. Вот стереотип такой что - слышали - байкер вечно пьяный, нарушающий правила. Это так? Я не за Вас спрашиваю.

А. ВЕРЕЩАГИН: Я понимаю. Сколько у меня есть знакомых, большинство, во всяком случае, этих знакомых-мотоциклистов, настоящих мотоциклистов, с хорошими, дорогими, тяжёлыми мотоциклами, которые занимаются этим делом больше десятка лет - они себя не называют байкерами. Они себя называют мотоциклистами. Я тоже себя также называю, я очень не люблю, когда меня называют байкером. Я - мотоциклист, я люблю это дело, мне это нравится. И люди, с которыми я общаюсь, точно также себя называют. А что касается банки, бутылки пива - ну, я так думаю, что это в большинстве случаев связано с фильмами американскими старыми.

В. ЛУКАШОВ: Ну знаете, справедливости ради скажу, что был за городом несколько раз вот на этих шоу, не знаю - тоже, открытие сезона или что там. Ну, частенько они там гоняются после, может не изрядной, но всё-таки дозы алкоголя. Давайте прервёмся. О том, как исправить реноме мотоциклистов в Ваших глазах, прежде всего, мы поговорим сразу после рекламы.

В. ЛУКАШОВ: "Петербургский час" в прямом эфире, мы продолжаем. Уважаемые гости, давайте дадим слово телезрителям. У нас звонок есть. Добрый вечер, Вы до нас дозвонились, мы Вас слушаем.

ЗВОНОК: Добрый вечер. Меня зовут Роман.

В. ЛУКАШОВ: Здравствуйте.

ЗВОНОК: Я мотоциклист со стажем 8 или 9 лет. Что хотел сказать по поводу Вашей передачи. Видимо, господин депутат очень сильно "плавает" в вопросах безопасности езды на мотоцикле. Потому что не представляет себе то, что творится. Я бы хотел предложить ограничение мощности мотоциклов для новичков. Это первое. Второе - контроль за теми, кто ездил без защиты и обязательное ужесточение наказания. И ещё - пилот должен отвечать за своего пассажира. Сейчас очень много людей, которые катают девчонок практически голых и без защиты. Если он упал - он в защите, с ним ничего не происходит, а девчонки потом по 5, по 6 лет лечат кожу себе. Вот такие ситуации.

В. ЛУКАШОВ: Спасибо Вам, Роман. Терентий Владимирович, ну вот мы с Вами всё пытались конкретику выяснить, что же нужно ужесточать. Вот предложения от мотоциклиста. Возьмёте на заметку?

Т. МЕЩЕРЯКОВ: Безусловно, предложение ввести дополнительные категории - оно, кстати, обсуждалось, вместо нынешних пяти сделать четырнадцать категорий, в том числе ввести категорию для скутеров и категорию для лёгких мотоциклов. Я думаю, что этот вопрос будет принят, и будет принят в ближайшее время. Что же касается ужесточения ответственности, на самом деле мы можем бесконечно ужесточать ответственность, вводить дополнительные штрафы и санкции...

В. ЛУКАШОВ: Для мотоциклистов?

Т. МЕЩЕРЯКОВ: И для мотоциклистов, и для всех остальных. Если сотрудники ГИБДД, как мы выяснили - они не останавливают мотоциклы. Я ведь на самом деле тоже видел ситуации, когда идёт контроль скорости, останавливают машину, пролетает мимо мотоцикл на скорости 150 км/ч, никакой реакции от сотрудника инспекции нет. Мы можем вводить бесконечные штрафы...

В. ЛУКАШОВ: Извините, перебью Вас. Алексей Леонидович, вот тоже, сколько раз наблюдал такую картину. Почему не останавливают?

А. ВЕРЕЩАГИН: Останавливают. В обязательном порядке останавливают нарушителей скоростного режима.

В. ЛУКАШОВ: Может, в выборочном порядке как-то останавливают? На Невском проспекте много сотрудников ГИБДД?

А. ВЕРЕЩАГИН: Я Вам не скажу этого.

В. ЛУКАШОВ: Мне кажется, много. Но там проносятся взад-вперёд и хоть бы что.

А. ВЕРЕЩАГИН: Это Вы имеете в виду ночное время?

Т. МЕЩЕРЯКОВ: Да и в ночное, и в дневное.

В. ЛУКАШОВ: И в дневное. В дневное время по левой полосе - вперёд. Если есть свободное хоть что-то - мотоциклу же долго не надо чтобы скорость набрать - вжик и поехал.

А. ВЕРЕЩАГИН: Вот этого я Вам не скажу.

В. ЛУКАШОВ: Не скажете?

А. ВЕРЕЩАГИН: Нет.

В. ЛУКАШОВ: А кто же тогда скажет? Давайте ещё один звонок послушаем. Добрый вечер, "Петербургский час", Вы в прямом эфире.

ЗВОНОК: Здравствуйте. Меня зовут Ольга Геннадьевна. Меня волнует вопрос подростков. У меня ребёнку 12 лет, мы ему купили скутер. Он пока, конечно, ездит по дворам. Но ситуация в том, что меня волнует, что прав не нужно - я знаю. Но остальной законодательной базы абсолютно нет. Не дай Бог, какое-то ДТП, кто будет виноват - ребёнок, мы? Ну, получается, что как бы водитель, потому что ребёнку 12 лет.

В. ЛУКАШОВ: Ольга Геннадьевна, Вы 12-летнему ребёнку купили скутер, мопед?

ЗВОНОК: Мопед.

В. ЛУКАШОВ: И не разбираясь о том, можно ли, нельзя ли и так далее?

ЗВОНОК: Ну как бы вот так получилось, что не разбираясь. И где можно его застраховать.

В. ЛУКАШОВ: Так получилось, что купили, да?

ЗВОНОК: Да, так получилось, что дедушка вот у нас сплоховал, купил ребёнку прелесть, так сказать. А теперь мы мучаемся, мы не знаем, мы боимся. Мы не знаем, что делать дальше.

В. ЛУКАШОВ: Спасибо Вам, Ольга Геннадьевна. Алексей Леонидович, вот видите - купили 12-летнему ребёнку скутер, теперь мучаются. Вообще, важная проблема, на самом деле. На скутер, действительно, ни прав не нужно, и стоит он - и новый не так уж, чтоб недоступно, а подержанный - тем паче. Вот что с этой проблемой? Можно ли 12-летнему ребёнку ездить на скутере, скажите?

А. ВЕРЕЩАГИН: Это всё зависит от родителей. Хотят - покупают, хотят - не покупают.

В. ЛУКАШОВ: А закон что говорит?

А. ВЕРЕЩАГИН: Ну, на это транспортное средство - Вы же сказали, ни водительского удостоверения не надо, ни защиты, ни навыков никаких. Это, я считаю, что глупость.

В. ЛУКАШОВ: Слушайте, ну я тоже считаю, что это глупость. Но Вас это устраивает?

А. ВЕРЕЩАГИН: Нас это не устраивает. Сейчас - уважаемый депутат это уже сказал - этот вопрос решается по категориям водительских удостоверений, по категориям кубатуры, это всё рассматривается вопрос.

В. ЛУКАШОВ: Терентий Владимирович, может, на этом, действительно, сконцентрироваться в первую очередь? Бог с ними, со взрослыми мотоциклистами, но у меня вот в голове не укладывается - 12-летний ребёнок за рулём транспортного средства.

Т. МЕЩЕРЯКОВ: Меня, конечно, несколько удивил ответ Алексея Леонидовича. Потому что в Правилах дорожного движения точно сказано, что у нас можно мопедом управлять до 50 кубических сантиметров только с 16 лет. И, конечно, 12-летний ребёнок - он по действующему законодательству не может ездить на скутере.

В. ЛУКАШОВ: Это правда, Алексей Леонидович?

А. ВЕРЕЩАГИН: По поводу?

В. ЛУКАШОВ: Прав Терентий Владимирович?

А. ВЕРЕЩАГИН: Затрудняюсь ответить.

В. ЛУКАШОВ: Затрудняетесь. А мне вот интересно.

А. ВЕРЕЩАГИН: С 16 лет разрешается управлять мотоциклом и получать категорию "А".

В. ЛУКАШОВ: То есть, про скутер вообще ничего в законодательстве не казано?

А. ВЕРЕЩАГИН: Про скутер вообще ничего не сказано в законодательстве. А про мотоцикл категории "А" сказано, что с 16 лет человек имеет право обучаться и получать водительское удостоверение категории "А".

Т. МЕЩЕРЯКОВ: Хочу внести поправку, что на самом деле было принято изменение и в Правила дорожного движения, и в Кодекс об административных правонарушениях, поэтому все права у нас можно получать с 18 лет. У нас такого облегчённого порядка, как с 16 лет, как можно было раньше получить - их нет.

В. ЛУКАШОВ: Терентий Владимирович, но на скутер действительно не нужны права. Я уж не знаю, можно ли 5-летнего ребёнка посадить за скутер. Видимо да, следуя этой логике.

Т. МЕЩЕРЯКОВ: Права на скутер не нужны, но управлять транспортным средством с объёмом двигателя меньше 50 кубических сантиметров и скоростью менее 50 км/ч, можно с 16 лет.

В. ЛУКАШОВ: И велосипедом тоже?

Т. МЕЩЕРЯКОВ: Про велосипед здесь ничего не сказано.

В. ЛУКАШОВ: Но это же тоже двухколёсное транспортное средство.

Т. МЕЩЕРЯКОВ: Но оно без двигателя. То есть если это мопед, скутер, то им можно управлять с 16, с 18 лет. Кстати, я считаю, что надо ввести на самом деле - и такая возможность есть на уровне регионов, и был опыт такой в Москве, правда, не очень успешный - когда правительство города Москвы ввело свои права на скутера от 16 лет, чтобы подростки получали. Правда, по информации ГИБДД за год действия этого постановления только 7 человек на весь город Москву обратилось за разрешением на управлением транспортным средством.

В. ЛУКАШОВ: Прекрасно. Сколько в Москве проживает? 10 миллионов, 12? 7 человек обратились - ну чего, хорошая статистика. Вы знаете, я сегодня посмотрел некоторые рекомендации - ну там умные люди рекомендуют тем, кто ездит за скутером, даже в нетрезвом состоянии - вот то, что вы говорите, как велосипед: если видите сотрудника ГИБДД - вы сойдите со скутера и ведите его рядом, и говорите что это самокат. Ну, впрочем, всё новое - это хорошо забытое старое. И что-то подобное нынешней моде на скутеры мы уже проходили лет эдак 40 назад. Слово - режиссёру Борису Гершту.

В. ЛУКАШОВ: Спасибо, Борис Иосифович. Алексей Леонидович, сколько сейчас, кстати, штраф за езду без шлема?

А. ВЕРЕЩАГИН: Не знаю, потому что я езжу в шлеме.

В. ЛУКАШОВ: А я очень часто вижу, как на чопперах - ну, на больших таких мотоциклах с длинной вилкой - ездят в банданах. Бандана - это же не шлем, нарушение?

А. ВЕРЕЩАГИН: Да, конечно.

В. ЛУКАШОВ: Терентий Владимирович, ну вот, тем не менее, что же можно сделать, чтобы какое-то понимание найти? Вот, Алексей Леонидович нашёл понимание - он и мотоциклист, и сотрудник ГИБДД. То есть, в этом смысле, я понимаю, нашёл. Что же можно сделать, чтобы найти понимание между теми же автомобилистами и мотоциклистами? Ведь не секрет, что большинство аварий с участием мотоциклов случаются по той причине, что водитель автомобиля не увидел мотоцикл. Ну не увидел и всё.

Т. МЕЩЕРЯКОВ: Да. Я хочу сказать, что штраф за езду без шлема у нас 500 рублей, такой же, как и за езду без ремня безопасности. А что делать? На мой взгляд, конечно, надо вводить права на управление скутерами, на управление мопедами. Надо ввести более жёсткие требования к получению прав для мотоциклистов для категории "А". Может быть, действительно, ввести, как было предложение начальника ГИБДД Кирьянова - ввести две категории, "А" и "А1". Необходимо вести серьёзную работу в рамках пропаганды правил дорожного движения и среди мотоциклистов, изменять вот тот образ байкера, который существует - пьяный, на костылях, с банданой. Всё-таки делать, чтобы его рассматривали как полноправного участника дорожного движения. Конечно, я считаю, что тогда наш город будет более безопасны с точки зрении дорожного движения мотоциклистов, тех людей, которые ездят на скутерах. Это, в том числе, поможет решить и дорожную проблему, потому что скутер занимает меньше места.

В. ЛУКАШОВ: Спасибо, Терентий Владимирович. Алексей Леонидович, ну вот опять же, к Вам обращаюсь, к Вашему личному примеру. Примирились же в Вас два человека - байкер и сотрудник ГИБДД. Коротко ответьте, что нужно сделать, чтобы во всём остальном такой же баланс наблюдался равновесие.

А. ВЕРЕЩАГИН: Наверное, относиться друг к другу по-человечески. Что пешеходам к автомобилистам, что автомобилистам к пешеходам и мотоциклистам, мотоциклистам к автомобилистам. И всё.

В. ЛУКАШОВ: Спасибо Вам большое. Спасибо, что были гостями "Петербургского часа". Золотые слова. Всего доброго.

А "Телекурьер" сегодня тоже занимался транспортной проблемой. Но речь шла не о мотоциклах, а об автобусах. Точнее, об их отсутствии.


Дата: 04.05.2008, 10:35

Байкерский сезон в Петербурге

Ведущий: Виталий Лукашов.

Гости: Алексей Верещагин, старший государственный инспектор технического отдела Управления ГИБДД по Санкт-Петербургу; Терентий Мещеряков, депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.

В. ЛУКАШОВ: Будьте внимательны! Петербургские байкеры официально открыли новый сезон организованным шествием железных коней и жокеев от площади Победы до "Юбилейного". И тут же - первое в новом сезоне ДТП произошло на Каменноостровском проспекте. К счастью, мотоциклист отделался испугом и ушибами. Но только за прошлый год в городе произошло более тысячи дорожно-транспортных происшествий с мотоциклами.

Вечное противостояние: автомобилисты и пешеходы возмущаются огромными скоростями, на которых мотоциклы гоняют по улицам, агрессивным поведением на дороге и ревущими в любое время суток моторами. В свою очередь байкеры заявляют, что их не воспринимают, как полноценных участников дорожного движения.

Так кто же кому мешает жить и передвигаться? Почему мотоциклы и их хозяева вызывают столько нареканий? Почему байки считаются одним из самых опасных видов транспорта? И также сегодня обсуждаем инициативу ужесточения контроля за двухколёсным транспортом.

В нашем обсуждении сегодня примут участие депутат законодательного собрания Терентий Мещеряков и старший государственный инспектор технического отдела Управления ГИБДД по Санкт-Петербургу. Вы спросите, почему же мы сегодня не пригласили ни одного главного виновника торжества - байкера. Но это не так. На мотоцикле к нам на "Пятый канал" приехал тот самый старший инспектор ГИБДД Алексей Верещагин.

Звоните к нам в студию. Не забывайте и про наш сайт, мы ждём Ваших вопросов и мнений.

Итак, я представлю наших гостей. Алексей Верещагин, мотоциклист, старший государственный инспектор технического отдела Управления ГИБДД по Санкт-Петербургу. Здравствуйте, Алексей Леонидович.

А. ВЕРЕЩАГИН: Добрый вечер.

В. ЛУКАШОВ: Из открытой студии "Пятого канала" к нам присоединяется Терентий Мещеряков, депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. Добрый вечер, Терентий Владимирович.

Т. МЕЩЕРЯКОВ: Здравствуйте.

В. ЛУКАШОВ: Алексей Леонидович, открылся новый мотосезон. Рады ли Вы этому? Вы сегодня приехали на мотоцикле. И что это значит для города?

А. ВЕРЕЩАГИН: Ну, открытие сезона - это радость для любого мотоциклиста. Для любого человека это радость, потому что весна, лето на носу, это интересно, это приятно. Ну, а для меня - это экономия времени, во-первых, почему я и езжу на мотоцикле. Мне интересно, мне приятно на нём ездить. Мне удобно на нём ездить. Я на нём и езжу.

В. ЛУКАШОВ: Терентий Владимирович, Вы разделяете такое положительное отношение к открытию мотосезона?

Т. МЕЩЕРЯКОВ: Да, ну весна - это, безусловно, хорошо, что такая хорошая погода, тёплая в нашем городе. Но, конечно, каждый раз с открытием мотосезона возникает такая проблема, как безопасность и мотоциклистов, и других участников дорожного движения. Поэтому помимо положительных эмоций это приносит и некие заботы для всех нас.

В. ЛУКАШОВ: И для депутатов в том числе?

Т. МЕЩЕРЯКОВ: Безусловно. Потому что это же город. Город - единый организм. И каждый раз мы видим - я вот сегодня, перед тем, как ехать сюда на студию, посмотрел в Интернете слова на тему "мотоциклист" - и в новостях выдавали в основном: там разбился мотоциклист, здесь ДТП с участием мотоциклиста.

В. ЛУКАШОВ: Ну я Вам, знаете, скажу, что если бы Вы ввели слово "автомобилист", результат был бы примерно такой же. Алексей Леонидович, Вы сейчас ответили как настоящий мотоциклист, настоящий байкер. Но Вы у нас всё-таки сегодня не только в этой ипостаси. Вы всё-таки ещё и старший инспектор ГИБДД. Вот как для инспектора ГИБДД - что для Вас открытие мотосезона? Нет ли какого-либо конфликта интересов в самом себе, внутри, как байкера и как инспектора ГИБДД?

А. ВЕРЕЩАГИН: Я без ложной скромности могу сказать, что как сотрудник ГИБДД и как нормальный мотоциклист, соблюдаю правила дорожного движения.

В. ЛУКАШОВ: Вам по рангу положено.

А. ВЕРЕЩАГИН: Ну, так и любому человеку, участнику дорожного движения положено соблюдать правила дорожного движения. То есть, я езду на исправном транспортном средстве, я в защитном шлеме в обязательном порядке.

В. ЛУКАШОВ: Но Вы сказали, что время сейчас будете экономить. Скорость-то не превышаете?

А. ВЕРЕЩАГИН: Если честно - чуть-чуть, на старте. Потому что безопасность от этого зависит. Такой порядок везде - со светофора чуть-чуть поджал, ушёл, к светофору следующему подъезжаешь - 60, нормально.

В. ЛУКАШОВ: Терентий Владимирович, ну вот мы затронули, пожалуй, два основных аспекта: безопасность и скорость. Что Вы думаете? Насколько это безопасно? Насколько режим скоростной соблюдают мотоциклисты в городе?

Т. МЕЩЕРЯКОВ: На самом деле, я тоже умею ездить на мотоцикле, хотя у меня нет прав категории "А", и вот здесь...

В. ЛУКАШОВ: Ага, то есть, Вы ездили без категории на мотоцикле?

Т. МЕЩЕРЯКОВ: Да, ездил, признаюсь честно, ездил без категории.

В. ЛУКАШОВ: Алексей Леонидович, на заметку возьмите, да?

Т. МЕЩЕРЯКОВ: И здесь, я, кстати говоря, хотел узнать, что требуется для открытия категории. И обнаружил, что на самом деле, это серьёзная проблема для нашего города и для всех участников дорожного движения. Что на самом деле категория "А" - это единственная категория, которую можно получить экстерном. Для этого нет необходимости заканчивать ни мотошколу, ни автошколу. Приходишь в ГАИ, сдаёшь экзамен по карточкам, едешь круг на мотоцикле во дворе Управления и получаешь документ, дающий право на управление мотоциклом. И на мой взгляд, наверное, одна из причин, почему происходит так много аварий в настоящее время с мотоциклистами - это потому, что очень много людей технически и профессионально неподготовленных получают права на управление мотоцикла.

В. ЛУКАШОВ: Алексей Леонидович, ну вот это же отчасти и к Вам претензия. Терентий Владимирович признался, что не получал права на управление мотоциклом, но он со знанием дела рассказывает: "У меня нет прав для мотоцикла". Это действительно так? Отчасти претензии к ГИБДД. Почему экстерном можно сдать экзамен на мотоцикле? Я думаю, что это не самый безопасный вид транспорта.

А. ВЕРЕЩАГИН: Ну, человек сдаёт экзамен на категорию "А", он же экзамен проходит, теоретический экзамен сдаёт как все водители, как все участники дорожного движения при использовании транспортных средств. И потом сдаёт практический экзамен. Терентий Владимирович немножко неправильно сказал. Он не просто по кругу ездит, он сдаёт определённые задания выполняет, то есть проезд по квадрату, "восьмёрка", "змейка" в одну сторону, в другую сторону.

В. ЛУКАШОВ: То есть, ко всем - и к автомобилистам, и к мотоциклистам одинаково беспристрастны.

А. ВЕРЕЩАГИН: Если человек не умеет управлять мотоциклом, то он права не получит, естественно.

В. ЛУКАШОВ: Давайте послушаем звонок. Добрый вечер, "Петербургский час", мы Вас слушаем. Представьтесь, пожалуйста.

ЗВОНОК: Здравствуйте. Меня зовут Николай Владимирович. Я проживаю Каменноостровский проспект, 2/29. Это в створе Большой Пушкарской улицы. Огромная арка - у меня двор-колодец. Ночью невозможно спать ни детям, ни взрослым, никому. Потому что едут байкеры с огромным шумом. Ребята, прошу, ездийте там, где нет населения. Гоняйтесь на здоровье, но дайте людям спать. Спасибо за внимание.

В. ЛУКАШОВ: Спасибо, Николай Владимирович. Вот, Терентий Владимирович, переадресую. Мы с Вами встречались, помнится, не так давно по поводу закона - как правильно формулируется-то? - о тишине, о нарушении тишины. Вот сразу вопрос. Когда мотоцикл ночью грохочет - это нарушение закона о тишине?

Т. МЕЩЕРЯКОВ: Да, безусловно, это нарушение Закона об административной ответственности за нарушение тишины в ночное время. На самом деле, этот вопрос связан ещё и со второй проблемой, что в настоящее время в Санкт-Петербурге нет ни одного специализированного центра, где мотоциклы проходят технический осмотр. Фактически, мотоциклист, для того, чтобы получить государственный технический осмотр, приезжает на обычную станцию, где в основном проходят осмотр автомобилисты, мигает поворотниками, включает сигнал...

В. ЛУКАШОВ: Ну, как обычно, понятно.

Т. МЕЩЕРЯКОВ: Да. И уезжает после этого. Какой шум? Переоборудован ли глушитель у этого мотоцикла? Кто это проверяет? И это достаточно серьёзная проблема, потому что, на мой взгляд, конечно, должны быть в городе специализированные станции именно для мотоциклистов.

В. ЛУКАШОВ: Понятно, мы поняли. Алексей Леонидович, ну вот действительно, кто это проверяет? Я сам был много раз свидетелем на Каменноостровском не только в ночное время, но и днём - знаете, когда мимо пронесётся толпа, там не то что разговаривать, а заикой можно стать, когда вдруг внезапно под ухом загремит.

А. ВЕРЕЩАГИН: Я понял. Если на больших оборотах пронесётся даже отечественный автомобиль "Жигули" на второй, на третьей передаче и максимальный газ выжмет - грохот будет не меньше. То же самое при эксплуатации мотоцикла. На больших оборотах, на низких передачах он ревёт очень сильно. Ну это всё зависит, конечно, от воспитания, от порядочности человека.

В. ЛУКАШОВ: И, я подозреваю, от контроля всё-таки. Есть ли у нас в городе, в Петербурге, контроль за уровнем шумности транспортного средства, мотоцикла?

А. ВЕРЕЩАГИН: При проведении технического осмотра все параметры, которые снимаются с автомобиля, такие же параметры снимаются и с мотоцикла.

В. ЛУКАШОВ: Почему же тогда ночью? Я сам под окном - я живу не в самом центре города или у Большого проспекта, понимаете - но даже у меня под окном иногда такой грохот от мотоциклов стоит. Я понимаю, что нельзя везде поставить по постовому. Но как с этим можно бороться? Что может предъявить Госинспекция безопасности дорожного движения мотоциклу, который в 23.00, в полночь, в час ночи проносится с рёвом по улицам?

А. ВЕРЕЩАГИН: Видимо, только вылавливать, останавливать, наказывать.

В. ЛУКАШОВ: У меня сразу вопрос. Возможно ли мотоциклиста, который мчится - даже по Невскому проспекту, видел много раз, вот он промчался, "Формула-1", на людях волосы зашевелились бы, если бы они рядом стояли - промчался, сам видел. И пока инспектор даже подумает, что нужно жезл поднять, мотоцикл уже в полукилометре. Вот возможно ли вообще остановить мотоцикл, который нарушает скоростной режим?

А. ВЕРЕЩАГИН: Я думаю, возможно. Я не пробовал.

В. ЛУКАШОВ: Вы не пробовали?

А. ВЕРЕЩАГИН: Я не пробовал.

В. ЛУКАШОВ: Но Вы на мотоцикле ездите. Вы пробовали когда-нибудь угнаться за таким нарушителем?

А. ВЕРЕЩАГИН: Специфика моей работы не заключается в том, чтобы я при эксплуатации служебного мотоцикла кого-то гонял, догонял, преследовал.

В. ЛУКАШОВ: А кроме как на мотоцикле можно ли догнать мотоциклиста?

А. ВЕРЕЩАГИН: Можно, почему нет. У нас техника достаточно хорошая в ГИБДД.

В. ЛУКАШОВ: Вы знаете, я слышал - может, это байка такая, но я слышал - есть такая то ли гласная, то ли негласная инструкция, что если мотоциклист нарушает скоростной режим, причём очень серьёзно, то сотрудникам в какой-то степени даже не рекомендуется его преследовать, догонять, дабы не заставлять его увеличивать скорость и не подвергать опасности его жизнь и жизнь окружающих. Есть такое?

А. ВЕРЕЩАГИН: Ещё раз говорю - в специфику моей работы это не входит. Работа дорожно-патрульной службы немножко отличается...

В. ЛУКАШОВ: Вы же как байкер должны это знать.

А. ВЕРЕЩАГИН: Я ни от кого не убегаю, я никого не догоняю. Я езжу так, что за мной гоняться не надо. Если меня останавливают - я останавливаюсь. Проверяют документы - я предъявляю. Мне скрывать нечего, у меня всё в порядке.

В. ЛУКАШОВ: Терентий Владимирович, слышал много раз мнение людей, окна которых выходят на проспект, по которому гоняют байкеры - запретить по ночам движение мотоциклов. Не чешутся руки, так сказать, ужесточить правила движения в ночное время?

Т. МЕЩЕРЯКОВ: На мой взгляд, безусловно, то законодательство, которое существует - оно требует некой корректировки.

В. ЛУКАШОВ: Ну вот какой?

Т. МЕЩЕРЯКОВ: Ну Вы правильно сказали, что много зависит именно от качественной работы инспекторов дорожной службы.

В. ЛУКАШОВ: Давайте подробнее. Вы сказали "некой корректировке". Что значит "некая корректировка"? Ужесточить? Или же какие-то другие методы?

Т. МЕЩЕРЯКОВ: Я думаю, что это прежде всего, конечно, ужесточение ответственности и строгий контроль за соблюдений действующего законодательства. Потому что не секрет, что те же талоны государственного технического осмотра, как было сказано в предыдущем сюжете, они зачастую просто приобретаются, каким-то образом появляются на рынке. Вот сейчас показывали сюжет по "Пятому каналу" о том, что фотографируют автомобили на станциях. На самом деле, если бы у нас и сотрудники ГИБДД останавливали, контролировали действие и тех же городских законов за нарушение тишины в ночное время, и контролировали тот же скоростной режим, независимо от того, что требуются определённые усилия, чтобы догнать мотоциклиста.

В. ЛУКАШОВ: Так у Вас всё же претензии больше всего к байкерам или к ГИБДД? Вот скажите чётко, на Ваш взгляд, как законодателя, где нужно ужесточить - раз, два, три.

Т. МЕЩЕРЯКОВ: Я могу сказать, что у нас есть Инспекция по безопасности дорожного движения, это тот орган, который должен за безопасность дорожного движения в городе отвечать. Если есть проблемы с безопасностью - то это в первую очередь вопросы к Государственной инспекции безопасности дорожного движения.

В. ЛУКАШОВ: Ну, Вы знаете, не знаю, конечно, можно и поспорить, как с ремнями безопасности тоже было - при чём тут инспекторы безопасности дорожного движения. Сказали штраф 500 рублей за непристёгнутый ремень - все пристёгиваются. Наверное, не только к инспекторам вопрос должен быть. Ну, как бы то ни было, в головах жителей уже давно сформировался классический образ мотоциклиста. Итак, каким видят горожане среднестатистического байкера? Слово Кириллу Пищальникову.

В. ЛУКАШОВ: Спасибо Кириллу Пищальникову. Алексей Леонидович, может быть, несколько гипертрофированная картина, но люди говорят. Узнали себя в этом образе?

А. ВЕРЕЩАГИН: Нет, абсолютно.

В. ЛУКАШОВ: Абсолютно. Вы знаете, Бог с ним, с банданой. С костылём всё понятно, потому что если мотоцикл попадает в аварию - это не автомобиль, где крыло можно помять. Вот меня больше всего напрягла бутылка пива, банка пива. Вот стереотип такой что - слышали - байкер вечно пьяный, нарушающий правила. Это так? Я не за Вас спрашиваю.

А. ВЕРЕЩАГИН: Я понимаю. Сколько у меня есть знакомых, большинство, во всяком случае, этих знакомых-мотоциклистов, настоящих мотоциклистов, с хорошими, дорогими, тяжёлыми мотоциклами, которые занимаются этим делом больше десятка лет - они себя не называют байкерами. Они себя называют мотоциклистами. Я тоже себя также называю, я очень не люблю, когда меня называют байкером. Я - мотоциклист, я люблю это дело, мне это нравится. И люди, с которыми я общаюсь, точно также себя называют. А что касается банки, бутылки пива - ну, я так думаю, что это в большинстве случаев связано с фильмами американскими старыми.

В. ЛУКАШОВ: Ну знаете, справедливости ради скажу, что был за городом несколько раз вот на этих шоу, не знаю - тоже, открытие сезона или что там. Ну, частенько они там гоняются после, может не изрядной, но всё-таки дозы алкоголя. Давайте прервёмся. О том, как исправить реноме мотоциклистов в Ваших глазах, прежде всего, мы поговорим сразу после рекламы.

В. ЛУКАШОВ: "Петербургский час" в прямом эфире, мы продолжаем. Уважаемые гости, давайте дадим слово телезрителям. У нас звонок есть. Добрый вечер, Вы до нас дозвонились, мы Вас слушаем.

ЗВОНОК: Добрый вечер. Меня зовут Роман.

В. ЛУКАШОВ: Здравствуйте.

ЗВОНОК: Я мотоциклист со стажем 8 или 9 лет. Что хотел сказать по поводу Вашей передачи. Видимо, господин депутат очень сильно "плавает" в вопросах безопасности езды на мотоцикле. Потому что не представляет себе то, что творится. Я бы хотел предложить ограничение мощности мотоциклов для новичков. Это первое. Второе - контроль за теми, кто ездил без защиты и обязательное ужесточение наказания. И ещё - пилот должен отвечать за своего пассажира. Сейчас очень много людей, которые катают девчонок практически голых и без защиты. Если он упал - он в защите, с ним ничего не происходит, а девчонки потом по 5, по 6 лет лечат кожу себе. Вот такие ситуации.

В. ЛУКАШОВ: Спасибо Вам, Роман. Терентий Владимирович, ну вот мы с Вами всё пытались конкретику выяснить, что же нужно ужесточать. Вот предложения от мотоциклиста. Возьмёте на заметку?

Т. МЕЩЕРЯКОВ: Безусловно, предложение ввести дополнительные категории - оно, кстати, обсуждалось, вместо нынешних пяти сделать четырнадцать категорий, в том числе ввести категорию для скутеров и категорию для лёгких мотоциклов. Я думаю, что этот вопрос будет принят, и будет принят в ближайшее время. Что же касается ужесточения ответственности, на самом деле мы можем бесконечно ужесточать ответственность, вводить дополнительные штрафы и санкции...

В. ЛУКАШОВ: Для мотоциклистов?

Т. МЕЩЕРЯКОВ: И для мотоциклистов, и для всех остальных. Если сотрудники ГИБДД, как мы выяснили - они не останавливают мотоциклы. Я ведь на самом деле тоже видел ситуации, когда идёт контроль скорости, останавливают машину, пролетает мимо мотоцикл на скорости 150 км/ч, никакой реакции от сотрудника инспекции нет. Мы можем вводить бесконечные штрафы...

В. ЛУКАШОВ: Извините, перебью Вас. Алексей Леонидович, вот тоже, сколько раз наблюдал такую картину. Почему не останавливают?

А. ВЕРЕЩАГИН: Останавливают. В обязательном порядке останавливают нарушителей скоростного режима.

В. ЛУКАШОВ: Может, в выборочном порядке как-то останавливают? На Невском проспекте много сотрудников ГИБДД?

А. ВЕРЕЩАГИН: Я Вам не скажу этого.

В. ЛУКАШОВ: Мне кажется, много. Но там проносятся взад-вперёд и хоть бы что.

А. ВЕРЕЩАГИН: Это Вы имеете в виду ночное время?

Т. МЕЩЕРЯКОВ: Да и в ночное, и в дневное.

В. ЛУКАШОВ: И в дневное. В дневное время по левой полосе - вперёд. Если есть свободное хоть что-то - мотоциклу же долго не надо чтобы скорость набрать - вжик и поехал.

А. ВЕРЕЩАГИН: Вот этого я Вам не скажу.

В. ЛУКАШОВ: Не скажете?

А. ВЕРЕЩАГИН: Нет.

В. ЛУКАШОВ: А кто же тогда скажет? Давайте ещё один звонок послушаем. Добрый вечер, "Петербургский час", Вы в прямом эфире.

ЗВОНОК: Здравствуйте. Меня зовут Ольга Геннадьевна. Меня волнует вопрос подростков. У меня ребёнку 12 лет, мы ему купили скутер. Он пока, конечно, ездит по дворам. Но ситуация в том, что меня волнует, что прав не нужно - я знаю. Но остальной законодательной базы абсолютно нет. Не дай Бог, какое-то ДТП, кто будет виноват - ребёнок, мы? Ну, получается, что как бы водитель, потому что ребёнку 12 лет.

В. ЛУКАШОВ: Ольга Геннадьевна, Вы 12-летнему ребёнку купили скутер, мопед?

ЗВОНОК: Мопед.

В. ЛУКАШОВ: И не разбираясь о том, можно ли, нельзя ли и так далее?

ЗВОНОК: Ну как бы вот так получилось, что не разбираясь. И где можно его застраховать.

В. ЛУКАШОВ: Так получилось, что купили, да?

ЗВОНОК: Да, так получилось, что дедушка вот у нас сплоховал, купил ребёнку прелесть, так сказать. А теперь мы мучаемся, мы не знаем, мы боимся. Мы не знаем, что делать дальше.

В. ЛУКАШОВ: Спасибо Вам, Ольга Геннадьевна. Алексей Леонидович, вот видите - купили 12-летнему ребёнку скутер, теперь мучаются. Вообще, важная проблема, на самом деле. На скутер, действительно, ни прав не нужно, и стоит он - и новый не так уж, чтоб недоступно, а подержанный - тем паче. Вот что с этой проблемой? Можно ли 12-летнему ребёнку ездить на скутере, скажите?

А. ВЕРЕЩАГИН: Это всё зависит от родителей. Хотят - покупают, хотят - не покупают.

В. ЛУКАШОВ: А закон что говорит?

А. ВЕРЕЩАГИН: Ну, на это транспортное средство - Вы же сказали, ни водительского удостоверения не надо, ни защиты, ни навыков никаких. Это, я считаю, что глупость.

В. ЛУКАШОВ: Слушайте, ну я тоже считаю, что это глупость. Но Вас это устраивает?

А. ВЕРЕЩАГИН: Нас это не устраивает. Сейчас - уважаемый депутат это уже сказал - этот вопрос решается по категориям водительских удостоверений, по категориям кубатуры, это всё рассматривается вопрос.

В. ЛУКАШОВ: Терентий Владимирович, может, на этом, действительно, сконцентрироваться в первую очередь? Бог с ними, со взрослыми мотоциклистами, но у меня вот в голове не укладывается - 12-летний ребёнок за рулём транспортного средства.

Т. МЕЩЕРЯКОВ: Меня, конечно, несколько удивил ответ Алексея Леонидовича. Потому что в Правилах дорожного движения точно сказано, что у нас можно мопедом управлять до 50 кубических сантиметров только с 16 лет. И, конечно, 12-летний ребёнок - он по действующему законодательству не может ездить на скутере.

В. ЛУКАШОВ: Это правда, Алексей Леонидович?

А. ВЕРЕЩАГИН: По поводу?

В. ЛУКАШОВ: Прав Терентий Владимирович?

А. ВЕРЕЩАГИН: Затрудняюсь ответить.

В. ЛУКАШОВ: Затрудняетесь. А мне вот интересно.

А. ВЕРЕЩАГИН: С 16 лет разрешается управлять мотоциклом и получать категорию "А".

В. ЛУКАШОВ: То есть, про скутер вообще ничего в законодательстве не казано?

А. ВЕРЕЩАГИН: Про скутер вообще ничего не сказано в законодательстве. А про мотоцикл категории "А" сказано, что с 16 лет человек имеет право обучаться и получать водительское удостоверение категории "А".

Т. МЕЩЕРЯКОВ: Хочу внести поправку, что на самом деле было принято изменение и в Правила дорожного движения, и в Кодекс об административных правонарушениях, поэтому все права у нас можно получать с 18 лет. У нас такого облегчённого порядка, как с 16 лет, как можно было раньше получить - их нет.

В. ЛУКАШОВ: Терентий Владимирович, но на скутер действительно не нужны права. Я уж не знаю, можно ли 5-летнего ребёнка посадить за скутер. Видимо да, следуя этой логике.

Т. МЕЩЕРЯКОВ: Права на скутер не нужны, но управлять транспортным средством с объёмом двигателя меньше 50 кубических сантиметров и скоростью менее 50 км/ч, можно с 16 лет.

В. ЛУКАШОВ: И велосипедом тоже?

Т. МЕЩЕРЯКОВ: Про велосипед здесь ничего не сказано.

В. ЛУКАШОВ: Но это же тоже двухколёсное транспортное средство.

Т. МЕЩЕРЯКОВ: Но оно без двигателя. То есть если это мопед, скутер, то им можно управлять с 16, с 18 лет. Кстати, я считаю, что надо ввести на самом деле - и такая возможность есть на уровне регионов, и был опыт такой в Москве, правда, не очень успешный - когда правительство города Москвы ввело свои права на скутера от 16 лет, чтобы подростки получали. Правда, по информации ГИБДД за год действия этого постановления только 7 человек на весь город Москву обратилось за разрешением на управлением транспортным средством.

В. ЛУКАШОВ: Прекрасно. Сколько в Москве проживает? 10 миллионов, 12? 7 человек обратились - ну чего, хорошая статистика. Вы знаете, я сегодня посмотрел некоторые рекомендации - ну там умные люди рекомендуют тем, кто ездит за скутером, даже в нетрезвом состоянии - вот то, что вы говорите, как велосипед: если видите сотрудника ГИБДД - вы сойдите со скутера и ведите его рядом, и говорите что это самокат. Ну, впрочем, всё новое - это хорошо забытое старое. И что-то подобное нынешней моде на скутеры мы уже проходили лет эдак 40 назад. Слово - режиссёру Борису Гершту.

В. ЛУКАШОВ: Спасибо, Борис Иосифович. Алексей Леонидович, сколько сейчас, кстати, штраф за езду без шлема?

А. ВЕРЕЩАГИН: Не знаю, потому что я езжу в шлеме.

В. ЛУКАШОВ: А я очень часто вижу, как на чопперах - ну, на больших таких мотоциклах с длинной вилкой - ездят в банданах. Бандана - это же не шлем, нарушение?

А. ВЕРЕЩАГИН: Да, конечно.

В. ЛУКАШОВ: Терентий Владимирович, ну вот, тем не менее, что же можно сделать, чтобы какое-то понимание найти? Вот, Алексей Леонидович нашёл понимание - он и мотоциклист, и сотрудник ГИБДД. То есть, в этом смысле, я понимаю, нашёл. Что же можно сделать, чтобы найти понимание между теми же автомобилистами и мотоциклистами? Ведь не секрет, что большинство аварий с участием мотоциклов случаются по той причине, что водитель автомобиля не увидел мотоцикл. Ну не увидел и всё.

Т. МЕЩЕРЯКОВ: Да. Я хочу сказать, что штраф за езду без шлема у нас 500 рублей, такой же, как и за езду без ремня безопасности. А что делать? На мой взгляд, конечно, надо вводить права на управление скутерами, на управление мопедами. Надо ввести более жёсткие требования к получению прав для мотоциклистов для категории "А". Может быть, действительно, ввести, как было предложение начальника ГИБДД Кирьянова - ввести две категории, "А" и "А1". Необходимо вести серьёзную работу в рамках пропаганды правил дорожного движения и среди мотоциклистов, изменять вот тот образ байкера, который существует - пьяный, на костылях, с банданой. Всё-таки делать, чтобы его рассматривали как полноправного участника дорожного движения. Конечно, я считаю, что тогда наш город будет более безопасны с точки зрении дорожного движения мотоциклистов, тех людей, которые ездят на скутерах. Это, в том числе, поможет решить и дорожную проблему, потому что скутер занимает меньше места.

В. ЛУКАШОВ: Спасибо, Терентий Владимирович. Алексей Леонидович, ну вот опять же, к Вам обращаюсь, к Вашему личному примеру. Примирились же в Вас два человека - байкер и сотрудник ГИБДД. Коротко ответьте, что нужно сделать, чтобы во всём остальном такой же баланс наблюдался равновесие.

А. ВЕРЕЩАГИН: Наверное, относиться друг к другу по-человечески. Что пешеходам к автомобилистам, что автомобилистам к пешеходам и мотоциклистам, мотоциклистам к автомобилистам. И всё.

В. ЛУКАШОВ: Спасибо Вам большое. Спасибо, что были гостями "Петербургского часа". Золотые слова. Всего доброго.

А "Телекурьер" сегодня тоже занимался транспортной проблемой. Но речь шла не о мотоциклах, а об автобусах. Точнее, об их отсутствии.


04.05.2008

www.spbtv.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован