Опубликовано в сб. «Актуальные вопросы обучения языкам: теория и практика»
Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. – Пенза: РИО ПГАУ, 2018 – 97 с.
Л.Ю. Берзегова, О.А. Малеванчук
ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический
университет им. А.И. Евдокимова», г. Москва, Россия
Данная статья рассматривает один из видов оценочных средств
языковых достижений обучающихся - тестирование. Рассматриваются
виды и функции тестирования, а также контроль усвоения материала.
Описываются преимущества тестирования.
Ключевые слова: тест, тестирование, метод, функции, валидность, обучение, самоконтроль, достижение.
Одним из важных элементов процесса обучения иностранному языку является проверка знаний, умений, навыков и достижений обучающихся. Система контроля, позволяющая объективно оценивать знания обучающихся, выявляя имеющиеся пробелы и определяя способы их ликвидации состоит, как правило, из ситуационных задач, контрольных
вопросов и тестовых заданий, т.е. тестирования – наиболее часто используемого метода оценки достижений обучающихся по иностранному
языку.
В основе данной формы оценочного средства лежит использование заданий стандартной формы, которые получили название «тест», что
в переводе означает испытание, исследование, проверка. Тест - это комплекс заданий, подготовленный в соответствии с определенными требованиями, прошедший апробацию для определения его показателей качества. Он позволяет выявить у тестируемого степень его лингвистической и коммуникативной компетенции.
Этот комплекс заданий существует в форме совокупности вопросов, обеспечивающих однозначность ответов обучающихся. Его отличает тщательность разработки в соответствии с определенными правилами и процедурами, предварительная экспериментальная проверка, наличие таких характеристик эффективности, как валидность и надежность. Имеющийся эталон ответа гарантирует объективность результатов тестирования, которые поддаются количественному учету. Тестирование при обучении иностранному языку проводится для выявления: уровня достижений в определенном виде деятельности; способностей к определенному виду деятельности; трудностей в овладении тем или иным видом деятельности и возможных способов их преодоления.
В современной методике функции тестов представлены следующими группами:
-общедидактические функции обучения (собственно обучающая,
повторительно-закрепляющая и развивающая) и функции воспитания
(познавательная, дисциплинирующая и др.);
-информационные функции результатов тестов (контрольная, ис-
следовательская и учебно-информационная).
Но следует отметить, что для успешной реализации вышеуказанных функций теста необходимо соблюдать основные принципы. Составлять и применять только качественные, надежные и валидные тесты с точки зрения целей и задач тестирования и учебно-воспитательной работы. Необходимо соблюдать процедуры разработки, проведения и обработки результатов тестов, а также соотношение тестовых и нетестовых форм контроля и общедидактические принципы контроля при организации тестового контроля. Все вышеперечисленные функции реализуются практически во всех видах контроля: текущем, тематическом, рубежном и итоговом.
Вслед за Майоровым Н.А. мы выделяем ряд преимуществ тестирования перед традиционными способами оценивания.
Во-первых, благодаря стандартизации составления, процедуры проведения и проверки, тест является качественным и объективным способом оценивания.
Во-вторых, стандартизированная форма оценки позволяет сравнить уровень достижений обучающегося со средним уровнем обучающихся в группе. Учитывая то, что тестирование обладает более широким интервалом оценивания, чем при традиционном способе оценивания (4, с.135).
Но несмотря на преимущества, тестирование не может отменить традиционных форм контроля, основанных на непосредственном контакте преподавателя с обучающимся. Этот контроль имеет важные обучающиеся функции, хотя и носит во многом субъективный характер и не позволяет получить сопоставимые данные, которые необходимы для управления процессом образования.
Остановимся на видах тестовых заданий. В современной методике
преподавания иностранных языков выделяют следующие виды тестовых заданий: перекрестный выбор, альтернативный выбор, множественный выбор, упорядочение, завершение, подстановка, трансформация, внутриязыковое перефразирование, клоуз-тесты (1, с.26).
Важной является и проблема контроля усвоения знаний обучающегося. Контроль и оценка уровня владения иностранным языком это одна из главных составляющих всей системы образования. Главной задачей контроля является объективное определение уровня владения материалом на каждом этапе развития речевых навыков. В зависимости от вида и целей контроля используют различные его формы: устный опрос
(фронтальный, индивидуальный или взаимный), письменная контроль-
ная работа или зачет (экзамен).
Данные формы чаще носят субъективный характер, поскольку основываются на экспертной оценке преподавателя, объективный характер, который не зависит от человеческого фактора, носит все-таки педагогическое тестирование, т.к. с его помощью можно
определить трудности изучаемого материала и измерить уровень обученности. Тесты могут применяться и для самоконтроля, развивая при этом память и внимание.
Необходимо отметить и компьютерное тестирование. Оно не традиционно, поскольку чаще всего используются тесты на бумажном носителе. Но оно имеет ряд преимуществ. Во-первых, это быстрое получение результатов, во-вторых, объективность в оценке знаний, что дает педагогу возможность соотнести эти данные с поставленными на данном этапе задачами обучения и скорректировать процесс усвоения новых знаний. Компьютерное тестирование более интересно по сравнению с традиционными формами, что позволяет повысить мотивацию обучающегося и его познавательную активность.
Результативность выполнения компьютерных тестов более высокая, поскольку они носят не только контролирующий характер, но и обучающий. Обучающийся может посмотреть задания, выполненные с ошибками, пройти тест ещё раз, и не только добиться правильного выполнения теста, но и запомнить необходимый материал.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что тестовые технологии
становятся наиболее перспективной формой контроля знаний, но не
заменяют традиционные формы контроля. Однако выполняют важные
обучающие функции и служат наиболее объективной оценкой знаний,
умений, навыков обучающихся.
Тесты позволяют определить качество подготовки обучающихся, выявить пробелы в комфортных условиях, и являются с точки зрения экономии эффективным инструментом. С помощью стандартизированной формы оценки, используемой в тестах, можно соотнести уровень достижений по предмету в целом и по отдельным его разделам со средним уровнем достижений в группе и уровнем достижений каждого. Тестовый контроль также повышает интерес к предмету. Можно с уверенностью сказать, что тестирование получило признание в нашей стране и стало общепринятой формой как текущего, так и итогового контроля.
Список использованных источников
1. Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. Учебная книга для
преподавателей вузов, учителей школ, аспирантов и студентов педвузов. 2
изд., испр. и доп.(1 изд. 1996) М.: Адепт, 1998-217с.
2. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Словарь методических терминов (теория
и практика преподавания иностранных языков).-М.: Икар, 2009.-448 с.
3. Гальскова Н.Д. Теория и практика обучения иностранным языкам.
Начальная школа: Методическое пособие. -М.: Айрис-пресс, 2004.-239с.
4. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. М.: Интеллект-центр, 2002-296 с.
5. Цатурова И.А, Балуян С.Р., Тестирование устной коммуникации/Учебно-методическое пособие. Гриф министерства образования РФ.-М.: Высшая школа, 2004.-127 с.
6. Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. Учебное пособие. М.: Логос, 2002.-432 с.
7. Фоменко Т.М. Французский язык. Тесты как форма контроля. М.:
Просвещение. 2008