Интервью с членом Совета Федерации Федерального Собрания РФ от ХМАО - Югры Николаем Федоряком
Весь мир был потрясен чудовищным терактом в аэропорту Домодедово. Главы многих стран мира выразили соболезнования россиянам. Как бороться с терроризмом? Что нужно сделать и властям, и гражданам страны, чтобы подобные случаи не повторялись? На этот и другие вопросы корреспонденту РИЦ ответил человек, который почти 20 лет профессионально борется с терроризмом - Николай Федоряк. В его послужном списке и должность представителя ФСБ в зоне осетино-ингушского конфликта во временной администрации, заместителя начальника управления по борьбе с терроризмом, первого заместителя начальника оперативно-координационного управления по Северному Кавказу и заместителя руководителя оперативного штаба по Северному Кавказу. Сейчас генерал-полковник Николай Федоряк - член Совета Федерации Федерального собрания РФ от ХМАО - Югры.- Вы ранее говорили, что у нас в России принимается достаточное количество законов для борьбы с терроризмом. Но не случится ли так, что ради безопасности мы лишимся свободы?
- Действительно, в данном аспекте вопрос по ограничению прав и свобод напрашивается сам собой. Но если мы ограничиваем какие-то свободы граждан ради их безопасности, то любой гражданин, правозащитник поймет, что это делается именно для людей, специально для защиты их от печальных последствий терактов.
Но если ограничение прав будет просто в ущемлении каких-то жизненных потребностей людей, то тогда, конечно, это должно пресекаться.
Да, когда в аэропорту нам говорят: "Снимите верхнюю одежду, разуйтесь", то, конечно, это в какой-то степени ограничение вашей свободы. Но эти меры безопасности уже давно практикуются во всем мире. И в других странах люди спокойно реагируют, не спрашивают "Почему я это должен делать?". Там каждый понимает, какие последствия бывают из-за пренебрежения мерами безопасности.
Да, я не говорю, что осмотр в аэропорту и на вокзале, и в автовокзале повлечет за собой исключение террористических актов. Нет, конечно! Их можно где угодно провести, например, на улице. Но уменьшить угрозу они способны.
Помимо тех законов, которые работают и довольно неплохо (тот же "Закон о противодействии терроризму") в ближайшее время вынесены на обсуждение и приняты другие законопроекты, направленные против экстремизма. В их числе - "Закон об ограничении и ответственности за взрывоопасные вещества". Этих веществ у нас много в горных районах (так называемые "нижние склады") и в воинских частях. И они не всегда хорошо охраняются.
Не думаете же вы, что взрывчатые вещества завозят из-за границы? Зачем, если преступник может купить их у того же коррумпированного начальника склада? Утечки взрывчатых веществ быть не должно, и этот закон должен помочь решить проблему.
- Существует ли в Югре опасность терактов, подобных тому, что произошел в Москве в Домодедово?
- Я скажу одно: жители ни одной точки земного шара не застрахованы от теракта. Это такая "зараза", которой поражены многие страны, и говорить о том, например, что пребывание в Югре или в Техасе может оградить от теракта, я бы не стал. Но должна быть система мер профилактики у правоохранительных органов, которые не позволят свершиться терактам.
И вот эта система безопасности должна у нас в Югре работать!
Если мы говорим о Югре - то у нас фактически одна точка въезда в регион-аэропорт. В аэропорту я бы своим коллегам при встрече посоветовал найти наиболее вероятные точки, где можно устроить теракт, и в этих местах проводить плановую, интенсивную работу.
- Многие психологи говорят, что с терроризмом бороться трудно, так как исполнители терактов делают это не за деньги, а из идейных соображений...
- Ситуация состоит в том, что можно согласится с этой точкой зрения, а можно и оспорить её. Теракты совершаются как из материальных соображений, так и из-за идейных.
Когда из корысти - тогда предотвратить злодеяние проще. Можно выявить канал финансирования, перекрыть. А когда человек идет на преступление из-за идеологических соображений - тогда бороться с терроризмом сложней. Потому что человек идет на это осознанно. Фанатик ни с кем не делится планами, ни с кем не идет на контакт. Если мы вспомним историю - убийство российского императора Александра Второго, то тогда террористы именно так провели теракт. Созрела мысль - осуществили, даже в разрез указаний своей партии.
- Расскажите, какой опыт своих зарубежных коллег перенимают российские спецслужбы?
- Я бы не сказал, что кто-то из наших зарубежных коллег работает "на голову выше" или "на голову ниже" нас. Я по обмену опытом ездил в Северную Ирландию, в Англию, в Израиль, Францию. Они претерпели такие же угрозы, какие нас "накрыли" в последнее время. И я не скажу, что их уровень работы спецслужб выше, чем у наших.
Но уровень законопослушности у людей на Западе выше, чем у нас. А у нас вся надежда на "авось". Только агентурными методами проблему терроризма не решить. И какие бы мы прекрасные законы не приняли по борьбе с терроризмом, если люди их не будут исполнять, то они так и останутся на бумаге.
Михаил ОСИПОВ
www.informugra.ru
28.01.2011