ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в России набирает силу процесс разделения функций владения и управления собственностью. Происходит отход от оперативного управления фирмой ее собственников. Инвесторы стремятся диверсифицировать свои вложения. Это связано как со стремлением минимизировать свои риски, так и с ростом отдачи от базовых активов, сопровождаемого образованием свободных денежных потоков, требующих адекватного инвестирования.
Основной формой дохода собственников в этих условиях становится не заработная плата, а рост рыночной стоимости принадлежащих им активов. Кроме того, значительная часть инвестиционного сообщества - финансовые инвесторы, для которых любые виды вложений, не более чем, финансовые операции. Они инвестируют в активы с целью их продажи через некоторое время по максимальной цене. Следовательно, потребность в совершенствовании инструментария управления рыночной стоимостью возрастает.
Максимальный прирост рыночной стоимости возможен в случае, если в этом, помимо собственников, заинтересован менеджмент предприятия. Поэтому инструментарий управления стоимостью бизнеса должен учитывать, в том числе, интересы менеджеров фирмы. Можно утверждать, что определяющим фактором успешного управления рыночной стоимостью бизнеса является соблюдение баланса интересов акционеров и менеджеров предприятия, тогда как существующие подходы основаны на иных факторах стоимости.
Необходимо расширить арсенал аналитических инструментов, при помощи которых можно было бы не только оценивать стоимость бизнеса, но и управлять процессами увеличения его стоимости. В частности, практически не рассматривается вопрос о влиянии взаимоотношений между акционерами и менеджерами, их взаимной удовлетворенности достигнутыми результатами на стоимость предприятия.
Существующие методы управления стоимостью основаны, как правило, на регулярной оценке стоимости бизнеса и принятии на ее основе управленческих решений. Это существенно усложняет и удорожает процесс управления. По нашему мнению, необходим инструментарий, не подразумевающий регулярную оценку стоимости и позволяющий, при этом, разрабатывать мероприятия, приводящие к ее росту.
Многие из предложенных методов обладают необходимыми диагностическими свойствами в части выявления возможных проблем, но их оказывается недостаточно для адекватного воздействия на факторы стоимости, поскольку для их воплощения требуется механизм реализации, на который, как правили, акцент не делается. К тому же, постоянно изменяющиеся условия функционирования фирмы требуют уточнения критериев принятия управленческих решений.
РОСТ БЛАГОСОСТОЯНИЯ СОБСТВЕННИКОВ - ОСНОВА СУЩЕСТВОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ. ПОЧЕМУ ЭТО ДОЛЖНО БЫТЬ ГЛАВНОЙ ЦЕЛЬЮ?
Разнообразие целей бизнеса предопределяет многообразие мнений по поводу того, ради чего все же существует фирма. Осуществляя свою деятельность, фирма может ставить перед собой различные цели. Приоритет той или иной цели по-разному трактуется в рамках существующей теории фирмы. Как отмечено в [3], фирма должна работать таким образом, чтобы обеспечить максимальный доход ее владельцам. В целом, существуют следующие области максимизации - продажи, прибыль, темпы роста активов и богатство акционеров.
В основе подхода максимизации рыночной стоимости акций корпорации лежит предпосылка о том, что повышение благосостояния владельцев компании заключается не в росте текущих доходов в виде дивидендов, а в повышении рыночной цены акций. Максимизация богатства владельцев фирмы упорядочивает взаимоотношение всех других целей и гарантирует, что в длительной перспективе инвесторы будут обеспечивать компанию капиталом. Именно поэтому, в качестве главной цели деятельности предприятия мы примем максимизацию благосостояния собственников. Это вполне соответствует основополагающей идее развития общества - достижение социального и экономического процветания через частную собственность.
Благосостояние собственников предприятия складывается из двух составляющих [4]: текущих доходов и доходов от капитализации стоимости фирмы. Второй источник доходов, как правило, вносит основной вклад в изменение совокупного богатства инвесторов. Так, например, одним из богатейших людей мира является Билл Гейтс, совладелец компании "Майкрософт". Притом, что в своей многолетней истории "Майкрософт" ни разу не выплачивал дивиденды. Можно привести еще массу примеров из списка самых богатых людей мира.
Этот факт легко объясним. Размер выплачиваемых дивидендов ограничен размером полученной прибыли, тогда как рост стоимости акций практически ничем не ограничен. В связи с этим, в умах человечества зародилась идея целенаправленного воздействия на показатель капитализации (рыночной стоимости) бизнеса, с целью увеличения совокупного богатства общества. В конечном итоге, это вылилось в возникновение нового течения в теории менеджмента, получившее название концепции управления стоимостью предприятия.
Суть этой концепции сводится к следующему [5,6]: с точки зрения акционеров (инвесторов) фирмы управление ею должно быть нацелено на обеспечение роста рыночной стоимости фирмы и ее акций, так как такой рост позволяет акционерам (инвесторам) получать для них самый значимый по сравнению с другими его формами доход от вложений в фирму - курсовой денежный доход от перепродажи всех или части принадлежащих им акций, либо курсовой неденежный доход, выражающийся в увеличении стоимости (ценности) принадлежащих акционерам чистых активов, а значит и суммы их собственного капитала. Это означает, что все действия, управленческие решения, методы и приемы менеджмента должны быть направлены к одной главной цели: способствовать росту стоимости бизнеса. Подчеркнем, что в отличие от большинства современных исследователей мы намеренно говорим не о максимизации стоимости, а именно о ее росте. Причины этого мы укажем несколько позднее.
Рост бизнеса включает в себя несколько взаимосвязанных характеристик. Среди них адаптация, рост и развитие. Адаптация системы обеспечивает сохранение основных ее функций путем приспособления к изменившимся условиям внутренней и внешней среды. Рост означает увеличение размеров системы за счет дополнительных элементов при сохранении ее прежних качеств и целей. Развитие, помимо роста, включает в себя приобретение системой новых качественных признаков, обеспечивающих более высокий уровень выполнения своих функций и (или) приобретения новых.
Именно названные характеристики отражают показатель рыночной стоимости компании. Более того, был проведен ряд исследований [11], выводы которых позволили утверждать, что фирмы, использующие в качестве главного объекта управления стоимость бизнеса, имеют явные конкурентные преимущества перед фирмами, ориентированными на другие экономические критерии своей деятельности.
ВАРИАТИВНОСТЬ ОЦЕНОК СТОИМОСТИ. ПОЧЕМУ МНЕНИЕ О СТОИМОСТИ ОДНОГО И ТОГО ЖЕ БИЗНЕСА У РАЗНЫХ ЛЮДЕЙ НЕ СОВПАДАЕТ?
Прежде чем перейти к содержательным аспектам управления рыночной стоимостью, определим, что принимается под данным термином и рассмотрим основные подходы к ее определению. Под рыночной стоимостью будем понимать ту цену, по которой объект оценки может быть продан на рынке в условиях конкуренции. Понятно, что пока объект оценки не выставлен на продажу, в определении стоимости бизнеса будет наблюдаться вариативность оценок. В частности, это обусловлено противоречиями, заложенными в показателе рыночной стоимости бизнеса.
В работе [12] представлены пять мифов о стоимости компании.
1. Стоимость бизнеса можно объективно оценить. На самом деле невозможно учесть огромное количество факторов, как объективных, так и субъективных, оказывающих влияние на рыночную стоимость акций предприятия. Среди трудно- и неформализуемых факторов - слухи, ожидания рынка, возможность манипулирования рынком, рефлексивность [19], политическая ситуация, сговор субъектов рынка и т.д. Кроме того, в распоряжении предприятия имеется ряд инструментов, позволяющих воздействовать на рыночную стоимость своих акций: выкуп собственных акций, их дробление и консолидация, увеличение суммы активов за счет заемных ресурсов, объявление о слиянии или поглощении и т.д. Сознательно используя названные инструменты, компания может в определенных пределах воздействовать на собственную стоимость. Исходя из сказанного, стоимость бизнеса не является объективной оценкой деятельности фирмы.
2. Рыночная стоимость - наиболее точный показатель того, сколько стоит компания. В данном случае предполагается, что рынок информационно эффективен, то есть инвесторы, принимая решения, обладают полной информацией относительно деятельности компании. Но даже на развитых рынках информация обладает свойством асимметрии, то есть субъекты рынка обладают разной информацией и вынуждены доверять информации, адаптированной кем-то, что создает предпосылки для неадекватной оценки стоимости фирмы. Естественно, что на рынках, находящихся в процессе становления, проблема точности оценки только усугубляется.
3. Повышение стоимости бизнеса должно быть главной целью менеджмента. На практике цель менеджера, как и любого рационального экономического субъекта, - максимизация собственных выгод. Стоимость бизнеса выражает, прежде всего, интересы акционеров корпорации и почти не связана с интересами менеджеров. Тем самым создается перекос в балансе корпоративных интересов в сторону собственников и ситуация напряженности в корпоративных отношениях, что в конечном итоге может привести к корпоративному конфликту. В таких условиях говорить о достижении наилучших результатов деятельности, устраивающих большинство участников корпоративных отношений, не приходится. Механизмы, увязывающие благосостояние менеджера с рыночной стоимостью компании, например с помощью опционов, не работают. В результате менеджеры не заинтересованы в повышении стоимости бизнеса. Таким образом, стоимость компании может играть роль одного из ключевых приоритетов деятельности менеджеров, но не единственного для них.
4. Собственники всегда заинтересованы в повышении стоимости принадлежащего им бизнеса.
Собственники, также как и менеджеры, стремятся к собственным выгодам. Для собственника, озабоченного текущим потреблением, могут не представлять никакой ценности выгоды, связанные с долгосрочными перспективами компании. Ему может быть выгоднее продать акцию сегодня за сто рублей, чем через три года за тысячу и не только потому, что он не верит в перспективу. Возможен обратный случай, когда собственник ни за что не согласится продать бизнес, скажем, на сто миллионов, тогда как его реальная стоимость ни при каких условиях не превышает пятидесяти. То есть, цели собственника весьма разнообразны и это необходимо учитывать в оценке деятельности корпораций. Стоимость фирмы не отражает этого многообразия и по этой причине не может выражать интересы не только менеджеров компании, но и даже ее собственников.
5. Критерий стоимости фирмы может выражать не только корпоративные интересы, но и интересы государства. Однако решения, повышающие стоимость бизнеса, могут ущемлять государственные интересы. Так снижение налоговых платежей увеличивает стоимость компании, но не соответствует потребностям общества. Банкротство "ЮКОСа" наглядный тому пример. Противники банкротства мотивировали прекращение судебного преследования компании именно тем, что она имела наибольшую на тот момент в России капитализацию, а это отвечает государственным интересам в области повышения инвестиционной привлекательности страны. При этом высокая капитализация компании была достигнута, в том числе, и за счет недоплаты налоговых платежей. Учитывая это, государство, выражающее интересы общества, сочло более важным взыскание недоплаченных налогов, чем повышение инвестиционного имиджа в глазах мирового сообщества.
Есть и другие причины вариативности оценок рыночной стоимости.
При оценке стоимости любого бизнеса можно применять различные подходы [27].
Наиболее употребимыми являются три подхода, зафиксированные в нормативных стандартах оценки: затратный, сравнительный (рыночный) и доходный. Под ними понимают совокупность методов оценки стоимости, основанных на:
- определении затрат, необходимых для восстановления, либо замещения данного объекта, с учетом его износа (затратный подход);
- сравнении объекта оценки с аналогичными объектами, в отношении которых имеется информация о ценах сделок с ними (сравнительный подход);
- определении ожидаемых доходов от объекта оценки (доходный подход).
Кратко поясним суть упомянутых подходов.
1. В случае затратного подхода стоимость бизнеса определяется суммой затрат, необходимых для создания нового аналогичного бизнеса. Новый бизнес должен быть создан по современным технологиям с применением современных материалов и оборудования с использованием цен, установившихся на момент оценки.
Однако можно привести массу примеров, когда фирмы с одинаковым объемом затрат на создание бизнеса имею совершенно разные результаты деятельности, и, следовательно, рынок оценивает их по-разному. Если провести аналогию с товаром, а фирма в этом случае является ничем иным как товаром, то фирмы обладают различной потребительской стоимостью. Дело в том, что все большую роль в современной экономике играют нематериальные факторы, такие как "ноу-хау", репутация, квалификация персонала, то есть те моменты, затраты на создание которых затруднительно выразить количественно.
Именно поэтому, затратный подход часто дополняют другими. Например, доходным.
2. Доходный подход включает в себя несколько методов, объединяемых идеей оценки выгоды, получаемой оцениваемой фирмой в будущем. В качестве выгоды рассматриваются разные параметры [2]. Например, дивиденды, прибыль, денежные потоки, свободные денежные потоки, избыточная прибыль и т.д.
ПОЛНЫЙ ТЕКСТ СТАТЬИ ЧИТАЙТЕ В ПРИЛОЖЕНИИ
Viperson