03 ноября 2006
2161

Торгово-промышленная палата РФ выработает рекомендации по преодолению кризиса в алкогольной отрасли

Круглый стол на тему "Пути преодоления кризиса в алкогольной отрасли. Проблемы борьбы с суррогатами" состоялся 3 ноября в Торгово-промышленной палате РФ. Как передает корреспондент ИА REGNUM, председательствующий на заседании круглого стола вице-президент ТПП РФ Владимир Страшко отметил, что важной составляющей проблемы, толкающей граждан к потреблению суррогатного алкоголя является высокая цена на легальную водку, обусловленная высоким государственным акцизом на спирт и ежегодным повышением этого акциза. "Что для нас важнее - фискальная политика, которая касается получения акцизов на алкогольную продукцию, или жизнь граждан?", - вопросил он.

Владимир Страшко также отметил ряд просчетов, допущенных отдельными министерствами и ведомствами, которые также стали причиной сложившейся ситуации, в том числе непринятие в установленные сроки ряда важных нормативных актов. Так, в нарушение Постановления Правительства от 28 июня 2006 г. No 396 Минфином РФ не утвержден перечень информации, передаваемой автоматическими средствами изменения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции в технических средствах фиксации, а Федеральной налоговой службой не утвержден формат информации, передаваемой автоматическими средствами измерения. В обоих случаях сроком исполнения был назначен июль 2006 года. Кроме того, несмотря на то, что Правительством РФ установлен срок 1 февраля 2007 г. для введения автоматических счетчиков на средства фиксации объемного содержания при производстве этилового спирта и алкогольной продукции для передачи данных в автоматическом режиме в системе ЕГАИС, порядок оснащения технологического оборудования соответствующими средствами измерения до сих пор не утвержден.

Вице-президент ТПП РФ также отметил, что в условиях ослабления государственного контроля ряд производителей, установив собственные технические условия, перешли на производство спиртосодержащей продукции, не входящих в перечень подакцизных товаров. Так, установленные льготы для производства лекарственных препаратов привели к использованию последних не по назначению.

Председатель Подкомитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции Петр Каныгин в своем докладе продемонстрировал кардинальные изменения, которые произошли на рынке алкогольной продукции и в структуре потребления по сравнению с периодом до 1985 года. По его данным, потребление натурального вина и водки в СССР соотносилось как один к трем, тогда как в настоящее время - примерно один к одному. При этом цена бутылки самого дешевого вина приблизилась к цене бутылки самой дешевой водки и составляет около 65 рублей. В настоящее время только 52% рынка водки занимает легальная продукция, сообщил Петр Каныгин;48% процентов рынка занято нелегальной продукцией водочных заводов, "гаражной" водкой, а также суррогатами - аптечными настойками и спиртосодержащими жидкостями различного назначения. Структура потребительского спроса, по данным приведенным Каныгиным такова - 52% потребителей покупают легальную водку стоимостью от 65 до 115 рублей, 33% - водку стоимостью 50 рублей за бутылку, качественную, произведенную чаще всего на официальных заводах с уклонением от уплаты акциза. Примерно по 8% потребителей составляют две группы - готовы покупать водку стоимостью свыше 115 рублей за бутылку, и покупающих алкогольные суррогаты по цене 15-20 рублей.

Все это, по мнению Петра Каныгина, говорит о том, что необходимо заново сформировать рынок безопасной, легальной алкогольной продукции с учетом интересов малообеспеченных категорий потребителей.

С редким протестом против решения проблемы путем выпуска "государственной социальной водки" для социально незащищенных категорий населения выступил заместитель председателя комитета Госдумы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Петр Шелищ. По его мнению, подобный подход лишает будущего как самих этих людей, так и их детей. По мнению депутата, в борьбе с массовыми алкогольными отравлениями надо идти не по пути удешевления водки, а по пути стимулирования потребления более слабых напитков.

В ходе круглого стола его участники сошлись во мнении о необходимости усиления роли государства на алкогольном рынке. В то же время выявилось различие мнений представителей производителей алкогольной продукции на вопрос о целесообразности введения государственной монополии в том или ином секторе алкогольного рынка. В связи с этим председательствующий призвал участников круглого стола выработать консолидированное мнение, отражающее взвешенную позицию бизнес-сообщества по данному вопросу, для представления ее в Правительство РФ.

Участники круглого стола высказались за скорейшую корректировку Федерального закона No102-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", который, вступив в силу 1 января 2006 года, дезорганизовал систему контроля и регулирования на алкогольном рынке. Так, заместитель руководителя Департамента потребительского рынка правительства Москвы Владимир Слепак призвал срочно созвать заседание Государственной думы РФ с тем, чтобы внести поправки в данный закон и, в частности, вернуть субъектам Федерации полномочия по регулированию алкогольного рынка. В качестве примера успешного решения регионом подобной задачи он привел позитивный опыт алкогольного рынка Москвы.

По итогам круглого стола был принят проект предложений, в частности, создать межведомственную комиссию при Правительстве РФ с включением в нее представителей бизнес-сообщества алкогольного рынка и регионов РФ, поручить данной комиссии анализ возможных социально-экономических последствий введения государственной монополии на производство и оборот спирта и спиртосодержащей продукции. Также предлагается ввести денатурацию при производстве метиловых и изопропиловых спиртов, применяемых в технических целях, доработать систему ЕГАИС, в частности, путем включения в нее звена розничной продажи, внести в Уголовный кодекс РФ и Кодекс об административных правонарушениях РФ изменения, предусматривающие ответственность физических лиц за изготовление, хранение, транспортировку и реализацию фальсифицированной и контрафактной продукции и т.д.

Завершая заседание Круглого стола, Борис Пастухов отметил важность установления партнерских отношений власти и бизнеса при решении проблем алкогольной отрасли. По его мнению, это позволит в будущем избежать многих ошибок, имеющих столь драматичные последствия. Следует отметить, что в заседании круглого стола не приняли участия приглашенные высокопоставленные представители Министерства экономического развития и торговли, Минсельхоза, Роспотребнадзора.

www.regnum.ru/news/733768.html
03.11.2006

Персоны (1)

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован