11 марта 2003
2127

Тот самый Быков

Почему именно он оказался в центре многолетнего скандала? Чем сейчас живет "алюминиевый король"? За ответом я отправился в новый рабочий кабинет Анатолия Быкова. - Анатолий Петрович, мне хотелось бы поговорить не о минувших делах, а о нынешних. Почему в таком богатом крае люди живут бедно? Почему на угольных разрезах КАТЭКа, которые могут дать тепло всей стране, идут массовые высвобождения людей, предприятия нерентабельны? - Почему? За ответом все-таки придется обратиться к минувшим делам. Я пять лет назад предложил проект, который не я придумал, а государство. На КРАЗе, это было еще в 1997 году, я нашел эти исторические документы. Они и сейчас там хранятся, в большой такой папке метровой. Постановления Совета Министров СССР, подписанные председателем Совмина Алексеем Косыгиным, - о строительстве Красноярской ГЭС, разрезов Канско-Ачинского угольного бассейна и т.д. Все эти предприятия должны были замкнуться в одну единую технологическую цепочку - дешевое электричество, алюминий, глинозем, угольные разрезы и т. п...



- Анатолий Петрович, мне хотелось бы поговорить не о минувших делах, а о нынешних. Почему в таком богатом крае люди живут бедно? Почему на угольных разрезах КАТЭКа, которые могут дать тепло всей стране, идут массовые высвобождения людей, предприятия нерентабельны?

- Почему? За ответом все-таки придется обратиться к минувшим делам. Я пять лет назад предложил проект, который не я придумал, а государство. На КРАЗе, это было еще в 1997 году, я нашел эти исторические документы. Они и сейчас там хранятся, в большой такой папке метровой. Постановления Совета Министров СССР, подписанные председателем Совмина Алексеем Косыгиным, - о строительстве Красноярской ГЭС, разрезов Канско-Ачинского угольного бассейна и т.д. Все эти предприятия должны были замкнуться в одну единую технологическую цепочку - дешевое электричество, алюминий, глинозем, угольные разрезы и т. п. В конце этой цепочки - Красноярский металлургический завод, на котором и должен был производиться конечный продукт, конкурентоспособный на мировом рынке. Я понимал, что экономически это очень выгодно для страны, хотя мне как собственнику - не совсем. Ведь я должен был поделиться частью своей прибыли с остальными участниками холдинга, так как алюминий - это экспортный продукт, и деньги тогда были только на КРАЗе. Но как патриот края я решил воплотить в жизнь то, для чего и строила страна все эти заводы и комбинаты. Собрал для начала у себя седых руководителей - Федорова, он тогда стоял во главе "Красноярскугля", Иванникова - "Красноярскэнерго" и т. д. Все они имели государственные награды, заслуженные специалисты. И все дали "добро" на создание такого холдинга. Тогда я начал разрабатывать эту программу.

- То есть еще тогда, когда край возглавлял Зубов?

- Конечно. Но когда я заикнулся об этом Валерию Михайловичу, то он уже сделал свой первый шаг: чтобы прикрыть дыры в бюджете, начал договариваться с финансово-промышленными группами - по углю, по Ачинскому глиноземному комбинату. Сначала это был "Альфа-банк", потом он "заложил" акции КРАМЗа и не смог вернуть их обратно. Я ему говорю: ни в коем случае нельзя отдавать в чужие руки Ачинский глиноземный комбинат, это же краю не выгодно! То же самое - угольные разрезы... Как можно отдавать фундамент экономики в регионе? А такую информацию я уже получал, так как со многими руководителями финансово-промышленных групп страны был знаком и с ними общался. "Мы у вас уголь купим", - мне говорят. Как это - купим? "А мы с губернатором договорились...". Вот почему перед губернаторскими выборами 1998 года я сказал Зубову: я не буду вас поддерживать на губернаторских выборах. Вот они мне и "подсунули" Лебедя...

- Кто это - они?

- Те, кто рвался сюда, к предприятиям Красноярского края. Они хотели превратить регион в настоящую колонию, и на сегодняшний день им все удалось. Красноярский край - это колония, и я не боюсь говорить об этом вслух.

- Получается абсурд: вместо того, чтобы приумножать экономику региона, местные власти сами проматывали то, что им досталось... Зачем это было делать?

- Каждый решал сугубо свою задачу. Вы посмотрите, какая ситуация сейчас: нынешние хозяева бывшей краевой собственности пытаются правдами и неправдами навязать власти свои правила игры. Налоги они платят не в Красноярске, их головные офисы - за тридевять земель. Попробуй кого-нибудь проконтролировать, за кем-то уследить... Почему сейчас идут сокращения на тех же угольных разрезах? Ответ простой: собственнику нужна только прибыль, и ничего больше. Социальную сферу они, начиная с КРАЗа, сбросили на муниципалитет, налоги платят мизерные... Скажем, в бытность мою работы председателем Совета директоров Красноярского алюминиевого завода его налоговые поступления составляли до трети краевого бюджета. А сейчас КРАЗ "весит" в экономике края всего 5-7 процентов. Чувствуете разницу? А ведь это все легко просчитывается, легко контролируется... Но я не хочу вступать в споры с финансово-промышленными группами, которые сейчас хозяйничают в регионе - это не мое дело. А вот федеральное правительство хочется спросить: зачем оно собственными руками душит отечественную промышленность? Зачем мы сами себя уничтожаем? Я не экономист по образованию, поэтому объясню на пальцах: если при мне на КРАЗе в городе у рабочих была вторая по величине, после "Красцветмета", заработная плата, то почему она при нынешних владельцах сейчас - на 15-м месте? У нас была лучшая в городе социалка в России, лучший завод в отрасли, а что сейчас? Мы содержали три команды: две команды в высшей лиге - хоккейный клуб "Енисей" и регбийный клуб "Красный яр", одну команду в первой лиге -футбольный клуб "Металлург", да еще я возглавлял Федерацию бокса России. И все это - только за счет завода. А какое тогда участие принимал КРАЗ в социальной жизни края!

- Говорят о снижении цен на алюминий на Лондонской бирже цветных металлов, об объективных трудностях в мировой экономике после теракта 11-го сентября...

- Да чепуха все это... Цены падают и поднимаются, на то и рыночная экономика. Но мы почему-то зарплату рабочим не снижали, от своего участия в жизни города и края не отказывались. Наоборот, логично спросить у нынешних руководителей: уж коль вы от всего избавились, то почему тогда налоги так упали? Почему прибыль вывозится из региона? А я все, что зарабатывал, вкладывал в Красноярск и в край. Я хотел жить и работать только здесь. Поэтому, даже сидя в тюрьме, продолжал здесь строить, а не собирался уезжать на острова, хотя мне это и советовали. И семья просила, и близкие...

- После трагических событий апреля прошлого года в крае произошла очередная смена власти. Что вы можете сказать о команде Александра Хлопонина?

- С Хлопониным в край пришли такие же молодые ребята, как и при Александре Лебеде, -культурные, грамотные. Однако они не позволяют вести себя так, как вело себя окружение Лебедя. Так себя даже шпана на улице не ведет. Видимо, военные действительно должны служить в армии, а не заниматься политикой, это я понял уже потом.

Хлопонина я знаю давно, с 97-го года. Он, еще будучи в Норильске, не раз приезжал в Красноярск, и мы с ним встречались. Я и сейчас могу сказать, глядя Александру Геннадьевичу в глаза: он очень отважный человек. Согласиться прийти на такое пепелище... Край-то ведь огромный! Это же не Таймыр с его 44 тысячами человек населения. Трехмиллионный край! Чтобы узнать его как следует, понадобится минимум два года. А времени на раскачку нет. Я ему сразу сказал: мы проиграли выборы, но я не собираюсь уходить в оппозицию. Тем более что та программа действий, которую он озвучил в Законодательном собрании края, мне близка и понятна. Я всегда говорил о Красноярске с большой буквы. И я хочу, чтобы Красноярск был не дотационной территорией, а донорской, чтобы он не только кормил себя, но и работал на Россию. Да если в таком регионе, как Красноярский край, экономику не поднять, то в каком другом субъекте Российской Федерации это можно сделать? О чем тогда вообще можно говорить? О какой России? Побывал я недавно с группой депутатов в Канске - среднем по величине городке. Посетили семь предприятий, пообщались с людьми. О каком возрождении говорить, когда закрываются предприятия, когда рушат хлебозавод, а хлеб везут из Красноярска? За сотни верст, в стотысячный город! Тысячные коллективы оставляют без работы, и все думают, что так и надо. Никто не пытается повлиять на ситуацию. Самый богатый в стране край - и нищие люди.

- Что с 28-процентным пакетом акций КРАЗа, который принадлежит вам?

- И в Венгрии меня уговаривали, и в Красноярске: отдай, мол, то, что им нужно, а сам катись на все четыре стороны, занимайся любым бизнесом... И сейчас идут предложения о продаже этого пакета. И я вам могу сказать честно: я тоже веду переговоры об этом. Потому что понимаю: если государству не нужно, чтобы акции КРАЗа оставались на территории края, то зачем мне на стенку лезть? Я и Хлопонину так сказал: продам акции и буду заниматься другим бизнесом.

- И каким же?

- В свое время я хотел построить в Назарово сельскохозяйственный холдинг. Начали с мельницы, закупили в Италии оборудование, около полутора миллионов долларов на это ушло. Хотим еще хлебозавод построить, чтобы получился замкнутый цикл, - посеяли зерно, убрали, переработали его, испекли хлеб и продали. Собираемся закупить несколько птицефабрик, переоснастить их голландским оборудованием - по переработке мяса и желтка. А что будет с экономикой края - это уже вопрос другого масштаба. В первую очередь нужно попытаться посадить за стол переговоров все ФПГ, которые хозяйничают в крае. Может быть, даже насильно посадить, на то ты и губернатор. И сказать: господа, пожалуйста, зарегистрируйте свои структуры на территории Красноярского края и платите здесь налоги. И я вам буду создавать благоприятные условия. Для этого Законодательное собрание созрело, исполнительная власть заинтересована, и общество этого ждет. За чем же остановка? В том же, 1998 году я потащил депутатов на завод, показал им, как мы работаем. Там были и коммунисты, и центристы, и все они охали и ахали. Тот же Владислав Юрчик, партийный вожак края, который сегодня меня на все свои собрания приглашает, первым тогда начал кричать: нужно отнять у Быкова завод! Почему? Потому что завод платит все налоги? Почему же тогда краевые коммунисты так вопрос не ставят сегодня? Я никогда и ни в чем никому не отказывал - будь это врачи, учителя, просто нуждающиеся люди. Потому что подменял собой государственную власть, которая бросила этих людей, забыла о них. Я и тогда, и сейчас называю себя государственным человеком без всякого пафоса. Если не я, то кто им тогда поможет? Я вырос в маленьком городке, жил на земле и хочу попробовать, можно ли на ней зарабатывать деньги. С сегодняшними директорами колхозов и совхозов это очень трудно. Надо над ними стоять с палкой. И еще с пряником, конечно. Наше общество вообще можно заставить работать только палкой и пряником. Никто ведь не хочет трудиться - все хотят только легко и красиво жить. Чуть расслабился, успокоился - и все, плакали твои денежки. А потом мужики сядут друг против друга и начнут искать крайних. Десять лет все спорили о праве собственности на землю. А что в результате? Зарастают колхозные поля, догнивают на них ржавые трактора... Разве так должно быть? У меня вроде бы есть все основания обидеться на государство, махнуть на него рукой - но это же моя Родина, и никуда отсюда я уезжать не собираюсь.

P.S. Я намеренно ухожу от вопроса, который задают чаще всего в таких случаях: а как ему самому удалось сколотить капитал? Не на угольной же шахте? Но, как любят говорить по этому поводу практичные американцы, "Я могу отчитаться за каждый заработанный цент из своего состояния. Кроме только первого миллиона долларов..." И еще думаю: возникни на территории региона задуманный в советские времена мощный энергометаллургический холдинг - на каком уровне сейчас находилась бы экономика края? Во всяком случае, за деньгами в Москву из Красноярска не ездили б.




11.03.2003
http://bykov.info/in.php?act=site&cat_id=164&start_an=&start=
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован