12 декабря 2001
2997

Трагический клоун Лев Дуров

Всеми любимому народному артисту Советского Союза Льву Дурову - 70! Дата более чем весомая для любого человека. Однако Лев Константинович все так же полон энергии, весь в делах и заботах, и "отловить" его для того, чтобы задать несколько вопросов, было чрезвычайно трудно. Впрочем, упорство в достижении цели обычно вознаграждается, и вот мы беседуем в гримерке в Театре на Малой Бронной

- Лев Константинович, вопрос неоригинальный, но напрашивающийся: как будете отмечать 70-летие?

- Андрей Житинкин, наш новый главный режиссер, специально для меня ставит пьесу Фридриха Дюрренматта "Метеор". Пьеса очень интересная, сложная, немножко совпадает с юбилейными делами, но Будем надеяться, что 23 декабря, в день моего рождения, у нас будет хороший спектакль. 24-го уже придут мои друзья-актеры, будет небольшой "междусобойчик".

А 26 декабря у меня будет бенефис в театре "Школа современной пьесы", где я тоже много работаю. Буду играть отрывки из спектаклей, в которых я участвую, тоже придут друзья; может быть, поздравят

- А из каких спектаклей отрывки будут?

- "Чайка" чеховская, "Чайка" акунинская, "Дон-Кихот", "Миссис Лев", "Все будет хорошо, как вы хотели", где мы с Ириной Алферовой играем. Названий много.

- В кино сейчас что-то делаете?


- Сейчас - нет. Последней по времени была работа в третьей части "Бандитского Петербурга", которую снимал режиссер Виктор Сергеев. Недавно она прошла по телевидению, но я ее не видел, поскольку был на гастролях, так что даже не знаю, что у меня в итоге получилось.

- Персонаж-то у Вас интересный. Жалко только, что линия его какая-то "конспективная"

- Да, киллер с трагической судьбой, так его можно охарактеризовать. Ветеран войны, по какому-то стечению обстоятельств спрятавший свои боевые награды и вставший на этот путь. Только когда милиция нашла эти спрятанные награды, там поняли, с кем имели дело.

- Биографию свою немного не напомните - для незнающих?..

- В 1950 году я поступил в Школу-студию МХАТ, в 1954-м ее закончил. Меня брали в Художественный театр, но тогда там ходил Олег Николаевич Ефремов, работавший в Центральном детском театре, и говорил: "Не ходи во МХАТ, не ходи во МХАТ. Это братская могила. Приходи к нам"

Тогда же на меня "положил глаз" директор ЦДТ, Константин Шах-Азизов. Он увидел меня в дипломном спектакле (я играл трубача в "Егоре Булычове"), встретился со мной в коридоре и не узнал. Спрашивает: "Как мне увидеть Дурова?" Короче, пригласил он меня в свой театр, и я ничуть об этом не жалею. Там судьба меня свела с Анатолием Васильевичем Эфросом, мы с ним были вместе 27 лет, и я не отходил уже от него ни вправо, ни влево. Когда Анатолий Васильевич перешел в Театр Ленинского Комсомола, то взял с собой четырех актеров ЦДТ - меня в том числе. А потом, когда его сняли с поста главного режиссера в Ленкоме, 20 актеров театра подали заявления об уходе. Шок тогда это вызвало немалый! Из двадцати Эфросу разрешили взять с собой на Малую Бронную десять человек, в числе тех десяти был и я. Так я попал в Театр на Малой Бронной, где работаю до сих пор.

- А в кино Вы пришли одновременно с приходом в театр?

- Чуть раньше. Летом 1954 года я снимался в картине "Доброе утро", а осенью переступил порог ЦДТ.

- Сейчас многие критики сравнивают Житинкина с Эфросом. Как Вы сами относитесь к такому сопоставлению?

- Отрицательно. Сравнивать художников, тем более таких разных - дело крайне неблагодарное.

- И все же, Вам с кем работать интереснее?

- Понимаете, Эфрос - гений. И если ты когда-то работал с гением, то потом будешь оценивать все немножечко по-другому. Но! У каждого талантивого режиссера есть свое лицо. Житинкин - человек безусловно талантливый. Мне с ним работается легко, плодотворно. Ни одна репетиция не заканчивается безрезультатно. Пока все получается.

- Потом Вы сами занялись режиссурой. Как это получилось?

- Меня Эфрос втянул в это дело. Долгое время я был у него ассистентом, на многих спектаклях он заявлял меня режиссером Я даже об этом не знал! И сегодня, разворачивая старые афиши, нередко делаю подобные открытия

Потом у нас были две совместные (пардон за наглость) постановки - это только его щедрость. Понимаете, если написано "постановка Эфроса - Дурова", то это дорогого стоит. Я очень горжусь этим.

- И какие это спектакли?

- "Каждому свое" и "Снятый и назначенный".

- А потом?

- Потом я стал работать самостоятельно, поставил спектакль "Занавески" по пьесе Михаила Варфоломеева. По-моему, это была первая за долгое время правдивая пьеса о деревне. Там наличествовало все, чего при Советской власти как бы не было - пьянство, воровство, насилие, самоубийство девочки

- И его не пытались запретить?

- Его всячески пытались снять с репертуара, но - на словах. Я человек упорный, меня на испуг взять трудно, и я говорил: "Давайте приказ, и я спектакль сниму". Но приказ - это документ, на это недоброжелатели "Занавесок" пойти не решались. "Обломавшись" со мной, они шли к директору театра и говорили: "Спускайте на тормозах". Директору же спектакль нравился, он его поддерживал и всячески старался увильнуть от "разборок". В итоге "Занавески" мы играли, по-моему, десять лет, и пользовался спектакль огромным успехом.

- Значит, вас все-таки оставили в покое?

- Честно признаться, помог случай. Однажды после спектакля мне сказали: "Тебя внизу дожидается со свитой какой-то чиновник". Я стал отнекиваться: "Да надоели они все! Не пойду". На что мне говорят: "Он очень просил, чтобы ты подошел" Ну, я спустился вниз. Там, действительно, стоял симпатичный человек, который сказал буквально следующее: "Конечно, Вы сыпете соль на раны. Спектакль очень тяжелый, но мне он очень понравился. От меня, к сожалению, ничего не зависит, но я доложу как есть". Свита согласно закивала головами, и чиновник ушел. И моментально все кончилось

Только потом мне сказали, что это был Александров, помощник Брежнева.

- Среди Ваших режиссерских работ - спектакль "Жиды города Питера, или Невеселые беседы при свечах" по Стругацким. Как Вам это удалось, ведь их творчество и на киноэкран-то труднопереносимо, а на театральную сцену - тем более?..

- Достаточно легко, ведь это не инсценировка, а специально ими самими написанная пьеса. Интересно, что их непременным условием было, чтобы спектакль ставил Лев Дуров - у меня сохранилось их письмо нашему директору об этом, попавшее ко мне в руки случайно и много позже. А во время работы над спектаклем я ничего не знал

- Сами Стругацкие как-то участвовали в работе?

- Знаете, очень странно: они даже не видели спектакля - принципиально не ходили в театр! Я звонил, приглашал на премьеру, но они говорили: "Мы знаем, что спектакль хороший, но мы в театр не ходим"

- Теперь, если позволите, три вопроса из серии "А говорят". Говорят, что "тема Льва Дурова - маленький человек, обделенный судьбой"

- Неправда. Моя тема - протест маленького человека против понятия "маленький человек".

Говорят, что "Лев Дуров может придумать любой трюк".

Могу. Когда-то в Англии я был назван "трагическим клоуном", а клоун по определению обязан придумывать трюки- "гэги".

- Говорят, что "Лев Дуров - характерный актер яркого комедийного дарования".

- Ну-у-у И Бог с ними. Я, кстати, больше играл трагических ролей, чем комедийных. Что дороже? Если после фильмов Чаплина в душе что-то остается, то после фильмов с де Фюнесом - ноль, вы зачастую даже не сможете вспомнить сюжет фильма, одно сплошное мелькание.

- Ваши ближайшие планы как режиссера?

- Пока никаких. Сейчас Житинкин ставит спектакль за спектаклем. То, как он начинает, я могу только поддерживать. Он - состоятельный режиссер, и вклиниваться сейчас, спрашивать "А почему я не репетирую", я не могу. Вот выпустим Дюрренматта, тогда я скажу: "Андрюша! Ты выпустил один, второй, третий, четвертый спектакль Стоп! Теперь я - очередной режиссер, дай возможность поставить мне". Он не скажет "Нет". У нас с ним очень хорошие отношения, он мне доверяет, и никаких разногласий я не предвижу.

- Ваш любимый фильм? Хотя бы из тех, где Вы работали

- Пожалуй, "Прощание с Матёрой". Начинала его Лариса Шепитько, а после ее гибели заканчивал Элем Климов. Картина замечательная, хотя и не имела широкого зрительского успеха. Она про то, чего нам сейчас очень надо опасаться - про потерю памяти. Если мы забудем о нашей истории, о могилах за нашими спинами - будущего у нас не будет.

Самому мне нравятся "Сирота казанская", "Не валяй дурака", "Не послать ли нам гонца"

- Кстати, о памяти. Говорят, что сейчас руководство творческих союзов отсекло от себя все, в том числе и собственных членов, и живет само для себя

- Знаете, приведу пример, что называется, "на собственной шкуре". Однажды мне дома стало неважно. Пока я искал валидол, мой друг, бывший в то время у меня в гостях, в тайне от меня пошел вызывать скорую помощь из поликлиники Союза театральных деятелей. Тем временем я пришел в себя, смотрю, он возвращается бледный, как полотно. "Что случилось?" - "Вы знаете, я позвонил в поликлинику СТД и сказал, что у Дурова плохо с сердцем, и что надо прислать скорую помощь. На что они мне сказали - "Сто десять долларов" Я сначала не поверил: "А ты сказал, что Дурову - члену СТД?" - "Сказал. А они ответили - "Ну и что?"

Очень хорошо, что он мне не сказал сразу. Тогда бы я сказал им очень много "теплых слов"... Нашел бы я в итоге эти сто десять долларов, но я бы их не заплатил принципиально. Лучше бы я сдох! Я - член СТД Бог знает сколько лет, народный артист СССР, никогда не пользовавшийся его благами Вообще, это всегда была "своя лавочка", и не надо мне от них ничего.

- Из тех режиссеров, с которыми Вы работали, кого бы Вы могли вспомнить?

- Ну, у "больших" режиссеров я много и часто не снимался. У всех у них своя команда - как есть у Никиты Михалкова, как было у Михаила Ромма, у Андрея Тарковского Никита Михалков, к примеру, защитил на мне диплом, получил "пятерку"

- А как назывался сей диплом?

- "Эти губы и глаза зеленые", по Сэлинджеру. Замечательная картина. Там играли Рита Терехова, Саша Пороховщиков и я.

В "Спокойном дне в конце войны" я у него тоже сыграл маленькую роль. А потом Когда Михалков стал снимать большие картины, то ни разу меня не пригласил. Ну и что? Такой у него "пасьянс", я не в претензии.

А вспоминаю я, конечно, съемки в "Девяти днях одного года" у Михаила Ильича Ромма. Долгое время я крутился в фильмах, которые актеры называли "полухудожественные полуцветные полумузыкальные полукомедии", играл массу всяких помощников экскаваторщиков, помощников комбайнеров Неожиданно Михаил Ильич пригласил меня на очень маленький эпизод и - я стал совершенно другим артистом. Я снмался у Ромма! Это во многом предопределило мою дальнейшую судьбу в кино - еще и потому, что ученики Ромма, снимавшиеся в "Девяти днях" в групповке - Андрей Смирнов, Борис Яшин, Игорь Добролюбов - сочли своим долгом обязательно меня потом снимать. И у каждого я снимался неоднократно. Смирнов - замечательный режиссер, Яшин - очень хороший режиссер, Добролюбов в Минске тоже очень плодотворно работал Так что я после Ромма перескочил сразу на другую орбиту!

А снимался я много - у меня то ли 160, то ли 170 фильмов

- Ну а с кем бы Вы хотели поработать?

- Понимаете, у меня нет чувства невостребованности, чтобы я спал и видел съемки у какого-то конкретного режиссера. Да и времени на всяческие "комплексы" нет. Только отснялся в "Не валяй дурака" у Валерия Чикова, с Мишей Евдокимовым, - меня пригласил Машков в "Сироту казанскую". Закончилась "Сирота" - начались съемки фильма "Не послать ли нам гонца", тоже с Чиковым и Евдокимовым И так все время. Со всеми интересно работать, у каждого режиссера есть для тебя что-то новое В свое время снялся у Виталия Мельникова в фильме "Ксения, любимая жена Федора". Замечательный режиссер! А недавно он вспомнил обо мне и пригласил в картину "Луной был полон сад", и - огромный зрительский успех. Мы - Зина Шарко, Коля Волков и я - получили премии и за ансамбль, и за лучшие роли

- Следует ли понимать, что Вам не встречались, скажем, не очень умелые режиссеры, и Вам как режиссеру (по второй профессии) никогда не хотелось вмешаться в съемки фильма?

- Отчего же, и встречались, и хотелось, и вмешивался. Сейчас же зачастую снимает фильм тот, кто достал деньги Но я всегда веду себя очень тактично: разберу сцену, так и так режиссер говорит "Ой, как хорошо". Ну, хорошо так хорошо - важен итог. А были фильмы, которые практически все снимал я сам, но в титрах стою не я

- Вы снимались в "Трех мушкетерах". Известно, что команда во главе с Михаилом Боярским мечтает доснять продолжение. Если позовут - пойдете?

- Пойду. Романтика - дело святое.

Недавно в Доме кино мы праздновали 20-летие фильма "Не бойся, я с тобой", имевшего ошеломляющий успех. Сейчас родилась идея, и Правительство Москвы ее поддерживает, снять его продолжение, пока мы все (слава Богу!) живы-здоровы. На вечере Полад Бюль-Бюль-оглы, Министр культуры Азербайджана, как молодой певец, бегал, прыгал, жонглировал микрофоном, вытворял Бог знает что Мухтарбек Кантемиров метал ножи и топоры, и ни разу не промахнулся Я тоже хотел "пометать", и тоже бы не промахнулся, но мне не дали (смеется - В.Б.).

- А Кантемиров сейчас чем занимается?

- У него конный театр. К сожалению, ему мало помогают на официальном уровне.

Мухтарбек вообще святой человек, редчайшей души. Когда он приходит в театр, в него моментально влюбляются все - и женщины, и мужчины, и лошади Вокруг него просто ореол добра и света.

- Семья Ваша чем занимается?

- Все актеры, все работают, внуки прекрасные, все хорошо.

- А внуков-то сколько?

- Двое: внучка и внук - если быть точным. Катя работает в Абакане, завлитом Кукольного театра, и категорически не хочет жить в Москве. Говорит: "Вы не понимаете, в каком тяжелом городе Вы живете". Теперь она еще и гастроли своего театра организовывает - они были во Франции, в Чехословакии.

Ване сейчас 15 лет, он фанат "Спартака", и это его основное занятие. Даже когда любимая команда проигрывает, он не сдается: "Ничего, у них все впереди!"

Вообще, ребята хорошие, все современные гадости их миновали. Я никогда никого не воспитывал, просто при детях надо самим вести себя нормально, тогда и они вырастут такими же.

- По Зодиаку Вы - Козерог. "Перманентные" свойства этого знака - упрямство, целеустремленность - Вам присущи?

- Безусловно. У меня вообще, по древнегреческим канонам, "рост победителя" - когда голова укладывается в теле шесть раз. Мы с Гераклом одного роста.

Однажды мы в Одессе снимали кино. Толпа там очень доброжелательная, но любопытная. За оператором стояли две огромные женщины, и чуть ли не ложились на него. "Соня, - говорит одна, - смотри, какой Дуров маленький". "Но, Роза, - отвечает другая, - зато какой плотный!" Так и Геракл, был маленький, но плотный.

- Скоро Новый год. Напоследок читателей новогодней историей не порадуете?

- Да В молодости я, кстати, очень много работал на елках. Была даже такая поговорка, что волка кормят ноги, а актера - елки. И ходил анекдот, как старому актеру звонят из Голливуда. "Мы Вас утвердили на главную роль, гонорар такой-то, съемки в Америке, в Африке, в Европе" - "А когда начало съемок?" - "30 декабря" - "Нет, что вы, у меня елки".

А что касается меня, то история была такая. Как-то перед самым Новым годом у нас не было елки. Искусственных елок я не признаю, а такую купить как-то не удосужился - было некогда. И вот 31 декабря вечером я еду к Киевскому вокзалу, где, помнится, был елочный базар. Естественно, никаких елок там уже в помине не оказалось. Я уже собираюсь уезжать, как слышу из привокзального сквера: "Мужик, елка нужна?" - "Конечно, нужна?" - "Три рубля". Деньги и по тем временам были небольшие, я отдал три рубля. Смотрю: мужик короткими перебежками побежал к вокзалу, как будто по нему сейчас стрелять будут. Беру елочку, а она не берется! В земле растет! Тут меня разобрал смех. Не жалко было трех рублей, но надо же было так попасться! Я даже присел за сугроб - посмотреть, может еще какого-нибудь дурака поймают

Так что вот, такая была история.


12.12.2001
www.levdurov.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован