Актуальность работы определяется существенным обострением общей ситуации
в мире, связанной с процессами смены технологических и мирохозяйственных укладов
и формированием нового миропорядка. Характер угрожающей реальности приняли противоречия между коллективным Западом, стремящимся к мировой гегемонии, и противостоящими ему Россией, Китаем и рядом других государств. В условиях существования ядерного оружия предпринимаются попытки разрешить противоречия за счет применения новых форм и способов противоборства, позволяющих избежать прямого военного столкновения великих держав. Сегодня эти противоречия приняли характер мировой гибридной войны, которая породила совокупность новых стратегий и тактик межгосударственного противоборства, что в существенной мере изменило политический, дипломатический и военный лексикон, привело к появлению не существовавших ранее социополитических понятий, требующих отражения в образовательных программах гуманитарных вузов, в политическом и военном тезаурусе.
Новизна заключается в попытке обосновать изменения в образовательных программах гуманитарных вузов в условиях развития мировой гибридной войны и применения ее
инструментов: информационно-психологической и прокси-войны, цветной революции.
ВВЕДЕНИЕ
Прогнозы развития международной обстановки на период предстоящих не/
скольких десятилетий объединяет вывод о наличии серьезных предпосылок
для дальнейшего усиления глобальной нестабильности и трансформации военных
стратегий. В этих условиях поиски политиков, дипломатов, военных и ученых во
многом сводятся к тому, как в нынешних, исключительно неблагоприятных, меж-
дународных условиях перейти от баланса сил к балансу интересов как фундамен/
ту предпочтительной модели глобальной безопасности будущего. Для педагогов
приоритетной задачей становится вопрос о том, как трансформировать образова/
тельные программы вузов, оперативно переключить их на подготовку кадров, спо/
собных действовать в непростых реалиях современности, надежно обеспечивать
политические, экономические, военные, технические и культурно/мировоззренче/
ские приоритеты России.
Неотложность решения комплекса важнейших задач, определяющих способность государства оказывать влияние на состояние и развитие международной обстановки, обеспечить национальную безопасность, обусловливает наличие ядерных и неядерных средств стратегического ядерного сдерживания, распространение информационных и военных технологий, используемых в подрывных целях, расширение спектра государственных и негосударственных субъектов мировой политики на фоне усиления соперничества по доступу к глобальным ресурсам.
ГИБРИДНАЯ ВОЙНА КАК НОВЫЙ ВИД МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО ПРОТИВОБОРСТВА
Наличие ядерного оружия и перспектива всеобщей ядерной войны, в которой
не будет победителей, вынуждает соперников искать новые формы и способы противоборства, которые позволили бы добиваться своих целей, оставаясь ниже порога прямого военного столкновения.
В начале 2000/х гг. в США появились понятия нового типа конфликтов современности и их инструментов — «гибридной войны» и сопутствующих ей «гибридных угроз», источниками которых могут быть как государства, так и другие
субъекты. Этот вид рукотворных угроз характеризуется четкой направленностью
против заранее вскрытых слабых и уязвимых мест конкретной страны или отдельного региона. Сочетание гибридных угроз и комплекса уникальных инструментов
гибридной войны (информационно/психологической войны, цветной революции
и прокси/войны) придали этому виду военного конфликта законченную форму нового вида межгосударственного противоборства.
Гибридная война дала мощный импульс трансформации взглядов на видоизменение характера, сути и содержания военных конфликтов современности, стратегия которых предусматривает сбалансированное сочетание силовых и несиловых способов противоборства. Именно о таких конфликтах несколько тысячелетий назад говорил древнекитайский стратег и философ Сунь/Цзы: «Одержать сто побед
в ста битвах — это не вершина воинского искусства. Повергнуть врага без сражения — вот вершина».
Сегодня наиболее полно подобная трансформация описывается философским
концептом «трансгрессия». «Трансгрессия и есть не что иное, как смещение и стирание границ — границ между вещами и между ценностями. Она предполагает выход предмета за собственные границы и являет собой невозможный (в данной системе отсчета) выход за пределы, прорыв вовне того, что принадлежит наличному»
Гибридная война предполагает использование военных и невоенных инструментов в интегрированной кампании, направленной на достижение внезапности,
захват инициативы и получение психологических преимуществ, используемых
в дипломатических действиях; масштабные и стремительные информационные,
электронные и кибероперации; прикрытие и сокрытие военных и разведыватель/
ных действий; и все это — в сочетании с экономическим давлением.
В современной научной теории гибридных войн утвердились ключевые понятия
инструментов гибридной войны, в число которых входят информационно/психо/
логическая война, прокси/война и цветная революция.
Мы в своей книге определили термины «информационно/психологическая вой/
на» и «прокси/война» следующим образом.
«Информационно/психологическая война представляет собой осуществляе/
мую по единому замыслу и плану совокупность способов воздействия на сознание
всех слоев населения государства/противника для искажения картины восприятия
мира, ослабления и разрушения основ национального самосознания и типа жизнеустройства с целью дезорганизации мер противодействия агрессии»
«Прокси/война — международный конфликт между двумя странами, которые
пытаются достичь своих собственных целей с помощью военных действий, происходящих на территории и с использованием ресурсов третьей страны под прикрытием разрешения внутреннего конфликта в этой третьей стране» .
Политолог А. В. Манойло дает следующее определение цветной революции:
«…это технология осуществления государственных переворотов и внешнего управления политической ситуацией в стране в условиях искусственно созданной политической нестабильности, в которых давление на власть осуществляется в форме политического шантажа с использованием в качестве инструмента шантажа молодежного протестного движения»
Стратегия использования инструментов определяется политико-административными, экономическими, культурно/мировоззренческими факторами страны —
объекта гибридной войны. Каждый из перечисленных инструментов и стратегии их
применения, как несущие прямую угрозу национальной безопасности нашей страны, должны на системной основе изучаться в учебных курсах вузов Российской
Федерации.
НАПРАВЛЕННОСТЬ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
ГУМАНИТАРНЫХ ВУЗОВ
Одним из важнейших факторов, определяющих трансформацию образователь/
ных программ гуманитарных вузов, является расширение географии стратегии ги/
бридных войн от противоборства между двумя государствами до военных кон/
фликтов, размах которых приобретает широкие региональные и даже глобальные
масштабы. Суть таких военных конфликтов нового вида остается неизменной: за/
мысел каждого из них строится на балансе военно/силовых и несиловых способов
достижения политических и стратегических целей в борьбе с противником и лишь
в качестве последнего шага не исключает применения военной силы для навязыва/
ния своей воли противнику, ослабленному информационно/психологическим воз/
действием на сознание населения и цветной революцией. В начальной стадии такие
конфликты проходят с опорой на протестный потенциал населения в ходе цветных
революций, представляющих собой сочетание подрывных технологий по нена/
сильственному захвату власти. Однако по мере развития событий, когда потенци/
ал ненасильственных действий оказывается исчерпанным и не приводит к дости/
жению намеченных целей, в действие вступают другие — военно/силовые техноло/
гии, являющиеся естественным развитием концепции «управляемого хаоса». Так,
на Украине первоначально ненасильственные демонстрации были искусно переве
дены в сферу военно/силового противоборства на майдане 2014 г., что привело
в итоге к гражданской войне и в дальнейшем позволило США манипулировать со/
знанием населения и правящих элит в развязанной против России прокси/войне.
Таким образом, в последнее время существенное влияние на развитие полити/
ческих процессов оказывают невоенные опасности и угрозы, способные в случае
их реализации причинить реальный ущерб национальной безопасности государст/
ва без использования вооружения и военной техники, а также регулярных воору/
женных сил и иррегулярных формирований. Желаемый эффект десуверенизации
государства может быть достигнут за счет применения современных когнитивных
технологий управления поведением больших масс людей.
Именно такие технологии лежат в основе стратегий информационно/психоло/
гической войны и цветной революции и используются в качестве важных подрыв/
ных инструментов для дестабилизации и разрушения культурно/мировоззренче/
ской сферы государства в ходе гибридной войны. Для дальнейшего ослабления
противника применяется военно/силовая стратегия прокси/войны.
Развитие многополярного мира уже сейчас приводит к расширению локальных
и региональных конфликтов, характерным для которых стало изменение форм
разрешения межгосударственных противоречий.
В этом контексте приходится отметить, что в России процесс внедрения «гибридной тематики» в образовательные программы вузов пока находится в зачаточном состоянии, в то время как эта тематика активно разрабатывается в документах
стратегического планирования США, НАТО и ЕС, научно/исследовательских цен/
тров, таких как RAND, центры передового опыта НАТО и др., вводится в учебные
программы вузов. В этом контексте примерами документов США, НАТО и ЕС по
проблемам гибридных войн, используемых ими в практической военно-политической деятельности, являются Доклад о конфликте в серой зоне ; тематическое исследование
«Оповещение в серой зоне»;доклады «Защищая Европу от гибридных угроз» и «Гибридные
угрозы как концепт», Белая книга по борьбе с нетрадиционными методами ведения войны; Совместная концепция конкуренции Пентагона и др.
Следует отметить, что пока все еще недостаточно активно реагируют на трансформацию военных конфликтов современности и соответствующие изменения по/
нятийного аппарата организации обеспечения международной безопасности —
ООН, ОБСЕ, ОДКБ и некоторые другие.
В Российской Федерации исследования по вопросам гибридной войны в совре
менной международной обстановке находятся в начальной стадии, а сама темати/
ка гибридных войн пока не получила отражения в документах стратегического
планирования нашей страны.
На этом фоне хочу обратить внимание на поддержанные Минобрнауки России
инициативные образовательные проекты по изучению гибридных войн , в частности, в Российском государственном социальном университете . В инициативном
порядке МИД РФ организовал проведение курса лекций по гибридным войнам
для сотрудников внешнеполитического ведомства . Но перечисленных инициатив недостаточно.
Пока же нынешняя неопределенность в отношении внесения необходимых изменений в образовательные программы вузов не позволяет развернуть необходимую работу по подготовке профессорско/преподавательского состава вузов, раз/
работке и изданию необходимых методических материалов, учебников и учебных
пособий по ключевым вопросам обеспечения национальной и международной безопасности России. Такое положение дел в образовательной сфере препятствует
подготовке кадров, способных адекватно и оперативно реагировать на вызовы, риски, опасности и угрозы современности (ВРОУ), способствует созданию условий
для различного рода политических спекуляций вокруг жизненно важных проблем
безопасности.
Сегодня стратегии гибридной войны широко применяются в противоборстве на
пространствах Евразии, Среднего Востока, Африки и Латинской Америки. В отношении России такая стратегия нацелена на ликвидацию российской государственности, фрагментацию страны и перевод отдельных ее частей под внешнее управление.
Угрожающая реальность гибридной войны США и НАТО против России, экзистенциальный характер ВРОУ настоятельно диктуют неотложную адаптацию образовательных программ вузов России к угрозам и вызовам современного мира,
учет в учебных курсах трансформации военных конфликтов современности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Своевременная реакция образовательного сообщества на важнейшие вопросы
трансформации миропорядка имеет не столько теоретическое значение, сколько
определяется практической значимостью проблемы в контексте обеспечения на/
циональной и международной безопасности и адекватного отражения новых по/
нятий в образовательных программах вузов России. При этом гуманитарным ву/
зам принадлежит ведущая роль с учетом нацеленности стратегий гибридной вой/
ны в первую очередь на информационно/психологическое воздействие на
население государства/жертвы, на разрушение культурно/мировоззренческого
базиса национальной безопасности. В этом контексте одним из важных и крайне
необходимых шагов представляется разработка политического и военного тезауруса, отражающего существенные изменения в понятийном аппарате конфликтов
современности.