Трансгрессия современных военных конфликтов как фактор трансформации образовательных программ гуманитарных университетов Российской Федерации

В статье отражены вопросы влияния трансгрессии современных военных конфликтов на формирование концепта гибридной войны как нового вида межгосударственного противоборства. Сделан анализ угроз гибридной войны в их проекции на трансформацию образовательных программ гуманитарных вузов.
Main cover issue 142 ru ru

Актуальность работы определяется существенным обострением общей ситуации

в мире, связанной с процессами смены технологических и мирохозяйственных укладов

и формированием нового миропорядка. Характер угрожающей реальности приняли противоречия между коллективным Западом, стремящимся к мировой гегемонии, и противостоящими ему Россией, Китаем и рядом других государств. В условиях существования ядерного оружия предпринимаются попытки разрешить противоречия за счет применения новых форм и способов противоборства, позволяющих избежать прямого военного столкновения великих держав. Сегодня эти противоречия приняли характер мировой гибридной войны, которая породила совокупность новых стратегий и тактик межгосударственного противоборства, что в существенной мере изменило политический, дипломатический и военный лексикон, привело к появлению не существовавших ранее социополитических понятий, требующих отражения в образовательных программах гуманитарных вузов, в политическом и военном тезаурусе.

Новизна заключается в попытке обосновать изменения в образовательных программах гуманитарных вузов в условиях развития мировой гибридной войны и применения ее

инструментов: информационно-психологической и прокси-войны, цветной революции.

ВВЕДЕНИЕ

Прогнозы развития международной обстановки на период предстоящих не/

скольких десятилетий объединяет вывод о наличии серьезных предпосылок

для дальнейшего усиления глобальной нестабильности и трансформации военных

стратегий. В этих условиях поиски политиков, дипломатов, военных и ученых во

многом сводятся к тому, как в нынешних, исключительно неблагоприятных, меж-

дународных условиях перейти от баланса сил к балансу интересов как фундамен/

ту предпочтительной модели глобальной безопасности будущего. Для педагогов

приоритетной задачей становится вопрос о том, как трансформировать образова/

тельные программы вузов, оперативно переключить их на подготовку кадров, спо/

собных действовать в непростых реалиях современности, надежно обеспечивать

политические, экономические, военные, технические и культурно/мировоззренче/

ские приоритеты России.

Неотложность решения комплекса важнейших задач, определяющих способность государства оказывать влияние на состояние и развитие международной обстановки, обеспечить национальную безопасность, обусловливает наличие ядерных и неядерных средств стратегического ядерного сдерживания, распространение информационных и военных технологий, используемых в подрывных целях, расширение спектра государственных и негосударственных субъектов мировой политики на фоне усиления соперничества по доступу к глобальным ресурсам.

ГИБРИДНАЯ ВОЙНА КАК НОВЫЙ ВИД МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО ПРОТИВОБОРСТВА

Наличие ядерного оружия и перспектива всеобщей ядерной войны, в которой

не будет победителей, вынуждает соперников искать новые формы и способы противоборства, которые позволили бы добиваться своих целей, оставаясь ниже порога прямого военного столкновения.

В начале 2000/х гг. в США появились понятия нового типа конфликтов современности и их инструментов — «гибридной войны» и сопутствующих ей «гибридных угроз», источниками которых могут быть как государства, так и другие

субъекты. Этот вид рукотворных угроз характеризуется четкой направленностью

против заранее вскрытых слабых и уязвимых мест конкретной страны или отдельного региона. Сочетание гибридных угроз и комплекса уникальных инструментов

гибридной войны (информационно/психологической войны, цветной революции

и прокси/войны) придали этому виду военного конфликта законченную форму нового вида межгосударственного противоборства.

Гибридная война дала мощный импульс трансформации взглядов на видоизменение характера, сути и содержания военных конфликтов современности, стратегия которых предусматривает сбалансированное сочетание силовых и несиловых способов противоборства. Именно о таких конфликтах несколько тысячелетий назад говорил древнекитайский стратег и философ Сунь/Цзы: «Одержать сто побед

в ста битвах — это не вершина воинского искусства. Повергнуть врага без сражения — вот вершина».

Сегодня наиболее полно подобная трансформация описывается философским

концептом «трансгрессия». «Трансгрессия и есть не что иное, как смещение и стирание границ — границ между вещами и между ценностями. Она предполагает выход предмета за собственные границы и являет собой невозможный (в данной системе отсчета) выход за пределы, прорыв вовне того, что принадлежит наличному»

 

Гибридная война предполагает использование военных и невоенных инструментов в интегрированной кампании, направленной на достижение внезапности,

захват инициативы и получение психологических преимуществ, используемых

в дипломатических действиях; масштабные и стремительные информационные,

электронные и кибероперации; прикрытие и сокрытие военных и разведыватель/

ных действий; и все это — в сочетании с экономическим давлением.

В современной научной теории гибридных войн утвердились ключевые понятия

инструментов гибридной войны, в число которых входят информационно/психо/

логическая война, прокси/война и цветная революция.

Мы в своей книге определили термины «информационно/психологическая вой/

на» и «прокси/война» следующим образом.

«Информационно/психологическая война представляет собой осуществляе/

мую по единому замыслу и плану совокупность способов воздействия на сознание

всех слоев населения государства/противника для искажения картины восприятия

мира, ослабления и разрушения основ национального самосознания и типа жизнеустройства с целью дезорганизации мер противодействия агрессии»

«Прокси/война — международный конфликт между двумя странами, которые

пытаются достичь своих собственных целей с помощью военных действий, происходящих на территории и с использованием ресурсов третьей страны под прикрытием разрешения внутреннего конфликта в этой третьей стране» .

Политолог А. В. Манойло дает следующее определение цветной революции:

«…это технология осуществления государственных переворотов и внешнего управления политической ситуацией в стране в условиях искусственно созданной политической нестабильности, в которых давление на власть осуществляется в форме политического шантажа с использованием в качестве инструмента шантажа молодежного протестного движения»

Стратегия использования инструментов определяется политико-административными, экономическими, культурно/мировоззренческими факторами страны —

объекта гибридной войны. Каждый из перечисленных инструментов и стратегии их

применения, как несущие прямую угрозу национальной безопасности нашей страны, должны на системной основе изучаться в учебных курсах вузов Российской

Федерации.

НАПРАВЛЕННОСТЬ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

ГУМАНИТАРНЫХ ВУЗОВ

Одним из важнейших факторов, определяющих трансформацию образователь/

ных программ гуманитарных вузов, является расширение географии стратегии ги/

бридных войн от противоборства между двумя государствами до военных кон/

фликтов, размах которых приобретает широкие региональные и даже глобальные

масштабы. Суть таких военных конфликтов нового вида остается неизменной: за/

мысел каждого из них строится на балансе военно/силовых и несиловых способов

достижения политических и стратегических целей в борьбе с противником и лишь

в качестве последнего шага не исключает применения военной силы для навязыва/

ния своей воли противнику, ослабленному информационно/психологическим воз/

действием на сознание населения и цветной революцией. В начальной стадии такие

конфликты проходят с опорой на протестный потенциал населения в ходе цветных

революций, представляющих собой сочетание подрывных технологий по нена/

сильственному захвату власти. Однако по мере развития событий, когда потенци/

ал ненасильственных действий оказывается исчерпанным и не приводит к дости/

жению намеченных целей, в действие вступают другие — военно/силовые техноло/

гии, являющиеся естественным развитием концепции «управляемого хаоса». Так,

на Украине первоначально ненасильственные демонстрации были искусно переве

дены в сферу военно/силового противоборства на майдане 2014 г., что привело

в итоге к гражданской войне и в дальнейшем позволило США манипулировать со/

знанием населения и правящих элит в развязанной против России прокси/войне.

Таким образом, в последнее время существенное влияние на развитие полити/

ческих процессов оказывают невоенные опасности и угрозы, способные в случае

их реализации причинить реальный ущерб национальной безопасности государст/

ва без использования вооружения и военной техники, а также регулярных воору/

женных сил и иррегулярных формирований. Желаемый эффект десуверенизации

государства может быть достигнут за счет применения современных когнитивных

технологий управления поведением больших масс людей.

Именно такие технологии лежат в основе стратегий информационно/психоло/

гической войны и цветной революции и используются в качестве важных подрыв/

ных инструментов для дестабилизации и разрушения культурно/мировоззренче/

ской сферы государства в ходе гибридной войны. Для дальнейшего ослабления

противника применяется военно/силовая стратегия прокси/войны.

Развитие многополярного мира уже сейчас приводит к расширению локальных

и региональных конфликтов, характерным для которых стало изменение форм

разрешения межгосударственных противоречий.

В этом контексте приходится отметить, что в России процесс внедрения «гибридной тематики» в образовательные программы вузов пока находится в зачаточном состоянии, в то время как эта тематика активно разрабатывается в документах

стратегического планирования США, НАТО и ЕС, научно/исследовательских цен/

тров, таких как RAND, центры передового опыта НАТО и др., вводится в учебные

программы вузов. В этом контексте примерами документов США, НАТО и ЕС по

проблемам гибридных войн, используемых ими в практической военно-политической деятельности, являются Доклад о конфликте в серой зоне ; тематическое исследование

«Оповещение в серой зоне»;доклады «Защищая Европу от гибридных угроз» и «Гибридные

угрозы как концепт», Белая книга по борьбе с нетрадиционными методами ведения войны; Совместная концепция конкуренции Пентагона и др.

Следует отметить, что пока все еще недостаточно активно реагируют на трансформацию военных конфликтов современности и соответствующие изменения по/

нятийного аппарата организации обеспечения международной безопасности —

ООН, ОБСЕ, ОДКБ и некоторые другие.

В Российской Федерации исследования по вопросам гибридной войны в совре

менной международной обстановке находятся в начальной стадии, а сама темати/

ка гибридных войн пока не получила отражения в документах стратегического

планирования нашей страны.

На этом фоне хочу обратить внимание на поддержанные Минобрнауки России

инициативные образовательные проекты по изучению гибридных войн , в частности, в Российском государственном социальном университете . В инициативном

порядке МИД РФ организовал проведение курса лекций по гибридным войнам

для сотрудников внешнеполитического ведомства . Но перечисленных инициатив недостаточно.

Пока же нынешняя неопределенность в отношении внесения необходимых изменений в образовательные программы вузов не позволяет развернуть необходимую работу по подготовке профессорско/преподавательского состава вузов, раз/

работке и изданию необходимых методических материалов, учебников и учебных

пособий по ключевым вопросам обеспечения национальной и международной безопасности России. Такое положение дел в образовательной сфере препятствует

подготовке кадров, способных адекватно и оперативно реагировать на вызовы, риски, опасности и угрозы современности (ВРОУ), способствует созданию условий

для различного рода политических спекуляций вокруг жизненно важных проблем

безопасности.

Сегодня стратегии гибридной войны широко применяются в противоборстве на

пространствах Евразии, Среднего Востока, Африки и Латинской Америки. В отношении России такая стратегия нацелена на ликвидацию российской государственности, фрагментацию страны и перевод отдельных ее частей под внешнее управление.

Угрожающая реальность гибридной войны США и НАТО против России, экзистенциальный характер ВРОУ настоятельно диктуют неотложную адаптацию образовательных программ вузов России к угрозам и вызовам современного мира,

учет в учебных курсах трансформации военных конфликтов современности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Своевременная реакция образовательного сообщества на важнейшие вопросы

трансформации миропорядка имеет не столько теоретическое значение, сколько

определяется практической значимостью проблемы в контексте обеспечения на/

циональной и международной безопасности и адекватного отражения новых по/

нятий в образовательных программах вузов России. При этом гуманитарным ву/

зам принадлежит ведущая роль с учетом нацеленности стратегий гибридной вой/

ны в первую очередь на информационно/психологическое воздействие на

население государства/жертвы, на разрушение культурно/мировоззренческого

базиса национальной безопасности. В этом контексте одним из важных и крайне

необходимых шагов представляется разработка политического и военного тезауруса, отражающего существенные изменения в понятийном аппарате конфликтов

современности.

Публикации

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован