Концепция триединого русского народа была сформулирована во второй половине XVII веке в Малороссии как основа для духовного объединения великороссов и малороссов после воссоединения Украины с Россией в 1654 году. В точки зрения пассионарной теории идея триединого народа верно интерпретировала единство русских и украинцев-малороссов как два этноса одного православного суперэтноса, но ошибочно добавляла к данной паре этносов еще и белорусов, которые являются осколком древнерусского суперэтноса. Также идея триединства никак не описывала русин (в то время закарпатские и галицкие русины еще были единым русинским этносом).
Ошибочность идеи триединства ясно показывают такие исторические факты:
1) Белорусы ни разу не восставали против Речи Посполитой в течение всего времени нахождения их земель под властью поляков и литовцев. В противоположность белорусам украинцы в начале и середине XVII века восставали против поляков несколько раз и в итоге воссоединились с Россией на Переяславской Раде в 1654 году.
2) Белорусы вообще не восставали ни против кого за все время после распада Киевской Руси, то есть с XIII века. Этим белорусы похожи на закарпатских и галицких русин, которые также не восставали против поляков и австрийцев.
3) До конца XIX века у белорусов было самоназвание «русины» или «литвины», а ведь именно до конца XIX века – начала XX века жители Закарпатья и Галиции называли себя русинами (называть себя украинцами жители Галиции стали позже, после Первой мировой войны).
4) Белорусы были униатами: с 1596 года по 1839 год белорусы принадлежали греко-католической церкви.
Как видно, белорусы демонстрируют совершенно иное поведение, нежели украинцы-малороссы – этническое поведение белорусов аналогично поведению закарпатских и галицких русин.
Вывод №1. Белорусы не принадлежат к православному (русскому) суперэтносу. Белорусы этнически ближе к украинцами-галичанам и закарпатским русинам, нежели к русским и украинцам-малороссам.
Современный конфликт на Донбассе подтверждает вывод №1: Белоруссия поддерживают «этнически своих» - представителей древнерусского суперэтноса - то есть фактически поддерживает украинцев-галичан, являющихся потомками галицких русин.
Этническая картина Белоруссии такова:
1) Те, кто пользуются в быту, в основном, белорусским языком, и называет себя белорусом, принадлежат древнерусскому суперэтносу.
2) Те, кто пользуются в быту, в основном, русским языком, называя себя или русскими, или белорусами, принадлежат православному суперэтносу.
Вывод №2. Концепция триединого русского народа, состоящего из русских, украинцев и белорусов, не соответствует действительности.
Но почему же тогда белорусы исповедуют православие Московского патриархата, в то время как украинцы-галичане принадлежат, в основном, Украинской греко-католической церкви?
Причина того, что белорусы исповедуют православие, заключается в отсутствии насилия и наличии доброй воли: в 1839 году была на Полоцком соборе униатскими священниками была провозглашена отмена Брестской унии 1596 года, в результате чего белорусские священники-униаты перешли в православие Московского патриархата. Следует отметить два важных факта: во-первых, инициатором Полоцкого собора был униатский епископ, и во-вторых, Полоцкий собор произошел более чем через 50 лет после вхождения белорусских земель в состав Российской империи после трех разделов Польши.
Аналогичная попытка была предпринята на Львовском соборе 1946 году, когда власть попыталась упразднить унию, но закономерно потерпела неудачу: во-первых, ни одного униатского епископа на Львовском соборе не было, и во-вторых, Львовский собой произошел через полтора года после того, как территория Галиции была освобождена от власти Германии.
Насильно мил не будешь.
Принципиальное отличие Полоцкого и Львовского соборов – это добровольность решения в первом случае и акцент на силе во втором.
Религиозного насилия от Советской власти не испытали закарпатские русины, поэтому к настоящему времени оказалось, что в Закарпатье большинство верующих русин исповедуют православие Московского патриархата, а меньшинство принадлежит Русинской греко-католической церкви.
Вывод №3. Насильственное стремление лишить греко-католиков их веры на Львовском соборе закономерно привело к провалу; в то же время, отсутствие насилия привело к победе Православную веру Московского патриархата над унией в Белоруссии, а также в Закарпатье.