23 сентября 2008
1707

Цареубийца

Режиссер: Карен Шахназаров

Сценаристы: Александр Бородянский, Карен Шахназаров

Оператор: Николай Немоляев

Композитор: Владислав Шуть

Художник: Людмила Кусакова

Продюсеры: Эрнст (Эрик) Вайсберг, Владимир Досталь

Страна: СССР

Производство: "Курьер" (Мосфильм), "Спектейтор интертейнмент"(Великобритания)

Год выпуска: 1991

Актеры: Олег Янковский, Ольга Антонова, Юрий Беляев, Армен Джигарханян, Евгения Крюкова, Малкольм МакДауэлл, Анастасия Немоляева, Анжелика Пташук, Юрий Шерстнев, Алексей Логунов, Дарья Майорова, Вениамин Смехов, Гиви Тохадзе, Иманд Берзиньш, Ольга Борисова, Вячеслав Вдовин, Андрей Кривицкий, Виктор Сеферов, Алена Теремизова, Андрей Харыбин



Историко-психологическая драма с элементами мистики. В провинциальную психиатрическую больницу из столицы прибывает новый врач. Его интересуют свойства психики больного, воображающего себя Юровским, убийцей последнего царя. При беседах с ним выясняется, что больной - своеобразный философ, не лишенный дара внушения. Через некоторое время доктор начинает испытывать на себе воздействие своего пациента: он снова и снова думает о той роковой ночи с 16 на 17 июля 1918 года, когда в Екатеринбурге без суда и следствия был убит отрекшийся от престола Николай II вместе с женой, дочерьми и неизлечимо больным наследником. Вскоре доктор понимает, что трагедия последнего русского царя - отчасти и его трагедия...
Об одном из чудовищных преступлений большевиков - убийстве царской семьи - снято уже несколько игровых и документальных фильмов. Но "Цареубийца" - первая картина на эту тему, снятая в России. Попытка рассказать о трагедии "изнутри". Впрочем, не совсем "изнутри": роль цареубийцы Юровского сыграл знаменитый Малколм Иак-Дауэлл ("Заводной апельсин", "О,счастливчик!", "Калигула"). Сила и мощь таланта Мак-Дауэлла таковы, что буквально спустя мгновение после его появления на экране веришь, что Юровский мог быть именно таким. Безудержно честолюбивым. Фанатичным. С болезненным блеском глаз, в которых затаилась жгучая боль. Эту боль, загнанную в глубину черной души, несли многие герои Мак-Дауэлла. И как бы они не пытались скрыть ее за циничной усмешкой, садистко-сексуальным эпатажем, боль все равно оставалась. И, несмотря на всю омерзительность подобных персонажей, они тем не менее нередко вызывали зрительское сочувствие и сострадание...
Итак, на экране бунт маленького человека, однажды открывшего кровавый, но простой путь войти в историю России... Решению образа Юровского как синтеза палача и жертвы помогает и придуманная авторами двуслойность повествования. Ибо, помимо эпизодов екатеринбургской ссылки и расстрела Николая II, его жены и детей, в "Цареубийце" разворачивается сюжетная линия, связанная с желанием главного врача "психушки" 90-х разобраться в странной болезни своего пациента, который воображает себя Юровским... И тут Мак-Дауэлл солирует безраздельно. И в этом смысле концепция картины полностью соответствует своему названию. Характеры большинства остальных персонажей прописаны пунктирно, а эпизоды без участия Мак-Дауэлла не слишком выразительны.

www.kino-teatr.ru
23.09.2008
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован