18 февраля 2011
6179

Цензура в современной детской литературе

Задалась вопросом о цензуре в современной детской литературе. Существует ли она, каковы критерии, где эти грани, определяющие достойные и недостойные произведения? Каким образом происходит отбор произведений и происходит ли вообще? "Вычищается" ли что-то из произведений, как в былые времена? Нужна ли цензура?

А есть ли она, современная детская литература?

По теме нашла весьма интересную, на мой взгляд, статью, фрагменты которой привожу здесь.


Марина Вячеславовна Ивашина,

зам. директора по научной

и инновационной деятельности,

Свердловская областная библиотека для детей

и юношества, г. Екатеринбург

Статья 29 Конституции Российской Федерации констатирует отсутствие цензуры в России.

Все игроки книжного поля в той или иной степени причастны к цензуре как системе мер, препятствующих продвижению тех или иных культурных явлений, и внесли свою лепту в то, что многие книги остаются неизвестными тем, кому они предназначены. Неслучайно интерес к чтению, которое кажется подросткам скучным и далёким от их сегодняшних интересов и проблем занятием, падает.

В одних случаях цензура прячется за благородными знамёнами борьбы за развитый художественный вкус. Хотя декларируемый эстетический вкус зачастую оказывается культурным произволом критериев оценки. Л. Толстой не любил Шекспира, а А.Ахматова Чехова. Список антагонистов бесконечен. Универсальных критериев нет. Они только внутрикорпоративные. Существует также тоталитарная иерархия художественного вкуса, которой придерживаются педагоги: "Пушкин - наше всё", "детективы - чтиво, 3-й сорт" и т.д. От педагогов, библиотекарей, критиков зависит создание конвенциальных критериев. В других случаях - рядится в монашеские одежды борцов за нравственность, хотя, по сути, является актом вандализма и "зачисткой" литературной территории. В - третьих, - является следствием профессионального невежества, поскольку знание детской литературы у многих педагогов и библиотекарей завершается периодом 50-60-х годов прошлого века.

Цензура вечна?

Похоже, цензура обречена на вечную жизнь.

Известный писатель и главный редактор "Литературной газеты" Ю. Поляков на международной Лейпцигской ярмарке в марте 2008 года начал своё выступление на круглом столе фразой: "Детской литературы у нас нет", а зал начал неистовствовать. Тем не менее, в России существует замечательная литература для юных читателей, представленная именами А. Гиваргизова, М. Москвиной, М. Бородицкой, А. Усачёва, Б. Минаева, Е. Мурашовой, А. Щупова, С. Лавровой и др. Большую роль в открытии новых имён играют премии "Алые паруса", "Заветная мечта", повышающие престиж литературы для детей и подростков, проходят круглые столы и дискуссии. Но замкнутость, кастовость внутри "своего круга" не позволяет развиваться публичной рефлексии по поводу её проблем. С другой стороны, наша литература не всегда готова к разговору с детьми по любым острым темам мирового и национального значения, в ней мало узнаваемых героев, исчезли целые жанры (психологический рассказ, историческая и школьная повесть), слишком много игровых сказок ироничной литературной обэриутской традиции. Насильно прерванная в 30-е годы, эта линия расцвела в 90-е как спасение от страшных реалий современной жизни.

Как следствие, детская литература "зависла" между мирами: не влилась в большую, взрослую литературу, а существует в особой, отданной педагогам "зоне", являясь не столько литературой, сколько средством педагогического воздействия.

Нужны ли табу детской литературе?

В современной русской литературе табу исторически сложились. К числу запрещённых тем относятся не только насилие, секс, жестокость, противопоставление поколений, но и исторические повести о тёмных сторонах нашей истории - геноциде, сталинских и нацистских лагерях, антисемитизме. Писатели и издатели полагают, что поскольку трудно определить, как далеко можно заходить в разговоре по этим деликатным темам, лучше их вообще не касаться. Куда безопаснее писать о космических пауках и войнах магов, символизирующих абстрактные понятия добра и зла.

Многие пустующие литературные ниши в России занимает переводная литература. Это связано с национальными традициями. Например, в шведской литературе, пользующейся сегодня большим спросом в детских библиотеках и заслужившей славу "анархической", ещё в 60-70-е годы освоены практически все запрещённые в России территории. Считается, что со времён Астрид Линдгрен здесь существует традиция, разговаривая с детьми, держать в кармане фигу для взрослых, а единственное табу - радость по поводу незаслуженного богатства. Трудно переоценить вклад отважного издательства "Самокат", "маленького дорожного символа детства, которому не страшны пробки и который не стоит на светофорах", пока ещё ловко лавирующего между огромными тяжеловесами, предпочитающими выдавать на книжный рынок стандартные серии-проекты, как близнецы-братья, похожие друг на друга и избегающие трудных тем и вопросов. Благодаря "Самокату", помогающему юным взрослеть, давая пищу для размышлений, у читателей появились книги Ульфа Старка, Мари-Од Мюрай, Д.С. Аландера - писателей, говорящих с детьми на темы, не принятые в русской литературе. Но это не значит, что они не востребованы современными подростками.

Книга Д.С. Аландера "Рауль Валенберг. Пропавший герой" (Самокат, 2007) о шведском аристократе-дипломате, спасшем от гибели сотни тысяч венгерских евреев и пропавшем навсегда в застенках НКВД, позволяет вести разговор по одной из самых трудных тем - о тёмных сторонах нашей истории так, чтобы разбудить сопереживание, показать не только тьму, но и свет.

"Книга о смерти" шведской писательницы Пернилы Стальфельт (Открытый мир, 2007) вызвала скандал на международной московской ярмарке 2007 года. У скандинавов давняя традиция говорить о смерти со взрослыми и с детьми. Не принятая многими, книга помогает взрослым найти слова для разговора с детьми на одну из самых трудных тем и отвечает на все главные вопросы: Как умирают люди? Что значит быть мёртвым? Что происходит с телом после смерти? Как люди поступают с мёртвыми? "Зима всегда сменяет лето, а после жизни наступает смерть, но это совсем не страшно...", - считает Пернила Стальфельт.

Драмы или радость?

К вопросам табу в литературе для подростков тесно примыкают темы "правды жизни". В самом деле, нужны ли они сейчас, когда общество с разрушенной системой ценностей переполнено тоской и злобой? Не лучше ли помочь детям обрести радость? Нужно ли ребятам знать о проблемах взрослой жизни, драмах и трагедиях, когда им так не хватает любви, радости, позитива?

А ведь здесь важен ракурс рассмотрения проблемы, и принципиален выбор точки зрения. Поэтому закономерны выводы подростков, "поколения нулевых", ищущего свои "правила игры", на форуме Свердловской областной библиотеки для детей и юношества (http://www.teenbook.ru/): "Правды нет. Никто толком не объясняет, как теперь правильно, а как неправильно. В школе учат одному, по TV - другому. Получается, что можно как угодно?".


Тэги: детская литература, цензура

Поделиться...


ОБСУЖДЕНИЕ


Анна Владимировна Воронкина 2011-02-18 21:13:12 - Анна Владимировна Воронкина
А почему - и в эмоциональном ключе ЭТАЛОНА книг для детей - звучат в тексте блога (то есть приведённой статьи) исключительно ИМПОРТНЫЕ имена? `книги Ульфа Старка, Мари-Од Мюрай, Д.С. Аландера - писателей, говорящих с детьми на темы, не принятые в русской литературе` - ну и зачем??? Это вообще что за буквы в детской литературе?

Любовь Валентиновна Колганова 2011-02-18 21:16:51 - Любовь Валентиновна Колганова
Так есть наша литература? Я, честно, и приведённые выше русские фамилии не слышала...
Анна Владимировна Воронкина 2011-02-18 21:31:59 - Анна Владимировна Воронкина
Ну да...
Ничего лучшего Чуковского - из нашего - нет. Проверено личным опытом - восприятием собственного потомства. Идейное содержание и поэтика - вне критики. С года, с полутора узнаваемо, воспроизводимо - а это безусловный критерий для ДЕТСКОГО. Барто, Михалков, Маршак - да, но на втором плане.
А КРОМЕ - даже не привести примеры...
Бианки, что там ещё про природу - оно, конечно, красиво, но СТРАШНО ДАЛЕКО от городского ребёнка 21 века...
А указанные буквы `современников` - вообще параллельные миры...
Любовь Валентиновна Колганова 2011-02-18 21:35:11 - Любовь Валентиновна Колганова
Но утверждают, что востребованы современными подростками...
Так, может, у нас нет литературы, потому что жёсткая цензура?
Анна Владимировна Воронкина 2011-02-18 21:43:48 - Анна Владимировна Воронкина
Уж не идеологическая, это точно. Скорее, ФИНАНСОВАЯ: не проплатил - свободен.
Любовь Валентиновна Колганова 2011-02-18 21:47:13 - Любовь Валентиновна Колганова
Но, кстати, автор статьи говорит о переводной литературе, заполняющей пустующие ниши нашей.
Следовательно, если всё в финансы упирается, - можно заплатить за что угодно и попасть на прилавок и в библиотеку...
Юлия Васильевна Талалаева 2011-02-18 22:34:34 - Юлия Васильевна Талалаева
А я вспомнила замечательные книги Лидии Чарской. Сколько в них мудрой доброты. Но это, увы, XIX век. Сейчас много хороших авторов - не пробьются никак. И для детей пишут и, главное, понимают, что для них надо писать, как для взрослых, толь ко лучше. Сегодня на литературном портале `Изба - читальня` такие хорошие стихи прочитала Елены Шевцовой. Наша коллега, словесница.
Татьяна Владимировна Хворостенко 2011-02-19 00:01:17 - Татьяна Владимировна Хворостенко
На смовременном этапе детской литературы нет.Посмотрите в библиотеках, книжных магазинах то , что написано давно.Чуковский,Барто, Маршак,Михалков.. и классика.
Цензура? Вряд ли.Финансовый вопрос в современном мире главный.Любовь Валентиновна, вы правы,говоря, что на прилавок попадает что угодно. Давайте задумаемся о том,чем забиты головы наших детей.Читательский спрос детей упал.Главное - телефон и `аська` т.п. А телевидение? Сплошной негатив.А детей это привлекает и убеждает их в том, что всё можно, всё доступно,что только захочешь.Пожалуйста.Они ищут свою `правду жизни`. А сколько сектантской литературы.
Книги должны учить доброте, а не злу и насилию.Таковые на данный момент отсутствуют.
Любовь Валентиновна Колганова 2011-02-19 00:09:24 - Любовь Валентиновна Колганова
На одном из районных МО работник центральной библиотеки презентовала нам довольно внушительный список современных писателей и их произведений с подробной аннотацией о каждом. Книги есть в наличии в библиотеке. Ничего меня не заинтересовало. Ничего! Содержание, стиль, язык - всё примитивно.
Татьяна Владимировна Хворостенко 2011-02-19 00:16:00 - Татьяна Владимировна Хворостенко
Полностью согласна с Вами, Любовь Валентиновна.По поводу `Избы-читальни`. Современные дети на литературные порталы почти не ходят.Тогда чем их привлечь?
Николай Сергеевич Карасев 2011-02-19 01:32:01 - Николай Сергеевич Карасев
Юрий Коваль и Виктор Голявкин - классики современной детской книги. А после 7 класса всем мальчикам рекомендую прочитать `Похождения бравого солдата Швейка ....`, Гашека. Теперь эта книга относится к запрещенным, а запрещенный плод всегда сладок.
Любовь Валентиновна Колганова 2011-02-19 19:03:02 - Любовь Валентиновна Колганова
Хороших авторов Вы назвали, Николай Сергеевич! Но это, как минимум, 70 - 90 годы прошлого века. Коваль не только писатель, он и сценарист многих мультфильмов и фильмов для детей, он и пел, и сам снимался в фильмах. Сколько лет прошло? Не один десяток, а два.
Надежда Евгеньевна Носкова 2011-02-21 18:00:35 - Надежда Евгеньевна Носкова
Начав читать. готова была возмутиться: как же нет отечественной детской литературы. А Алексин, Крапивин! И тут же остановилась: ведь это середина прошлого века! А что же сейчас? Действительно нет? Хотя бы неизданное?
Альбина Павловна Гаврилова 2011-02-25 19:53:12 - Альбина Павловна Гаврилова
Автор статья права, что знания учителями детской литературы завершается на середине 50-ых годов прошлого столетия... Есть имена, есть книги, есть ученики, желающие читать... Все есть... И не надо говорить, что нет литературы! Чье-то незнание не факт того, что нет литературы!

Зайдите, например, на сайт библиогида www.bibliogid.ru/ и посмотрите, сколько книг предложено вниманию детей сегодня!
Любовь Валентиновна Колганова 2011-02-26 21:25:50 - Любовь Валентиновна Колганова
Альбина Павловна,спасибо! Но я также говорила о том, что держала в руках самые последние издания для детей. К сожалению, не могу назвать их высокохудожественными произведениями.
Альбина Павловна Гаврилова 2011-02-28 22:46:26 - Альбина Павловна Гаврилова
Всему свое время... Я не согласна, например, что Гиваргизов - писатель, выдающий качественную литературу... Но тем не менее для тех, кто хочет разобраться в этом крайне сложном процессе, работы предстоит много, потому что писать для детей не перестали. И пишут литературу качественну. Например, я считаю замечательной книгу М. Вишневецкой `Кащей и Ягда, или Небесные яблоки`, у которой есть продолжение. Одна из учениц защитила реферат по этой книге и получила первое место. В состав жюри входили преподаватели РГПУ им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург). Это как пример работы в школе, а она есть, потому что есть литература. Качественная литература.
Елена Эрнстовна Горяинова 2011-03-03 23:45:19 - Елена Эрнстовна Горяинова
Сколько стоит сказка `Колобок`? Подруга зашла в книжный, чтобы купить что-нибудь для внука, и обалдела - `Колобок` стоит 200 рублей! А помните дешевые бумажные детские книги по 15-20 копеек, как они были иллюстрированы, сколько детей выросло на них!
Илья Викторович Вантеев 2011-04-05 23:29:41 - Илья Викторович Вантеев
Извините те, кому буду противоречить... Детская литература не умирает. Современная литература представлена огромным количеством современных авторов. Согласен, естественно, что многое из публикуемого ныне - дешевая подделка под классику детской литературы. Но возьмите хотя бы Степанова - вполне адекватный детский писатель. А про Сегрея Козлова(уже, к сожалению, покойного) - и говорить нечего! Он - классика современой детской литературы (из разряда тех, кого и взрослым почитать не лишне)
Любовь Валентиновна Колганова 2011-04-06 00:11:23 - Любовь Валентиновна Колганова
Илья Викторович, нашей задачей, ну хотя бы моей, в частности, является найти ответы на поставленные вопросы, нежели противоречить. Различные мнения и приведённые конкретные факты и знания уже заставляют размышлять и пополняют наш багаж. Замечательно, что вспомнили Сергея Козлова, автора незабвенных историй про Львёнка и Черепаху, да и многих других детских сказок и стихотворений. Он - точно классик!

18 февраля 2011, автор - администратор
Любовь Валентиновна Колганова

http://www.proshkolu.ru/club/lit/blog/80134/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован