09 июля 2013
7266

Цивилизационный путь России: современные проблемы и перспективы

Из учения о российской цивилизации как процессе, состоящем из ряда преемственных периодов (фаз) вытекают, в частности, следующие выводы.
Культивирование и поощрение пренебрежительного отношения к истории и культуре России должно рассматриваться как НЕДОПУСТИМОЕ - с НРАВСТВЕННОЙ, а возможно, и с ПРАВОВОЙ точки зрения. Нам надо хорошо осознать, что НЕ должно быть ОХАИВАНИЯ ДОРЕВОЛЮЦИОННОГО (до 1917) периода. Наши великие князья и цари были достойными людьми, - во всяком случае, не хуже (а в большинстве случаев лучше по всем параметрам) королей стран Европы.
Точно также НЕ должно быть СУГУБО НЕГАТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ к СОВЕТСКОМУ периоду - за исключением периода господства ленинско-троцкисткой клики (1917 - 1932). Не должно также быть ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ советского - дореволюционному; постсоветского - всей предшествующей истории. Мы должны отдавать себе ясный отчет в том, что такие противопоставления на руку только врагам России. Именно враги, как правило, их и провоцируют, стремясь расколоть наше общество.
Российская цивилизация развивалась поступательно, динамично - за исключением тех периодов, когда нашим врагам удавалось вбить клин внутри нашего общества, расколоть его на враждующие части - как это было в 1917 -1921 и 1987 - 1991. Такие попытки, хотим мы того или не хотим, - постоянные спутники русской истории. Они не прекращаются ни на минуту и в наши дни. И надо быть готовым им противостоять.
Нужно, чтобы каждый гражданин России - не зависимо от национальности и вероисповедания глубоко осознавал РОЛЬ ПРАВОСЛАВИЯ в истории России. Отнюдь не обязательно быть православным - это вопрос личного выбора и проявление суверенного права личности. Например, в светском вузе религиозная (как и атеистическая) пропаганда недопустима. ТЕМ НЕ МЕНЕЕ, школа, вуз, СМИ должны давать ЗНАНИЯ О ПРАВОСЛАВИИ, ПОНИМАНИЕ его как ВАЖНЕЙШЕГО ФАКТОРА российской государственности, литературы, искусства, теории права, философии, русского национального характера.
Каждый гражданин России должен с детства изучать и на хорошем уровне знать отечественную - русскую культурную традиции, владеть ею, жить ею и жить в ней. Это в первую очередь, русская классика: русская классическая литература, философия, музыка, живопись, а также русская народная культура: песни, танцы, сказки. Наконец, произведения авторов, которые близки русской народной культуре
Со школьных лет необходимо формировать понимание ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ России. Особую роль в этом должно играть изучение СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ, ПОЛИТИЧЕСКИХ наук в вузах. Параллельно должно формироваться также понимание того, что в современном мире следует идти НЕ по пути подражательства внешним формам, но перенимать передовые технологии ОТОВСЮДУ (разумеется, развивая и свои собственные).
В содержании СМИ, в образовании, во всем духе российского общества обязательно должна присутствовать ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКАЯ составляющая. Иначе говоря, следует всячески привлекать внимание к военным победам России, к победному характеру русского воинского духа (Александр Невский, Дмитрий Донской, А. Суворов, М. Кутузов и др.)., к героизму ВСЕХ, кто принимал участие в боевых действиях по защите отечества.
Наше общество, увы, сегодня весьма далеко отстоит от того, чтобы взяться за решение этих задач. И дело не в "верхах". Надо смотреть правде в глаза: доминирующей тенденцией являются неисполнение законов, воровство, стремление ухватить то, что "не так лежит", фальсификация продуктов (например, можно с уверенность утверждать, что почти 100% продуктов в розничной торговле являются фальсификатами), обман, ложь; распил бюджетные деньги, продажа, например, 87 бензина за 95-й и т . п. Не будет большим преувеличением сказать: не ворует только тот, у кого нет такой возможности. НАДО с сожаление признать: НАШЕ ОБЩЕСТВО ОКАЗАЛОСЬ НЕ ГОТОВО К СВОБОДЕ.
В этой ситуации мы должны прислушаться к словам русского православного мыслителя ИВАНА ИЛЬИНА. "Одно их двух: или тоталитарное рабство, или последовательная демократия. Другого исхода нет!" Так скажут нам политические доктринёры... Мы ответим им. "Нет, есть еще третий исход, и именно ОН должен быть найден и осуществлен в жизни: ЭТО ТВЕРДАЯ, НАЦИОНАЛЬНО-ПАТРИОТИЧЕСКАЯ и по своей внутренней идее либеральная ДИКТАТУРА, ПОМОГАЮЩАЯ НАРОДУ ВЫДЕЛИТЬ КВЕРХУ СВОИ ПОДЛИННО ЛУЧШИЕ СИЛЫ И ВОСПИТЫВАЮЩАЯ НАРОД К ДУХОВНОМУ ТРЕЗВЛЕНИЮ, К СВОБОДНОЙ ЛОЯЛЬНОСТИ И САМОУПРАВЛЕНИЮ И К ОРГАНИЧЕСКОМУ УЧАСТИЮ В ГОСУДАРСТВЕННОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ. Только такая диктатура и может спасти Россию от анархии и затяжных гражданских войн".
"Чтобы приучить людей к свободе, надо давать им столько свободы, сколько они в состоянии принять и жизненно наполнить, НЕ ПОГУБЛЯЯ СЕБЯ И СВОЕГО ГОСУДАРСТВА; безмерная и непосильная свобода всегда была и всегда будет - сущим политическим ядом."
Ильин И. А. Наша задачи. Статьи 1948 - 1954 гг. [написанные в эмиграции в Швейцарии]. М. 1992. С. 143 - 144.
В. В. Путин, в принципе, идет в отмеченном выше направлении. И всем патриотам надо его поддерживать. Но идет медленно: времени до очередного реванша антироссийских сил может не хватить.
Говорить о том, какое социально-экономическое и политическое устройство для современной России было бы наиболее оптимальным, сегодня бессмысленно. Пока страна в состоянии, близком к хаосу, пока процветает воровство, распилы бюджета, пока законы не исполняются - ни одно социально-экономическое устройство не будет эффективным. Прежде всего, надо существенно оздоровить моральный климат общества. Увещевания бессильны. Надо признать, что только жесткие меры могут улучшить ситуацию.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован