07 марта 2007
2807

Туризму не обойтись без господдержки - Юрий Барзыкин

Интервью с заместителем председателя Комитета Государственной думы по экономической политике, предпринимательству и туризму


В конце июля в Геленджике под председательством президента Владимира Путина прошло заседание президиума Госсовета, на котором обсуждались вопросы развития курортно-рекреационного комплекса России. Впервые за много лет проблемы туристической отрасли рассматривались на таком уровне. От заседания участники рынка ждали решений многих вопросов, в том числе привлечения инвесторов, а также программ развития курортной составляющей в целом. По их мнению, уже сам факт того, что на туризм обратили внимание, свидетельствует об интересе к этой отрасли. Теперь главное, чтобы принятые на Госсовете решения были реализованы. О том, как именно будут поднимать российский туризм и что для этого сделают российские власти, RBC daily узнала у заместителя председателя Комитета Государственной думы по экономической политике, предпринимательству и туризму, члена рабочей группы по подготовке президиума Госсовета Юрия Барзыкина.

- Впервые на столь высоком уровне обсуждались вопросы развития санаторно-курортного комплекса России. На Ваш взгляд, свидетельствует ли это о желании властных структур всерьез заняться развитием этого сегмента? И какова должна быть в целом госполитика в этой области?

- Развитие курортной отрасли и туризма в целом во многом зависит от государственной политики в этой сфере, поэтому рассмотрение этого вопроса на столь высоком уровне я считаю очень своевременным. Внимание президента привлечет к вопросу развития отечественного туризма и курортов внимание правительства, региональных администраций, и, надеюсь, результаты заседания будут мощным стимулом для развития отрасли. Что касается государственной политики, то по законодательству правительство должно заниматься развитием туризма и санаторно-курортной сферы, а также определять основные направления государственной политики в этой сфере. Но пока оно не выполняет эти задачи в полной мере. Для создания современного конкурентоспособного курортно-туристского комплекса, способного удовлетворять потребности российских и зарубежных граждан и в то же время вносить значительный вклад в экономическое развитие регионов и страны за счет налоговых поступлений, притока инвестиций, увеличения количества рабочих мест, должна быть четкая, систематизированная, целенаправленная государственная политика. Поэтому в условиях реформирования российской экономики и на фоне жесткой конкуренции с мировыми туристскими центрами господдержка отечественного курортно-туристского комплекса крайне необходима. Она должна заключаться в проведении комплекса мер организационного, правового, экономического, социального характера для создания условий оптимальной реализации рыночных механизмов и в то же время осуществления социальных функций государства по отношению к своим гражданам.

- Среди вопросов, которые обсуждались на Госсовете, был ряд, связанных с развитием приоритетных санаторно-курортных зон, прежде всего, экономического характера. На Ваш взгляд, нужно ли создавать свободные экономические зоны курортно-рекреационного профиля - что это даст, какие территории сейчас подпадают под такое определение.

- Действительно, одно из предложений нашего Комитета, обсуждавшихся на Госсовете, предполагало разработку механизмов особого экономического регулирования для привлечения отечественных и зарубежных инвестиций с целью развития инфраструктуры курортов. Имеется в виду не столько создание безналоговых зон, а ряд комплексных мер, направленных на стимулирование развития туризма в регионах, и которые по поручению президента еще предстоит разработать правительству. Это могут быть не только налоговые и таможенные льготы, но и упрощение визовых формальностей, предоставление доступных кредитов и другие меры правового и экономического характера. Причем такие механизмы успешно используются в ряде стран, имеющих известные курорты и туристские центры, в том числе и членах ВТО. В России подобные территории есть практически в каждом регионе: и в Южном федеральном округе, и в Северо-Западном, и на Дальнем Востоке. Но, думаю, приоритетными должны стать те, в которых уже имеется определенная курортно-туристская инфрастуктура, а также там, где туризм уже признан одним из важных для региона направлений. На заседании президиума Госсовета предложено создать такие зоны в Краснодарском крае, также нашим Комитетом рассматривается проект федерального закона "Об особой экономической зоне в Калининградской области". Думаю, механизм особого экономического регулирования, отработанный на одном или нескольких регионах, впоследствии можно будет использовать и для других, учитывая региональные особенности.

- Очевидно, что для развития санаторно-курортного комплекса потребуются и особенные условия - в области налогообложения и привлечения инвестиций. Что сейчас затрудняет этот процесс?

- Для того чтобы российские курорты достигли международного уровня, необходимо, конечно же, привлечение отечественных и зарубежных инвестиций. Сейчас в России значительная их часть направляется в топливно-энергетический комплекс, транспорт, промышленность и лишь незначительная часть - в курортно-туристский комплекс. Российским и зарубежным инвесторам должно быть выгодно вкладывать средства в этот вид бизнеса. Поэтому необходимо на федеральном и региональном уровнях создать все необходимые условия для формирования более благоприятного инвестиционного климата в рекреационных регионах, ведь капитал идет туда, где ему выгодно и где он защищен. В частности, формирование благоприятного инвестиционного климата представляет собой комплекс правовых и экономических мер - в него входит подготовка законодательных и нормативных основ в области инвестиционной деятельности в рекреационных регионах. Я имею в виду не только налоговые и таможенные льготы и другие экономические меры, но и конкретный механизм государственных гарантий под инвестиции, которые обеспечивали бы как российским, так и иностранным инвесторам уверенность в защите их прав собственности, а также страхование инвестиционных рисков. В инвестиционную привлекательность входит и обслуживание инвестора по принципу "единого окна", так как степень административно-бюрократической нагрузки на инвестора в российских условиях очень высока. Возьмем, к примеру, Краснодарский край. Здесь действует закон "О государственном стимулировании инвестиционной деятельности в Краснодарском крае", в котором говорится и о налоговых льготах, и о госгарантиях по инвестиционным проектам, и о инвестиционных кредитах из краевого бюджета. В Калининградской области принят закон "О государственной поддержке организаций, осуществляющих инвестиции в форме капитальных вложений на территории Калининградской области". Принимаются подобные законы и в других регионах.

- Какими могут быть формы взаимодействия с потенциальными инвесторами, кто может выступать в их качестве?

- Основными и самыми значимыми формами взаимодействия с потенциальными инвесторами являются инвестиционные выставки, симпозиумы, экономические форумы в России и за рубежом. Например, совсем недавно в Санкт-Петербурге под патронатом президента проводился восьмой Петербургский международный экономический форум - это главный экономический саммит России и СНГ. В его рамках прошли выставки, в том числе и инвестиционных проектов, в которых приняли участие Южный Федеральный округ РФ, Чехия, Армения. Также в Краснодарском крае в сентябре пройдут ежегодный международный экономический форум "Кубань - 2004" и одновременно - выставка и конкурс инвестиционных проектов. На такие мероприятия приезжают не только со всей России, но из-за рубежа, в том числе и потенциальные инвесторы.

- Президент Российского Союза туриндустрии Сергей Шпилько неоднократно говорил о необходимости развивать именно лечебную составляющую на отечественных курортах, подчеркивая при этом, что без поддержки государства сделать это будет трудно. Стоит ли ожидать выделения средств или какого-либо еще содействия?

- Лечебная составляющая российских курортов во многом уникальна. Это и природные лечебные ресурсы, и методики лечения, и кадровые ресурсы. Подобные услуги, если и есть в других странах, обходятся гораздо дороже. Чтобы сохранить этот уникальный потенциал и сделать его конкурентоспособным, в том числе и на мировом рынке, конечно, нужна государственная поддержка в рамках комплекса мер по развитию курортов. Так, в рамках подготовки к заседанию президиума Госсовета обсуждалось одно из предложений администрации Кавказских Минеральных вод составить государственный реестр курортного фонда России. Отсутствие такого официального правового акта даже в отношении курортов федерального значения сдерживает их развитие. А ведь финансирование курортов, включая транспортную, инженерную и другую инфрастуктуры, согласно законодательству, должно осуществляться в соответствии с федеральными программами, в том числе за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации. Кроме того, администрация этого региона предлагала провести полную инвентаризацию месторождений минеральных вод, лечебной грязи и других природных лечебных ресурсов - основ экономического развития бальнеологических курортов. Думаю, одна из важнейших составляющих развития этой сферы - создание в России благоприятного информационного фона о возможностях курортно-рекреационного комплекса, рекламы отечественных курортов. Кстати, одно из предложений нашего Комитета, обсуждавшееся на Госсовете, было как раз о создании единой системы информационного обеспечения и проведения рекламной деятельности для продвижения национальной марки курортов России на внутреннем и международном уровнях. Без государственной поддержки, в том числе выделения дополнительных средств, здесь не обойтись.

- Есть ли сейчас необходимость в возобновлении федеральной целевой программы развития туризма, или же стоит сконцентрироваться лишь на пересмотре действующего законодательства о туристской деятельности и механизме рыночного регулирования?

- Наряду с механизмами особого экономического регулирования в курортных регионах в экономические меры по развитию российского курортно-туристского комплекса входит разработка и реализация федеральных, региональных, отраслевых программ. Их преимущество - в способности комплексного решения сложных экономических, социальных, финансовых, структурно-организационных, технических и других проблем. Причем методами, в полной мере вписывающимися в механизм рыночной экономики. Есть программы, направленные на развитие топливного и энергетического комплексов, транспорта, связи, машиностроения и других отраслей. Но по федеральной целевой программе "Развитие туризма в Российской Федерации 1995-2005 гг." финансирование прекращено. Если же говорить о международном опыте, то в Италии ежегодно в Министерство производственной деятельности представляется трехлетняя Национальная программа продвижения туризма и годовые планы по ее выполнению. На Украине существует Государственная программа развития туризма в Украине на 2002-2010 гг. Думаю, в России необходимо возобновить финансирование федеральной программы по развитию туризма, наполнив ее новым экономическим содержанием.

- Можно ли говорить о перспективах доходности санаторно-курортного комплекса? Каков его потенциал?

- Россия обладает огромным и уникальным потенциалом для развития туризма, в том числе и лечебно-оздоровительного. В Карелии проведено исследование, согласно которому эта отрасль по вкладу в бюджет с учетом мультипликативного эффекта может превосходить лесодобывающую и обрабатывающую. В Калининградской области курортно-туристская сфера уже перешла из расходной части в доходную, причем бюджетообразующую отрасль этого региона. В Краснодарском крае она - один из важнейших источников доходов наряду с сельским хозяйством и промышленностью. А объем услуг курортно-туристского комплекса составляет третью часть от общего объема платных услуг населению края. Ежегодно увеличиваются налоговые платежи: в 2003 г. они составили более 1,5 млрд рублей, это на 32,6% больше, чем в 2002 г. На заседании Госсовета было сказано, что Россия использует свой туристский потенциал всего на 20%, и нужно отметить, что практически в каждом регионе имеются курорты федерального, регионального или местного значения, туристские центры. Прямо или косвенно эта сфера связана с более чем 30 отраслями экономики. Очевидно, что помимо оздоровления россиян туризм может вносить значительный вклад в развитие и регионов, и страны в целом.

RBC daily.

02.08.2004 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован