29 июля 2009
3460

Тюмень: от фискальных набегов малый бизнес спасет осведомленность

От излишних фискальных набегов малый бизнес спасет осведомленность. Предприниматели должны знать, насколько санкционирован визит того или иного контролера и где следует искать защиты от недобросовестных визитеров.

Такой вывод сделали участники прошедшего накануне в Тюмени круглого стола, посвященного взаимоотношениям фискальных органов и предприятий малого и среднего бизнеса, который провели в Тюмени депутат Госдумы РФ Екатерина Семенова и Главный федеральный инспектор в Тюменской области Андрей Руцинский.

Мероприятие прошло в областной думе при поддержке Тюменского городского отделения партии "Единая Россия".

В круглом столе приняли участие начальник отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Тюменской области Ольга Загвязинская, представители территориальных подразделений федеральных агентств и служб, осуществляющих контроль за деятельностью малого и среднего бизнеса, а также представители предпринимательского сообщества.

Открывая дискуссию, Екатерина Семенова заметила, что массовые проверки являются основным бичом для малого бизнеса. В связи с этим в апреле был принят закон N 294 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", который устанавливает, что проверки могут проводиться один раз в три года.

Первые итоги его реализации в России обсуждались 27 июля на встрече президента России Дмитрия Медведева с генеральным прокурором Юрием Чайкой. Они констатировали, что для предпринимателей закон пока не совсем понятен с точки зрения его реализации - насколько они защищены от тех набегов, которые осуществляются недобросовестными работниками фискальных органов. Необходимо обеспечить доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к информации, содержащей требования законодательства.

Как заметил Андрей Руцинский, в этих целях территориальным органам государственной власти в мае было рекомендовано скорректировать ежегодные планы проверок и разместить их на официальных сайтах в сети Интернет, что в основном было сделано.

Фонду поддержки стратегических исследований и инвестиций УФО поручено организовать на базе тюменского технопарка круглый стол по обмену опытом работы в сфере развития инфраструктуры малого бизнеса с участием руководителей региональных и муниципальных бизнес-инкубаторов.

Главные федеральные инспекторы должны сформировать сводный план комплексных проверок, проводимых контролирующими органами, чтобы исключить избыточность контрольных акций и дублирование функций.

Эта работа проведена, однако в должном виде система заработает только с 1 января 2010 года, поскольку планы проверок фискальных органов уже сверстаны на год и утверждены федеральными структурами в Москве.

Андрей Руцинский также заметил, что на сайте полпреда президента в УФО в ближайшие дни появится анкета для представителей малого и среднего бизнеса.

"В этой анкете впервые можно будет открыто заявить о количестве проводимых проверок на предприятиях и выразить свое мнение об их объективности. Предусмотрены варианты как анонимного ее заполнения, так и открытого. Мы будем анализировать, делать выводы и проводить работу с руководителями тех контрольно-надзорных органов, в адрес которых будет больше всего нареканий", - заметил главный федеральный инспектор.

В соответствии с 294 законом внеплановые проверки фискальных органов должна согласовывать прокуратура. Как рассказала начальник отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры области Ольга Загвязинская, этим занимается специально созданное подразделение в составе возглавляемого ею отдела. Решение о выдаче согласия или об отказе в проведении проверки подписывается первыми лицами прокуратуры, в основном прокурором Тюменской области.

По данным федеральной прокуратуры, за 2 месяца по стране поступило более 11 тыс. обращений контролирующих органов о согласовании внеплановых выездных проверок. В более чем 40% случаев прокурорами отказано в согласовании. В Тюменской области в органы прокуратуры поступило 78 заявлений, из них согласовано 44 проверки. По 16 заявлениям даны разъяснения о том, что согласования в данном случае не требовалось. По 17 - принято решение об отказе в проведении проверок.

"Доля отказов в Тюменской области ниже, чем по России - чуть больше 20%, - но и это нас устраивать не может", - заметила Загвязинская.

Основными причинами отказов в проведении проверок являются отсутствие оснований для проведения внеплановой выездной проверки, предоставление в органы прокуратуры неправильно оформленных документов, а также планируемая проверка юридического лица, которое не относится к категории малого и среднего бизнеса. Последняя причина вызвана отсутствием реестра предприятий малого и среднего бизнеса и четких критериев их определения.

Ольга Загвязинская отметила, что закон в сегодняшнем виде содержит очень много исключений из общих правил в сферах законодательства, на которые он не распространяется - это налоговый, валютный, таможенный, бюджетный контроль и ряд других надзорных мероприятий. При этом проверки налоговыми органами применения кассовых аппаратов тоже рассматриваются как государственный финансовый контроль и не требуют согласования в органах прокуратуры.

В структуре внеплановых проверок Роспотребнадзора, не подлежащих согласованию с прокуратурой, ведущее место занимают проверки по обращениям потребителей. Как отметила руководитель территориального управления Роспотребнадзора Галина Шарухо, характер жалоб за последний год изменился.

"Если в прошлом году на первом месте были жалобы на качество непродовольственных товаров, сложной бытовой техники, то в 2009 году - жалобы на услуги ЖКХ, бытовое обслуживание, долевое строительство, нарушение сроков ввода домов в эксплуатацию. В среднем 50% жалоб ежегодно подтверждаются", - рассказала она.

В связи с этим Екатерина Семенова предложила управлению Роспотребнадзора теснее сотрудничать с отраслевыми ассоциациями, проводить с ними семинары, чтобы они были в курсе тех жалоб и обращений граждан, которые поступают в отношении предприятий отрасли, и могли на них реагировать.

"Такое взаимодействие может дать больше результатов по работе с жалобами и обращениями граждан" - заметила Екатерина Семенова.

Сами предприниматели, на удивление, не слишком сетуют на избыточность фискальных набегов, но указывают на сложности в процедуре проверок. Так, председатель некоммерческого партнерства "Торговое единство" Валерий Кораев заметил, что проверяющие отказываются показывать предпринимателю жалобу, на основании которой проводится внеплановая проверка, либо не выносят предупреждение, а сразу выписывают штраф при нарушении.

При этом он заявил, что против проверок "выступают, как правило, нечистые на руку предприниматели".

В завершение круглого стола Екатерина Семенова предложила создать рабочую группу из представителей контролирующих органов, на которые распространяется 294 закон, и предпринимательского сообщества. Эта рабочая группа должна выработать некую памятку для предпринимателей, в которой будут прописаны действия в случае внеплановой проверки: какие документы необходимо предоставить контролеру и куда обратиться, если есть сомнения в правомочности проверки.

ИИ "NewsProm.Ru"

29.07.2009
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован