На сегодняшний день все внутриобластные авиаперевозки Сахалинской области (остров Сахалин и Курильские острова) обслуживает ФГУАП "Авиакомпания "Сахалинские Авиатрассы". Главным воздушным извозчиком островной области остаются турбовинтовые 50-местные самолеты "Ан-24", которые работают уже на третьем ресурсе. Причина такого положения одна - Россия 20 лет не производит новые типы воздушных судов для местных воздушных линий (МВЛ) и не разрешает ввозить подобные зарубежные самолеты. Об этом корреспонденту "Восток-Медиа" сообщил директор "Сахалинских Авиатрасс" Константин Сухоребрик.
В начале 80-х годов без объявления причин было свернуто серийное производство "Ан-24", а затем и "Як-40". Вместо этих машин перевозчики не получили ничего. На Дальнем Востоке эксплуатировались 15-местные чешские "Л-410", но они имеют малую дальность полета. Как и 17-местный "Ан-28", летающий сейчас в Хабаровском крае и на Колыме и выпускаемый в Польше.
Вместе с тем, наачало серийного производства самолетов МВЛ в России затягивается, есть проекты новых машин, но нет механизма их приобретения перевозчиками. Как отметил Константин Сухоребрик, ни один перевозчик не сможет сразу заплатить за новую машину $20 млн. Во всем мире для этого придуман лизинг, другого пути нет. В России же такой системы приобретения самолетов нет. Следует учесть и то, что рынок региональных перевозок убыточен, а потому дотируется. Лизинговые схемы с участием государства могли бы стать здесь реальной помощью авиаперевозчикам.
У "Сахалинских Авиатрасс", однако, есть опыт эксплуатации канадского 37-местного турбовинтового самолета МВЛ "DHC-8-100". С начала 2003 г. два таких самолета выполняют полеты с Сахалина во Владивосток и Японию. Авиакомпания "Сахалинские Авиатрассы" является первым и пока единственным владельцем данного типа воздушного судна в Российской Федерации.
Согласно условиям контракта, заключенного с компанией "Эксон Нефтегаз Лимитед", оба воздушных судна используются и для предоставления авиационных услуг компаниям-операторам проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2", осуществляющим разработку нефтегазовых месторождений шельфа о. Сахалин.
Но это - всего лишь частичное решение общей проблемы. Если в ближайшее время Россия не начнет серийный выпуск самолетов МВЛ и не создаст приемлемую схему их приобретения региональными перевозчиками, летать на Сахалине будет не на чем. И это при том, что на Сахалин и Курилы "только самолетом можно долететь". Можно, конечно, и по морю, но корабль стоит еще дороже.
vostokmedia.com
02.07.2004