8 февраля страна отмечает День науки. "Н" встретились с учеными Дальневосточного отделения Российской академии наук, имена которых хорошо известны мировому научному сообществу. Мы попросили их рассказать, о чем они мечтали в начале своей карьеры, сбылись ли их ожидания и что для них значит научная деятельность
Людмила Галлямова. Фото из личного архива Людмилы Галлямовой
Людмила Галлямова - профессор, доктор исторических наук, заместитель директора Института истории, археологии и этнографии ДВО РАН. Признанный специалист в области социально-экономических проблем истории Дальнего Востока (с середины 19 века до 1917 года). Любимой темой увлеклась уже на пятом курсе историко-филологического факультета Томского государственного университета, когда вошла в состав творческой лаборатории по созданию истории рабочего класса Сибири.
- На фото я первокурсница. И больше всего тогда радовалась тому, что все-таки поступила и попала в прекрасную студенческую среду. Конкурс тогда был 14 человек на место - самый высокий в истории университета.
Историей я серьезно заболела на третьем курсе. И все, чего я добилась в жизни, получилось само собой. Для того, чтобы пришло какое-то признание, необходимо просто болеть наукой, работать очень добросовестно и с большим интересом. Мне важно было провести качественное исследование, написать достойную работу или статью. Дотошность и скрупулезность - это то, что было заложено еще в университете. А регалии для меня, конечно, почетны и приятны, но все-таки второстепенны.
Виктор Акуличев. Фото Леонида Макогина
Виктор Акуличев - академик РАН, профессор, доктор физико-математических наук, директор Тихоокеанского океанологического института имени В.И. Ильичева ДВО РАН, действительный член Американского акустического общества, академик Российской академии инженерных наук, член Российского национального комитета по теоретической и прикладной механике. Создатель научной школы по акустике океана и гидрофизике на Дальнем Востоке...
- У меня обычная жизнь, обычная судьба. Я окончил с золотой медалью школу в 1956 году в маленьком молдавском городке Оргееве. Поступил в Киевский политехнический институт на факультет электроакустики, после окончания получил распределение в Сухуми на гидроакустическую станцию. Я попал в лабораторию Виктора Ивановича Ильичева, который позже на Дальнем Востоке стал директором института, академиком, председателем ДВО РАН. За два года защитил диссертацию в Москве. И остался там до 1978 года. Работать на Дальний Восток меня пригласил Ильичев. Здесь я начал заниматься океаническими проблемами.
Честно говоря, я человек достаточно скромный. Считаю, надо просто интересоваться своим делом. А дальше все получится само собой. Когда серьезно занимаешься наукой, мечтания о том, каких регалий можешь достигнуть, просто не приходят в голову. Наука это - познание принципиально новых явлений. Есть соблазн найти что-то, до тебя неизвестное. Это тайны, и они завораживают...
Михаил Гузев. Фото Леонида Макогина
Михаил Гузев - член-корреспондент РАН, профессор, доктор физико-математических наук, главный ученый секретарь президиума ДВО РАН. Специалист по математическому моделированию процессов распространения волн в неоднородных средах и поведения упругопластических материалов с дефектами структуры.
- Когда мы приходим в этот мир, мы вообще не знаем, кем мы будем. Наверное, в любой жизни главное два момента. Один - заложенные в тебя семейные традиции, полученное образование. Я, например, как и мои родители, окончил Ленинградский государственный университет. В те годы все стремились к высшему образованию как к определенной ступени в социальной лестнице - это было установкой советского времени. А дальше многое зависит от того, какие были учителя - они помогают реализоваться, встать на выбранный путь. У меня они были прекрасные - имя каждого из них вписано в науку, вне всякого сомнения. А будут ли там наши - неизвестно (Смеется.). И в любом деле должен быть интерес. А когда его нет, то нет и успеха.
На фотографии я второкурсник. Тогда у нас шла специализация, и было жгучее желание попасть на самую лучшую кафедру на физфаке - высшей математики и математической физики. И я был зачислен в группу. В то время заведующим этой кафедры был академик Людвиг Дмитриевич Фаддеев. Сегодня он секретарь отделения математических наук, в котором я состою как член академии. Конечно, тогда я не мог подумать, что через много лет буду находиться в одном отделении с учеными, которые меня учили...
Валентин Сергиенко. Фото Леонида Макогина
Валентин Сергиенко - председатель ДВО РАН, директор института химии ДВО РАН, академик РАН, доктор химических наук, профессор, член совета по радиохимии РАН, директор Центра физических методов исследований окружающей среды... Крупный ученый в области теоретической химии, неорганической и физической химии.
- В шестидесятые, годы начала космической эры, наука была окутана ореолом романтики. Тогда все зачитывались научно-фантастическими романами Стругацких, цитировали фильм "Доживем до понедельника"... Трудиться в науке было престижно, это была хорошая возможность утвердить себя в жизни. Так что, когда я сообщил родителям, что работаю в науке, за меня искренне радовалось все родное село.
К окончанию ДВГУ все мои желания и ожидания были связаны с наукой. Уже с третьего курса я начал работать в лаборатории оптики на кафедре теоретической физики ДВГУ. Мне очень хотелось выразить себя, сделать крупную работу. Такую, которая могла быть достойна публикации в крупном научном журнале. И после окончания университета я, конечно, с удовольствием пошел в аспирантуру. В те времена и докторов наук на Дальнем Востоке можно было пересчитать по пальцам... Конечно, я тогда не мог и подумать, чего добьюсь в жизни. Но, кажется, посты приходят сами по себе. Необходимо просто работать.
Дата публикации: 9 февраля 2007 года
http://novostivl.ru/old.php?sstring=&year=&f=lf&t=070209c04