Интервью с депутатом Государственной думы РФ от Чеченской Республики Ахмаром Завгаевым
После теракта 9 мая, унесшего жизнь президента Чечни Ахмада Кадырова, многие политики и наблюдатели прогнозировали новый всплеск экстремизма и нестабильности на территории республики. Однако, как утверждает депутат Госдумы от Чеченской Республики Ахмар Завгаев в интервью корреспонденту RBC daily Антону Попову, нынешнее руководство Чечни впона Масхадова, практически не осталось сил, желающих дестабилизации. Г-н Завгаев полагает, что угроза дестабилизации исходит главным образом извне - от финансирующих незаконные вооруженные формирования международных террористических структур и наемников, прибывающих в Чечню как из сопредельных республик России и стран СНГ, так и из дальнего зарубежья.
- Ахмар Гапурович, способна ли нынешняя структура власти в Чеченской Республике сохранить контроль над ситуацией после событий 9 мая?
- В целом эта потеря для республики, ее многонационального народа очень большая. Вместе с тем сегодня соратники Кадырова, члены правительства и Госсовет оказались все же мобилизованными и организованными. Об этом свидетельствует то, что единогласно на третий день после смерти Ахмада Кадырова председателем Госсовета был избран Таус Джабраилов. Председатель правительства сегодня все полномочия президента взял на себя, и в целом обстановка в республике стабильная. Идет следствие, и я не сомневаюсь, что теракт будет раскрыт. И тех, кто стоял за этим, найдут. Я в этом не сомневаюсь, исходя из того количества людей, которых это затронуло. Сегодня руководство республики в состоянии провести выборы, удержать ситуацию и сохранить стабильность в республике. Я предпочитаю не пользоваться "уличными" слухами, так как владею обстановкой изнутри. Ситуация стабильная, управляемая. И те руководители, которые сегодня на местах, в состоянии управлять процессами в республике - социально-экономическими вопросами, вопросами стабильности и безопасности. Ни в одном направлении ситуация не ухудшилась. Траурные дни оторвали людей от дел, но республика работает нормально.
- Могут ли предстоящие выборы президента республики дестабилизировать ситуацию?
- Естественно, выборы - это всегда соперничество. Будут претенденты, каждый выйдет со своей программой, каждый увидит недостатки у своего соперника. Но, как и в других регионах, у нас выборы будут спокойные. Конечно, политическая борьба будет - но именно политическая, а не криминальная, не с помощью оружия. Она вытолкнет в сторону экстремизм и насилие.
- Нет ли опасности, что некоторые кандидаты будут использовать силу в борьбе за власть?
- Думаю, таких дураков не найдется. Те, кто будет баллотироваться, понимают, что любое неосторожное слово может быть неправильно понято. Республике сейчас требуется человек компромиссный, который сумеет и создать вокруг себя команду, и заняться решением тех вопросов, которые сегодня стоят перед республикой: проблем много - и социально-экономических, и нравственных, и духовных. Самое главное сегодня - это продолжить курс Кадырова, возвратить в мирную жизнь и тех жителей и выходцев из Чеченской Республики, которые участвуют еще в незаконных вооруженных формированиях. Причем главная проблема сегодня у правоохранительных органов и населения - это проблема с наемниками. За гнусными преступлениями стоят в основном наемники - из соседних республик, из стран СНГ. Кроме этого, много из арабских стран, из европейских. Многие политики из ПАСЕ называют их повстанцами Масхадова. Если Масхадов возглавляет повстанческое движение, тогда возникает вопрос: Закаев - ближайший соратник Масхадова - в Англии, его (Масхадова) сын в Малайзии, Ахмадов в Америке, Удугов... Чем они занимаются? Они что, мобилизуют повстанцев в этих странах? Вопрос: почему эти эмиссары не рядом с Масхадовым? Почему они находят поддержку в Англии, Америке, европейских странах? Ведь они не меньшую опасность они представляют для тех стран, где получают поддержку. Посмотрите, до 1999 года Чечня была в основном "импортером": люди, которые приезжали туда, принимались в лагеря подготовки Хаттаба, Басаева, других полевых командиров. А после 1999 года, после разгрома этих баз, территория Чечни стала "экспортером". Те, кто был подготовлен на территории Чечни, в большинстве своем рассеялись по всему миру. Об этом свидетельствуют данные полиции во Франции, в других странах - их находят и привлекают к ответственности. Самое главное сейчас - объединить усилия мирового сообщества в единое русло и направить против этой мировой чумы. Пока мы не уйдем от двойных стандартов - этот террорист плохой, а этот хороший, - эффективной борьбы не будет.
- Все же, есть ли в Чечне силы, кроме Масхадова и его сторонников, которые могут дестабилизировать обстановку?
- Сегодня у Масхадова никаких сил нет. Есть подлые вылазки, которые в большинстве своем совершаются против мирного населения.
- Вы хотите сказать, что угроза дестабилизации - не внутри республики, а извне?
- Извне. От мирового терроризма - потому что это один из филиалов международного терроризма. Когда появляются деньги, они активизируются, когда исчезают, соответственно, наоборот. То есть все пропорционально финансовой подпитке со стороны международного терроризма, и у нас в этом нет никаких сомнений. Приведу такие цифры. Недавняя перепись населения, проведенная на территории Российской Федерации, показала, что у нас на тысячу человек населения на 35 женщин больше, чем мужчин. В Дагестане эта цифра - 36, в Ингушетии - 62, в Кабардино-Балкарии - 60. Любой конфликт уносит в основном мужское население. Возникает вопрос: кто же воюет на территории Чеченской Республики, если этот показатель у нас на уровне невоюющих республик? Напрашивается вывод: воюют и гибнут в основном наемники, а не местные жители. А местные жители гибнут по большей части от рук масхадовцев, басаевцев - от рук террористов, а не в боевых действиях.
- Но есть все же те, кто не поддерживает федеральные власти и не поддерживали курс Ахмада Кадырова...
- На референдуме 4% высказались против принятия конституции. Но никакие преобразования не могут поддерживаться на все 100%. В нашей интеллигенции есть те, кто говорит об особом статусе республики. В моем понимании это означает создание максимальных условий для возрождения - духовного, нравственного. Кроме этого, создать экстраординарные условия для социально-экономического восстановления. Мы же не можем выходить за рамки конституции и каждому субъекту позволять создание собственных вооруженных формирований.
- То есть об особом политическом статусе никто речи уже не ведет?
- Политическим статусом пытаются прикрываться Масхадов и его последователи. Но, к счастью, их не много, они не составляют и 1% в республике. Народ увидел все "прелести" экстремизма, национализма и терроризма. Поэтому у него хватит разума на то, чтобы нынешний президент обеспечил преемственность того курса, который был у Кадырова. Во-вторых, он будет делать все, чтобы консолидировать чеченское общество. Как воюющее, так и представителей бизнеса, духовенства, и так далее.
- Введение прямого правления в Чечне из центра на сегодняшний день полностью исключено?
- Я считаю, что люди просто на этой трагедии занимаются популизмом. Есть конституция республики, и никто не позволит ее нарушать, тем более что президент России четко сказал об этом. Поэтому даже на переходный период этого не будет.
- Стоит ли ожидать, что на выборах президента республики будет много кандидатов?
- Я не исключаю, что кандидатов будет много. Вместе с тем, мне кажется, что после выдвижения они сгруппируются (у кого совпадают программы, политические взгляды) - 4-5 кандидатов объединятся, выдвинут от себя единого кандидата, а сами снимутся. Думаю, что сценарий будет такой, и до финиша дойдут 5-7 человек. А изначально может быть и два, и три десятка кандидатов.
- Есть ли у Вас ощущение, кто из кандидатов может заручиться поддержкой федерального центра?
- Такого, чтобы федеральный центр кого-тонавязывал, не будет. На мой взгляд, центр будет опираться на того, кого будет поддерживать население республики.
- Можно ли уже сейчас назвать наиболее вероятного кандидата на пост президента республики?
- Я не могу делать прогнозы - пока непонятно, кто будет выставлять свои кандидатуры. Слухи ходят разные, но пока никто о себе не заявил. Срок выдвижения объявят на днях, и в ближайшие дня мы услышим фамилии претендентов.
- А как понять инициативу Госсовета Чечни о выдвижении Рамзана Кадырова кандидатом в президенты?
- С моральной стороны это был правильный шаг, но коль скоро конституция не позволяет, Рамзан Кадыров сам отказался баллотироваться на пост президента республики.
- То есть он уже точно не будет претендовать на пост президента республики на этих выборах?
- Не будет.
- А в будущем - через 3-4 года?
- Может, через 10, может через 15 лет - что будет, трудно сказать.
- Но Рамзан Кадыров, тем не менее, продолжит работу в структуре власти Чеченской Республики?
- В этом у меня нет никаких сомнений, кто бы ни стал президентом. Потому что такие люди сейчас в республике нужны. То, что он сегодня оказался в правительстве, говорит о том единстве позиций в отношении борьбы с терроризмом, которое есть в народе.
- А силовые структуры, которые возглавлял Рамзан Кадыров? Они так и будут существовать в структуре МВД?
- Да, они продолжат работать по своим направлениям.
- Не планируются ли дополнительные меры для того, чтобы участники незаконных вооруженных формирований сдавали оружие, например новые амнистии?
- Сегодня российский Уголовный кодекс позволяет тех, кто не совершил тяжких преступлений, при добровольной сдаче оружия освобождать от ответственности.
- Как изменится политика федерального центра по восстановлению экономики Чечни?
- Если говорить о других вопросах, то я думаю, что отношение федерального центра к восстановлению экономики республики резко изменится - в лучшую сторону. Если в предыдущие годы допускались отдельные ошибки, то сейчас Герман Греф эти ошибки выявил, сделан ряд выводов. Шли разговоры о том, что направляемые деньги воруются. Особо существенного основания они под собой не имеют. Имеет место множество переходящих объектов, незавершенного строительства много - из тысячи объектов лишь 50-60 вводятся в строй в тот год, в который они закладываются. При рыночной экономике это очень убыточно и расточительно. За счет бесхозяйственности потери большие, и средства, направляемые на восстановление социально-экономической сферы, не дают должного эффекта. Сейчас разделены восстановление жилья, на которое недавно было выделено 14 млрд рублей, и восстановление собственно социально-экономической сферы. Кроме того, будут создаваться условия для привлечения в республику частных инвестиций.
- Как изменятся принципы построения программ по восстановлению?
- Как я понимаю, будут определены приоритетные направления развития экономики. Первое - возрождение строительной индустрии, второе - нефтепереработка, третье - аграрный сектор. То есть будут 4-5 направлений, экономически выгодные для республики, и при этом они создадут максимум рабочих мест. Кроме средств федерального центра будут использоваться и внутренние резервы. В прошлом году Министерство по налогам и сборам по республике собрало около 4 млрд рублей в виде налогов, то есть создана основа для формирования местного бюджета. Идут поиски и других источников, станем привлекать и частные инвестиции.
- Кто будет определять перечни приоритетных объектов для финансирования из федерального бюджета?
- Естественно, все вопросы будут решаться совместно с правительством республики. У нас есть костяк глав районов, которые хорошо освоили все экономические и другие вопросы. Кроме того, хотя республика маленькая, к разным ее территориям нужен свой, особенный подход.
Также в программе предусматривается создание максимальных условий для привлечения частных инвестиций. Если раньше республика находилась наравне со стабильными регионами, то теперь могут быть и таможенные, и налоговые льготы, чтобы инвестиции пошли именно в эту республику, чтобы мы могли пользоваться приоритетом при привлечении инвестиций.
- Можно поподробнее об этих льготах?
- К примеру, в республике выращивается табак. Те станки, машины, оборудование, которые нужны для его переработки, могут освободить от таможенных пошлин. Или для той же стройиндустрии - минизаводы для производства кирпича, других материалов - это импортное оборудование может освобождаться от таможенных платежей. То же касается и глубинной нефтепереработки - она тоже может быть освобождена от налогов. Тот, кто будет вкладывать инвестиции, будет освобожден от налогов и таможенных платежей. Мы имеем право освобождать от местных налогов, но вместе с тем сейчас обсуждаем вопрос и с федеральными налогами - такой закон нужно принимать на уровне государства. Сейчас мы изучаем опыт Калининградской области, других свободных экономических зон. Учитывая их опыт, будем работать в этом направлении и добиваться льгот.
- Как скоро могут быть приняты эти законы?
- Тут проблемы нет, мы плотно работаем. Я обсуждал этот вопрос с председателем комитета по экономической политике Госдумы. Он полностью это поддерживает, и сегодня мы комплектуем группы депутатов, которые будут работать по этой проблеме. Думаю, до сентября сумеем закончить работу, и уже в осеннюю сессию мы сможем принять соответствующие законы.
- Не опасаетесь ли Вы злоупотреблений этими льготами?
- Мы не собираемся полностью "открыть шлюзы". По любому проекту будет сметная документация, и льготы будут привязаны к ней. В каждом конкретном случае будет определяться необходимый объем льгот. А чтобы вместо десяти станков завезли сто или двести - этого мы не позволим.
- Окончательный перечень таможенных льгот будет определять центр?
- С подачи правительства Чеченской Республики федеральный центр будет утверждать и номенклатуру, и объем этих льгот.
- Какую роль в жизни республики, в обеспечении стабильности играют выходцы из Чечни, живущие в других регионах, в Москве?
- Вы, наверное, в курсе, что под председательством члена Совета Федерации Умара Джабраилова создан клуб бизнесменов - выходцев с Северного Кавказа. Туда входят известные бизнесмены, и это уже дало первые результаты. Например, Гуцериев уже строит школу там, где он учился - в городе Грозном. Кроме того, он взял на себя обязательство построить за свой счет одну из городских больниц. Аналогичные инвестиции предлагает и сам Джабраилов. Думаю, их примеру последуют и другие бизнесмены.
- То есть их участие - чисто экономическое?
- Это чисто инвестиционная деятельность.
- Участвуют ли они в политической жизни республики?
- Политическая жизнь объединяет разные слои общества - и бизнесменов, и интеллигенцию, и духовенство, и политические партии.
- Но где принимаются ключевые решения?
- Основные решения принимаются внутри республики. Внешние факторы малоэффективны, и они слабо влияют на события в республике.
RBCdaily.Персоны. МОСКВА
19 мая 2004 г.