Эскалация насилия на Донбассе ―
закономерное следствие
невыполнения Минских соглашений.
Виктор Медведчук
Сравнительный анализ «войны в Приднестровье» (она происходила в 1990-х годах на юго-западе Республики Молдова и ее результатом стало появление не признанного международным сообществом государства Приднестровская Молдавская Республика) и вооруженного конфликта на Донбассе позволяет говорить о схожести этих противостояний.
А вот будут ли итоги уже затянувшегося конфликта на Востоке Украины аналогичными «молдавскому варианту»? В данном случае многое зависит от мудрости нынешней украинской власти, ее способности и желания реализовывать подписанный «нормандской четверкой» документ ― «Комплекс мер по выполнению Минских соглашений».
После распада СССР и обретения Украиной независимости, как и «свободы политического выбора» в Молдове, усилилась активность различных националистических, в том числе ультрарадикальных, движений и политических организаций, а также существенно возросла роль олигархических групп в политикуме. Кроме того, при содействии «западных партнеров» имела место целенаправленная интеллектуальная поддержка нового «евроинтеграционного курса развития» со стороны определенной части «свідомої» интеллигенции и политического руководства Молдовы и Украины.
В вооруженном противостоянии принимали активное участие с одной стороны члены забастовочных комитетов русскоязычного населения Приднестровской Молдавской Республики (ПМР), так называемые рабочие отряды содействия милиции (РОСМ) и подразделения Дубоссарского казачьего округа (ДКО), добровольцы Черноморского казачьего войска ПМР, именовавшие себя территориальными спасательными отрядами (ТСО), ополчение из числа бывших милиционеров и вновь сформированная Гвардия ПМР общей численностью более 12 тыс. человек. С другой ― карабинеры и полицейские МВД РМ, военнослужащие Национальной армии РМ и волонтеры-националисты из батальонов «Добровольческой лиги» ― специальных отрядов самообороны «Барсуки», «Бурундуки», «Бужор», «Пион» и других «унианистских» подразделений под руководством спецслужб Молдовы общей численностью около 29 тыс. человек. Примечательно, что с обеих сторон противостояния в боевых действиях, как, впрочем, и на Донбассе, принимали участие наемники-добровольцы из России, Румынии и других европейских государств (на Востоке Украины аналогичная ситуация только с еще большим числом иностранных наемников из различных стран мира, желающихзаработать на чужом горе. ― Авт.). При этом следует отметить, что волонтеры-украинцы из УНА-УНСО воевали на приднестровской стороне конфликта вместе с российскими добровольцами-казаками, защищая общие славянские ценности.
Исходя из указанных обстоятельств и сравнивая происходившее в Молдове и ситуацию на Востоке Украины, в частности в зоне АТО, можно обратить внимание на ряд похожих, по сути, событий.
Приднестровский политический кризис часто характеризуется в международных документах как «замороженныйконфликт», который по внешним признакам очень напоминает ход развития событий по урегулированию (а точнее говоря, затягивание с урегулированием) политического кризиса на Донбассе, сопровождающегося вооруженным противостоянием на Юго-Востоке Украины. Наглядным примером такого топтания на месте и хождения по кругу является то, что до сих пор, по сути, ни один пункт международных договоренностей, сформулированных в «Комплексе мер по выполнению Минских соглашений», до конца не реализован. И это несмотря на то, что претензии «партии войны» в Украине противоречат здравому смыслу и элементарной логике и что каждый день проволочки означает новые потери с обеих сторон противостояния.
И министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмейер, и спецпредставитель главы ОБСЕ в составе Трехсторонней контактной группы по урегулированию ситуации на Востоке Украины Мартин Сайдик призвали выполнить Минские соглашения уже в этом году.
Для реализации положений Минских соглашений необходимо выработать законодательные механизмы по формированию и урегулированию деятельности органов местного самоуправления на базе украинского избирательного законодательства и масштабной децентрализации.
Как не раз подчеркивал лидер ВОД «Украинский выбор ― Право народа» Виктор Медведчук, в соответствии с предложениями «нормандской четверки» для восстановления единства страны и реализации Минских соглашений (при существующих общественных отношениях на Донбассе) нужно на конституционном уровне закрепить особенности формирования органов местного самоуправления в отдельных районах данного региона. Предложения глав европейских государств были поддержаны и президентом Украины.
Именно для реализации Минских соглашений, предусматривающих восстановление мира на Донбассе, Общественное движение «Украинский выбор ― Право народа» инициирует создание общественных гуманитарных групп, призванных обеспечить эффективный диалог с политиками, законодателями, органами власти, представителями органов местного самоуправления и гражданами, волеизъявление которых особенно значимо для обеспечения законодательной поддержки мирных инициатив и прекращения эскалации конфликта.
Игорь Кириченко