Эксклюзив
Медведчук Виктор Владимирович
08 августа 2016
3064

Украина ― не Молдова

Main f48ad1a92458ebf7eb0c5b55e6cafac4

Эскалация насилия на Донбассе ―

 закономерное следствие

невыполнения Минских соглашений.

    Виктор Медведчук

Сравнительный анализ «войны в Приднестровье» (она происходила в 1990-х годах на юго-западе Республики Молдова и ее результатом стало появление не признанного международным сообществом государства Приднестровская Молдавская Республика) и вооруженного конфликта на Донбассе позволяет говорить о схожести этих противостояний.

А вот будут ли итоги уже затянувшегося конфликта на Востоке Украины аналогичными «молдавскому варианту»? В данном случае многое зависит от мудрости нынешней украинской власти, ее способности и желания реализовывать подписанный «нормандской четверкой» документ ― «Комплекс мер по выполнению Минских соглашений».

После распада СССР и обретения Украиной независимости, как и «свободы политического выбора» в Молдове, усилилась активность различных националистических, в том числе ультрарадикальных, движений и политических организаций, а также существенно возросла роль олигархических групп в политикуме. Кроме того, при содействии «западных партнеров» имела место целенаправленная интеллектуальная поддержка нового «евроинтеграционного курса развития» со стороны определенной части «свідомої» интеллигенции и политического руководства Молдовы и Украины.

В вооруженном противостоянии принимали активное участие с одной стороны члены забастовочных комитетов русскоязычного населения Приднестровской Молдавской Республики (ПМР), так называемые рабочие отряды содействия милиции (РОСМ) и подразделения Дубоссарского казачьего округа (ДКО), добровольцы Черноморского казачьего войска ПМР, именовавшие себя территориальными спасательными отрядами (ТСО), ополчение из числа бывших милиционеров и вновь сформированная Гвардия ПМР общей численностью более 12 тыс. человек. С другой ― карабинеры и полицейские МВД РМ, военнослужащие Национальной армии РМ и волонтеры-националисты из батальонов «Добровольческой лиги» ― специальных отрядов самообороны «Барсуки», «Бурундуки», «Бужор», «Пион» и других «унианистских» подразделений под руководством спецслужб Молдовы общей численностью около 29 тыс. человек. Примечательно, что с обеих сторон противостояния в боевых действиях, как, впрочем, и на Донбассе, принимали участие наемники-добровольцы из России, Румынии и других европейских государств (на Востоке Украины аналогичная ситуация только с еще большим числом иностранных наемников из различных стран мира, желающихзаработать  на чужом горе. ― Авт.). При этом следует отметить, что волонтеры-украинцы из УНА-УНСО воевали на приднестровской стороне конфликта вместе с российскими добровольцами-казаками, защищая общие славянские ценности. 

Исходя из указанных обстоятельств и сравнивая происходившее в Молдове и ситуацию на Востоке Украины, в частности в зоне АТО, можно обратить внимание на ряд похожих, по сути, событий.

Приднестровский политический кризис часто характеризуется в международных документах как «замороженныйконфликт», который по внешним признакам очень напоминает ход развития событий по урегулированию (а точнее говоря, затягивание с урегулированием) политического кризиса на Донбассе, сопровождающегося вооруженным противостоянием на Юго-Востоке Украины. Наглядным примером такого топтания на месте и хождения по кругу является то, что до сих пор, по сути, ни один пункт международных договоренностей, сформулированных в «Комплексе мер по выполнению Минских соглашений», до конца не реализован. И это несмотря на то, что претензии «партии войны» в Украине противоречат здравому смыслу и элементарной логике и что каждый день проволочки означает новые потери с обеих сторон противостояния.

И министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмейер, и спецпредставитель главы ОБСЕ в составе Трехсторонней контактной группы по урегулированию ситуации на Востоке Украины Мартин Сайдик призвали выполнить Минские соглашения уже в этом году.

Для реализации положений Минских соглашений необходимо выработать законодательные механизмы по формированию и урегулированию деятельности органов местного самоуправления на базе украинского избирательного законодательства и масштабной децентрализации.

Как не раз подчеркивал лидер ВОД «Украинский выбор ― Право народа» Виктор Медведчук, в соответствии с предложениями «нормандской четверки» для восстановления единства страны и реализации Минских соглашений (при существующих общественных отношениях на Донбассе) нужно на конституционном уровне закрепить особенности формирования органов местного самоуправления в отдельных районах данного региона. Предложения глав европейских государств были поддержаны и президентом Украины.

Именно для реализации Минских соглашений, предусматривающих восстановление мира на Донбассе, Общественное движение «Украинский выбор ― Право народа» инициирует создание общественных гуманитарных групп, призванных обеспечить эффективный диалог с политиками, законодателями, органами власти, представителями органов местного самоуправления и гражданами, волеизъявление которых особенно значимо для обеспечения законодательной поддержки мирных инициатив и прекращения эскалации конфликта.

Игорь Кириченко 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован