Алексей Гусев в интервью Международному информационному агентству «Россия сегодня»: украинский грузовой поезд был запущен по маршруту Ильичевск - Китай в рамках нового проекта «Шелковый путь».
15 января 2016 года контейнерный поезд вышел из Ильичевска и отправился по маршруту Украина-Грузия-Азербайджан-Казахстан-Китай через Каспийское и Черное море, т.е., по так называемому, «транскаспийскому международному транспортному маршруту», который пролегает через Китай, Казахстан, Азербайджан, Грузию и Турцию и далее - в Европу.
31 января 2016 года он прибыл в пункт назначения на станцию Достык на границе Казахстана и КНР и застрял там.
Сейчас поезд стоит не загруженным товаром и нет клиентов на перевозку, поэтому он так и не вышел в обратный путь. При этом ранее глава «Укрзализныци» Александр Завгородний заявлял, что поезд вернется 15-17 марта в Ильичевск, правда не уточнив, в каком году?
Для коммерческого успеха проекта, необходимо было сначала решить несколько серьезных проблем, таких как, стоимость доставки, а она на $5559 превышает стоимость автомобильной транзитной доставки через Россию, пропускную способность и загруженность маршрута, а также в ходе подготовки проекта не были учтены интересы других участников рынка, например, логистического бизнеса, транспортных компаний, импортеров и экспортеров.
Более того любой бизнес заинтересован в гарантиях со стороны государства, т.е. в регулярности рейсов, гарантии доставки груза и готовности работать над снижением тарифов, а она не была обеспечена ни с одной из сторон.
Еще 28 ноября 2015 года транспортные компании Китая, Казахстана, Грузии, Азербайджана и Турции подписали Соглашение о создании консорциума для перевозки грузов из Китая в Европу в обход российской территории по транскаспийскому транспортному маршруту. К движению поезда было приковано внимание как на Украине, так и в странах Европы и Азии. Благодаря подписанным ранее соглашениям поезд шел без таможенных проверок по единому тарифу «от точки к точке» и, тем не менее, он застрял.
Что хотели показать украинские власти сформировав этот контейнерный поезд?
Этот проект должен был показать, что полноценная экономическая жизнь Украины без России вполне возможна. Украинские власти обещали, что это будет гораздо быстрее и удобнее, не говоря уже о том, что он идеологически и экономически эффективнее, чем старый маршрут через Россию.
Украину не остановило то, что составу придется преодолевать два моря на паромах, а стоимость доставки одного контейнера в два раза выше, чем автомобильная доставка через Россию.
Это оказалось совсем неважно перед политической целесообразностью, т.к. по мнению украинских чиновников, «они вершат история и создают один из самых амбициозных проектов нового времени – «Украинский Шелковый путь»!
Всем уже совершенно понятно, что этот амбициозный проект провалился. Собственно, это было понятно уже тогда, когда поезд только покидал Ильичевский морской порт.
Сейчас выход из ситуации только один, учитывая, что каждый день простоя стоит немалых денег и еще месяц-два и поезд придется просто продать, чтобы покрыть расходы. Однако с продажей нужно поторопиться, а то еще и в долгу можно остаться Китаю…
Алексей Гусев в интервью Международному информационному агентству «Россия сегодня» http://www.ria.ru/ 31.03.2016 года, прямой эфир в 12:00 мск.