До 31 марта президент Владимир Путин поручил перевести платежи за газ на рубли. Сейчас для главы государства готовят соответствующий доклад правительство, ЦБ и «Газпром». Переход на рубль коснется «недружественных стран» – членов Евросоюза и других государств, которые ввели санкций и выступили против спецоперации на Украине. «Регионы России» поговорили с экспертами и можно заявить: пересмотр платежной валюты может стать для российской экономики заявкой на мировое экономическое лидерство.
Еще в начале марта российское правительство утвердило перечень из 48 недружественных государств и территорий, куда вошли США, Великобритания, Канада, страны ЕС, включая Германию, и т.д. Распоряжение подготовили в рамках Указа Президента от 5 марта 2022 года «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами». Согласно документу, государство, российские граждане и компании, имеющие валютные обязательства перед зарубежными кредиторами из перечня недружественных стран, могут расплатиться по ним в рублях. Теперь дело дошло и до газовых сделок.
Страны «Большой семерки» – Германия, Франция, Италия, Япония, США, Канада и Великобритания – уже ответили отказом на требование России платить за газ в рублях. С заявлением выступил министр экономики Германии Роберт Хабек. Параллельно появилось другое сообщение из Берлина – от генерального директора крупнейшего германского энергетического концерна E.ON Леонарда Бирнбаума. Он заявил, что Германии потребуется минимум три года, чтобы найти альтернативных поставщиков газа для снижения энергозависимости от России. Он же добавил в эфире телеканала ARD, что без российского газа экономика ФРГ понесет «огромный ущерб, которого следует избегать, если это возможно». Причем Бирнбаум рассказал, что германский газовый сектор приоритет в снабжении топливом будет отдавать коммунальному хозяйству, а не крупному промышленному производству. Следовательно, энергоемкие производители, такие как металлургические, понесут серьезные потери на первоначальном этапе сокращения зависимости от российского газа. И не то, чтобы мы сильно переживали за экономику Германии, но тут очевидно, что политика взяла верх над экономикой.
На новостях о рублевом ультиматуме по газовым сделкам российская валюта стала укрепляться. Впервые с 25 февраля курс доллара в ходе торгов на Московской бирже опустился ниже 83 рублей. Некоторые эксперты усмотрели в такой положительной для нас динамике сигнал о том, что некоторые зарубежные потребители российского газа из недружественных стран уже начали покупать рубли для дальнейших расчетов. Сработали на опережение, пока «деревянный» только начал набирать рост.
Идея газовой биржи
Президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль на вопрос «Регионов России» об отношении к рублевым расчетам по газовым сделкам сказал, что сама идея имеет право на жизнь. Более того, когда против нашей страны развязывается жесточайшая экономическая война, подобное требование для не поддерживающих нас государств было бы правильным.
«А что касается механизма, то его можно отработать. Тем более, у нас был аналогичный опыт в советское время с так называемыми переводными рублями, когда мы торговали в рамках СЭВа (Совета экономической взаимопомощи, действовавшего с 1949 по 1991 гг. – прим. ред.) между странами соцлагеря. Его можно было бы использовать», – считает Геннадий Шмаль.
Более того, эксперт сообщил, что еще в середине 2021 года Союз нефтегазопромышленников России подготовил предложения о создании в России международной газовой биржи. Но тогда Минэнерго РФ отказалось от этой идеи, сославшись на то, что вряд ли кто-то на нее пойдет, и нам газовая биржа будет слишком дорого стоить.
«Жалко, что мы не настояли. Если бы сегодня такая биржа у нас была, то многие вопросы давно уже решились. Мы могли бы торговать на ней любыми валютами. Думаю, вернуться к этому, но, может, не сразу и не завтра. Но в перспективе я считаю, что было бы целесообразно создать единственную в мире газовую биржу именно в нашей стране. На первом этапе её роль могла бы выполнять Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа (СПбМТСБ), которая имеет опыт в торговле газом за рубли в пределах Российской Федерации. Думаю, они могли бы подумать над этим вопросом и внести свои предложения», – добавил Геннадий Шмаль.
Сегодня в мире есть несколько нефтяных бирж, среди которых крупнейшими площадками общемирового уровня остаются Нью-Йоркская товарная биржа (NYMEX) и Лондонская межконтинентальная биржа (ICE Futures Europe), где заключается более 50% мировых контрактов на углеводородное сырье. Также существенный вес имеют локальные организаторы торгов, среди них выделяются Сингапурская товарная биржа (SGX) и Иранская нефтяная биржа (IOB). Ценность предложения о создании газовой биржи в том, что ее в мире нет. Так Россия могла бы окончательно закрепить за собой естественную монополию на природный газ. Тем более что сейчас для этого созданы все условия.
«Если исторически посмотреть, то раньше объем добычи газа был сравнительно не велик, по сравнению с нефтью. Нефти добывали значительно больше, но сегодня примерно подравняли добычу. Сейчас в мире добывается около 4,2 млрд. тонн нефти. К этому объему приблизилась и добыча газа, если пересчитать все в тонны. Учитывая, что Россия в плане продажи газа является передовой страной, я считаю, что такую биржу надо создавать именно у нас», – объясняет эксперт Шмаль, который в нефтегазовой отрасли с 1978 года.
По его словам, вариантов для создания подобной биржи два – Санкт-Петербург или Салехард. Однако в реализации подобной идеи есть свои трудности, связанные с практикой заключения долгосрочных контрактов. Председатель Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике, член Генсовета «ПАРТИИ ДЕЛА» Владимир Гамза отметил «Регионам России», что здесь есть одна проблема, которую, впрочем, можно решить, если захотеть.
«Дело в том, что долгосрочные цены на газ всегда привязаны к ценам на нефть. Во-вторых, учитывая проблемы сохранения добытого газа, всегда, как правило, заключаются долгосрочные контракты на поставку. Обычно напрямую. Короткие спотовые контракты – это лишь как некоторое дополнение к долгосрочным контрактам. Но сама идея биржи неплохая, можно попробовать. А учитывая, что мы действительно хотим перейти в расчетах за газ на рубли, то можно было бы сразу создать такую биржу, на которой проходили бы все мировые сделки по газу. Учитывая, что Россия с ОПЕК (Организация стран-экспортеров нефти – прим. ред.) сейчас плотно работает, то можно было бы постараться убедить крупных экспортеров углеводородов в необходимости создания такой биржи в нашей стране», – разъяснил экономист Владимир Гамза,который также является председателем Наблюдательного совета Ассоциации «Гильдия экспертов финансового рынка».
Эксперт финансового рынка Владимир Гамза заявил, что в целом поддерживает рублевый ультиматум для недружественных стран, поскольку в среднесрочной перспективе данное решение, совершенно очевидно, приведет к укреплению рубля.
«Возникнет потребность в достаточно больших объемах в рублях…Понятно, что в горизонте года это все приведет к балансу, эффект от рублевых взаимозачетов по углеводородам не будет так проявляться. Но в среднесрочной перспективе – до полугода, конечно, это приведет к укреплению рубля, что в данной ситуации было бы правильно», – заявил Владимир Гамза.
Никакой большой проблемы для недружественных стран в переходе на рублевые платежи по газу эксперт не видит.
«Теперь они вместо прямого платежа за газ в долларах или евро купят за них наши рубли, а потом нам ими же и заплатят. Все это будет проходить очень быстро – на бирже никаких проблем в этом для стран я не вижу. Но думаю, что психологически для них это переход на новый вид расчета, на новые счета, учет и т. д. С точки зрения в целом системы расчетов вообще никакой проблемы нет», – уверен эксперт финансового рынка.
Принять это решение вынуждены будут те страны из списка недружественных, которые не смогут жить без нашего газа, добавляет эксперт Гамза: «Другого варианта просто не будет».
Ранее оплата газовых сделок проходила в долларах или в евро по одной простой причине, что эти валюты является основой мировой расчетной системы, пояснил Владимир Гамза. Поэтому, чтобы всем была понятна стоимость российского газа, чтобы полученные за газ средства можно было свободно использовать и для импорта и в расчетах во всех международных платежах, продажа шла за доллары или евро. Сейчас санкции вынудили нашу страну принять такие решения, которые смогли бы создать хоть какой-то контур проблем для потребителей газа, вступивших с нашей страной в экономическую войну.
Подготовила Ксения Ширяева