15 мая 2018
1828

Улучшение диагностических свойств теста за счет специальной обработки данных тестирования и визуализации результатов

Савельева И.В.,

аспирант института ИТСО НАПН Украины

Опубл.  в ж. Педагогические Измерения №4, 2015.

Для формирования индивидуальной траектории обучения при дистанционном обучении необходимо уметь проводить первичное входное тестирование знаний учащегося для достижения целей обучения.

Для разработки тестов возможна последовательность:

  1. Определение цели тестирования (первичное или повторное тестирование).

  2. Выделение объектов контроля. Для этого необходимо провести методический анализ учебных материалов, требований программ и т.п.

  3. Разработка структуры теста т.е. расположение выделенных объектов контроля для их проверки в определенной последовательности - от более простых к более сложным и определение формата тестовых заданий. Выбор формата заданий диктуется целью и объектом тестирования.

  4. Отбор материала для теста, анализ типичных ошибок для подбора дистракторов (неправильных ответов), которые должны быть правдоподобны, равнопривлекательны по форме и по содержанию. Тестовые задания также должны отвечать некоторым требованиям: точное соответствие задания цели проверки для обеспечения валидности теста; краткость и корректность формулировок; исключение зависимых заданий, в которых правильный ответ зависит от ответа на предыдущее задание и т.п.

В. С. Аванесов выделил девять принципов разработки содержания теста:

  • соответствие содержания теста целям тестирования

  • определение значимости проверяемых знаний

  • взаимосвязь содержания и формы

  • содержательная правильность тестовых заданий

  • репрезентативность содержания учебной дисциплины в содержании теста

  • соответствие содержания теста уровню современного состояния науки

  • комплексность и сбалансированность содержания теста

  • системность содержания

  • вариативность содержания

  • Проведение экспериментальной проверки теста с целью сбора статистического материала для анализа тестовых заданий и ответов к ним. В результате статистического анализа делается вывод о целесообразности их включения в окончательный вариант теста.

При самостоятельной работе по дистанционному курсу для лучшего усвоения учениками учебного материала В. С. Аванесов предлагает весь материал разделить на кванты - небольшие части материала, структурировав которые можно получить качественный педагогический контент.

Для структурирования данных квантов можно использовать их поуровневое положение. Каждый последующий уровень квантов опирается на знания, полученные в предыдущем уровне (для изучения элемента из 2-го уровня необходимо знать все или некоторые элементы из 1-го и т.д.). Последовательность этих уровней можно определять экспертным методом. Также с квантами можно соотнести ряд тестовых заданий, из которых, в дальнейшем, будет создаваться тест. Эти тестовые задания проверяют освоение соответствующего кванта.

Графическая интерпретация результатов тестов для учеников будет более наглядной. Для ее представления можно использовать рисунок, который состоит из кружков 2-х цветов - красный и зеленый, в центре которых стоит оценка (рис. 1). Каждый кружок символизирует собой определенную тему. При просмотре данного рисунка ученик видит сколько, какие и в какой последовательности темы необходимы для изучения. Темы, расположенные на верхних уровнях, имеют первоочередную прерогативу на изучение. Для учащихся очень важна оценка, которую он также видит, по всем темам.

элементы
 

рис. 1

Смена цвета кружочка происходит при коэффициенте усвоения k выше 0,75.

ki - коэффициент усвоения данного i-того единичного элемента,

ai - число правильных ответов с  i-тым единичным элементом

Pi - общее число вопросов по данным элементарным единицам.

Расчет коэффициента усвоения по результатам тестирования проводится по методике А.В. Усовой изложенной в [4].

Оценивание знаний учащихся производится по коэффициенту усвоения:

  • Оценка 3 балла ставится при К = 0,7 - 0,8.

  • Оценка 4 балла ставится при К = 0,8 - 0,94.

  • Оценка 5 баллов ставится при К > 0,94.

При малом значении общего числа вопросов по данной элементарной единице (Pi) судить о знании-незнании данной единицы сложно.

ыть использована при контроле знаний определенной темы после ее повторного изучения.

Для минимизации количества вопросов можно использовать адаптивные тесты.

На основании вышеизложенного можно сделать выводы:

1. Квантование может быть использовано для структурирования информации.

2. Для обработки результатов тестовых заданий можно использовать коэффициент усвоения, с помощью которого можно получать информацию о дальнейшем ходе изучения материалов учеников (переход к новому материалу или возвращение на предыдущий материал).

3. Привязка тестовых вопросов к квантам при использовании графической интерпретации дает наглядную информацию для учеников относительно их знаний.

 

[1] Платоненко О. Педагогический тест как система [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.otins.com.ua/articles/tabid/211/EntryId/25/Default.aspx  22.08.2012

[2] Аванесов В. Принципы разработки содержания теста // Управление школой. Прил. к газете Первое сентября.-1999 г. .-№ 38.-С.8-12.

[3] Аванесов В. Применение заданий в тестовой форме и квантованных учебных текстов в новых образовательных технологиях [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://testolog.narod.ru/Theory76.html

[4] Усова А.В. Психолого-дидактические основы формирования физических понятий: учебное пособие / А.В. Усова. - Челябинск: ЧГПИ, 1988.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован