Савельева И.В.,
аспирант института ИТСО НАПН Украины
Опубл. в ж. Педагогические Измерения №4, 2015.
Для формирования индивидуальной траектории обучения при дистанционном обучении необходимо уметь проводить первичное входное тестирование знаний учащегося для достижения целей обучения.
Для разработки тестов возможна последовательность:
Определение цели тестирования (первичное или повторное тестирование).
Выделение объектов контроля. Для этого необходимо провести методический анализ учебных материалов, требований программ и т.п.
Разработка структуры теста т.е. расположение выделенных объектов контроля для их проверки в определенной последовательности - от более простых к более сложным и определение формата тестовых заданий. Выбор формата заданий диктуется целью и объектом тестирования.
Отбор материала для теста, анализ типичных ошибок для подбора дистракторов (неправильных ответов), которые должны быть правдоподобны, равнопривлекательны по форме и по содержанию. Тестовые задания также должны отвечать некоторым требованиям: точное соответствие задания цели проверки для обеспечения валидности теста; краткость и корректность формулировок; исключение зависимых заданий, в которых правильный ответ зависит от ответа на предыдущее задание и т.п.
В. С. Аванесов выделил девять принципов разработки содержания теста:
соответствие содержания теста целям тестирования
определение значимости проверяемых знаний
взаимосвязь содержания и формы
содержательная правильность тестовых заданий
репрезентативность содержания учебной дисциплины в содержании теста
соответствие содержания теста уровню современного состояния науки
комплексность и сбалансированность содержания теста
системность содержания
вариативность содержания
Проведение экспериментальной проверки теста с целью сбора статистического материала для анализа тестовых заданий и ответов к ним. В результате статистического анализа делается вывод о целесообразности их включения в окончательный вариант теста.
При самостоятельной работе по дистанционному курсу для лучшего усвоения учениками учебного материала В. С. Аванесов предлагает весь материал разделить на кванты - небольшие части материала, структурировав которые можно получить качественный педагогический контент.
Для структурирования данных квантов можно использовать их поуровневое положение. Каждый последующий уровень квантов опирается на знания, полученные в предыдущем уровне (для изучения элемента из 2-го уровня необходимо знать все или некоторые элементы из 1-го и т.д.). Последовательность этих уровней можно определять экспертным методом. Также с квантами можно соотнести ряд тестовых заданий, из которых, в дальнейшем, будет создаваться тест. Эти тестовые задания проверяют освоение соответствующего кванта.
Графическая интерпретация результатов тестов для учеников будет более наглядной. Для ее представления можно использовать рисунок, который состоит из кружков 2-х цветов - красный и зеленый, в центре которых стоит оценка (рис. 1). Каждый кружок символизирует собой определенную тему. При просмотре данного рисунка ученик видит сколько, какие и в какой последовательности темы необходимы для изучения. Темы, расположенные на верхних уровнях, имеют первоочередную прерогативу на изучение. Для учащихся очень важна оценка, которую он также видит, по всем темам.
рис. 1
Смена цвета кружочка происходит при коэффициенте усвоения k выше 0,75.
ki - коэффициент усвоения данного i-того единичного элемента,
ai - число правильных ответов с i-тым единичным элементом
Pi - общее число вопросов по данным элементарным единицам.
Расчет коэффициента усвоения по результатам тестирования проводится по методике А.В. Усовой изложенной в [4].
Оценивание знаний учащихся производится по коэффициенту усвоения:
Оценка 3 балла ставится при К = 0,7 - 0,8.
Оценка 4 балла ставится при К = 0,8 - 0,94.
Оценка 5 баллов ставится при К > 0,94.
При малом значении общего числа вопросов по данной элементарной единице (Pi) судить о знании-незнании данной единицы сложно.
ыть использована при контроле знаний определенной темы после ее повторного изучения.
Для минимизации количества вопросов можно использовать адаптивные тесты.
На основании вышеизложенного можно сделать выводы:
1. Квантование может быть использовано для структурирования информации.
2. Для обработки результатов тестовых заданий можно использовать коэффициент усвоения, с помощью которого можно получать информацию о дальнейшем ходе изучения материалов учеников (переход к новому материалу или возвращение на предыдущий материал).
3. Привязка тестовых вопросов к квантам при использовании графической интерпретации дает наглядную информацию для учеников относительно их знаний.
[1] Платоненко О. Педагогический тест как система [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.otins.com.ua/articles/tabid/211/EntryId/25/Default.aspx 22.08.2012
[2] Аванесов В. Принципы разработки содержания теста // Управление школой. Прил. к газете Первое сентября.-1999 г. .-№ 38.-С.8-12.
[3] Аванесов В. Применение заданий в тестовой форме и квантованных учебных текстов в новых образовательных технологиях [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://testolog.narod.ru/Theory76.html
[4] Усова А.В. Психолого-дидактические основы формирования физических понятий: учебное пособие / А.В. Усова. - Челябинск: ЧГПИ, 1988.