Вчера прошло заседание Правительственной комиссии РД по обеспечению безопасности дорожного движения под председательством Первого зам. Председателя Правительства РД Уммупазиль Омаровой.
На повестке дня стояли три вопроса: 1. О состоянии аварийности в Республике Дагестан за 8 месяцев 2008г. и мерах по снижению ее уровня. 2. О состоянии профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в летний период. 3. О мерах по увеличению пропускной способности улиц г. Махачкалы (организация работ по строительству и обустройству достаточного количества мест для парковки транспортных средств вблизи объектов торговли и обслуживания). В их обсуждении приняли участие члены комиссии, а также приглашенные представители районных и городских администраций республики, начальники городских и районных отделений ГИБДД.
Предваряя выступления запланированных докладчиков, Уммупазиль Омарова обратила внимание собравшихся на то, что показатель числа погибших в результате ДТП в нашей республике при всех, казалось бы, принимаемых мерах не уменьшается. "Ситуация очень тревожная, - сказала она, - и сегодня крайне необходимо провести обстоятельный анализ происходящего и в дальнейшем принимать более эффективные меры".
Обстановка на дорогах Республики Дагестан действительно остается крайне сложной. Об этом свидетельствуют цифры, приведенные зам.начальника УГИБДД МВД по РД Николаем Бесоловым: только за десять последних дней в результате ДТП погибло 12 человек. И одной из главных причин высокого уровня аварийности остается по-прежнему противоправное и агрессивное поведение водителей. Около 80% всех ДТП - это нарушения ими скоростных режимов движения, правил обгона, связанных с выездом на встречную полосу движения, требований дорожной разметки, дорожных знаков или управление транспортом в нетрезвом состоянии.
Ход реализации республиканской целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения на период 2007-2012 гг." запланировано рассмотреть в декабре т.г., между тем в текущем году Министерству внутренних дел по РД на решение указанных вопросов выделено из республиканского бюджета более 16 млн. руб. Из этой суммы 5 млн. руб. перечислены на строительство надземного пешеходного перехода на пр. Акушинского в г.Махачкале; почти 138 тыс.руб. израсходованы на мероприятия пропагандистского характера (проведение конкурсов, создание видеоматериалов и т.д.); 700 тыс. руб. планируется направить на оснащение искусственным освещением участка федеральной дороги "Астрахань-Махачкала" от пр. Акушинского до стационарного поста ДПС "Терек-20". На остальные деньги приобретаются комплексы видеофиксации нарушений ПДД, светофорные объекты и служебный транспорт.
Кроме того, главам муниципальных образований городов Махачкала, Хасавюрт, Дербент и Кизляр направлены письма с предложением до октября 2008г. подготовить согласованную и прошедшую экспертизу проектно-сметную документацию на установку и ввод в эксплуатацию стационарных лазерных комплексов видеофиксации нарушений ПДД с 40 видеокамерами, а также на строительство надземных пешеходных переходов.
Министерством здравоохранения РД и Министерством внутренних дел по РД на посту ДПС "Терек-20" размещена бригада скорой медицинской помощи, которой в июле-августе осуществлено 25 выездов на место ДТП, амбулаторно принято 9 граждан. Решить вопрос аналогичным образом необходимо и на посту "Джемикентский", в зоне ответственности которого расположены наиболее аварийные участки федеральной автодороги "Кавказ".
Указанные и другие мероприятия в определенной степени позволяют стабилизировать уровень аварийности в республике. По состоянию на 1 сентября на дорогах республики зарегистрировано 883 дорожно-транспортных происшествия, в которых погибло 277 и ранено 1148 человек. Однако если снижение, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, по всем показателям составило от 3 до 8 процентов, то тяжесть последствий ДТП, можно сказать, зашкаливает: 19 погибших на 100 пострадавших граждан. По России эта цифра составляет 10, что о многом говорит. Поэтому сегодня необходимо сконцентрировать всю деятельность по двум основным направлениям. Первое - перенос центра тяжести профилактической работы в города и районы республики, где и происходят автоаварии. В этой связи особенно тревожит тот факт, что хотя муниципальными программами предусмотрены определенные мероприятия в этой сфере, однако они не обеспечены финансированием.
В настоящее время основное значение придается наращиванию эффективности информационно-пропагандистской работы с населением. Необходимо внедрить в сознание граждан простую истину, что управление транспортным средством является не только их правом, но и обязанностью перед другими участниками движения и всем обществом. Традиционно эти вопросы воспринимаются только как работа Госавтоинспекции. Современный взгляд на эту проблему совершенно иной. Безопасность движения имеет ярко выраженный социальный характер, и решаться она должна комплексно.
Государственные структуры, включая образование, науку, культуру, здравоохранение, транспорт, коммунальное и дорожное хозяйство, промышленность и связь, местные органы власти и управления, - словом, все, кто в той или иной степени соприкасается с деятельностью в этой сфере, обязаны внести свою лепту в снижение смертности на дорогах.
Кроме того, должны быть разработаны и новые формы участия в этой работе негосударственных учреждений и организаций, общественных объединений, бизнеса, граждан. Именно в этом и состоит основная особенность Федеральной целевой программы.
Второй круг проблем связан с необходимостью выбора и реализации тех мероприятий, которые прежде всего снижают тяжесть последствий при дорожно-транспортных происшествиях. Здесь необходимо выделить ряд направлений.
Прежде всего необходимо решить вопрос с автошколами. Проверки соответствия качества подготовки водителей показали, что оно оставляет желать лучшего. На текущий момент совместно обследованы 27 таких учреждений, в 14 случаях результаты признаны не соответствующими предъявляемым требованиям.
Одной из основных задач Федеральной целевой программы является снижение аварийности по вине водителей со стажем управления до трех лет. Достижение указанной цели невозможно без создания необходимых условий для их качественной подготовки в учебных организациях, которые сегодня не обеспечены специализированными автодромами, потребным количеством учебных и экзаменационных автомобилей.
Другая проблема, требующая неотложного решения, связана с вступлением в силу нормы закона, предусматривающей возможность применения средств фотовидеофиксации правонарушений в области дорожного движения, их количество в республике даже с последними поступлениями крайне мало.
Особую озабоченность вызывает положение дел с обеспечением безопасности пешеходов, продолжал Николай Бесолов. Эти наиболее уязвимые участники движения составляют до 40% от общего числа погибших в ДТП граждан. Существенный фактор совершения автоаварий по вине пешеходов - отсутствие необходимых условий для их безопасного движения на улицах и дорогах.
Так, несмотря на принимаемые меры, наиболее характерной остается обстановка с обеспечением безопасности дорожного движения в столице республики. Статистика показывает, что наиболее неблагополучное положение на проспектах Акушинского, Шамиля, А.Султана, Гамидова, Петра 1, Р. Гамзатова и улицах М.Гаджиева, Ярагского, Дахадаева, Казбекова,
Орджоникидзе, Коркмасова и других магистралях.
В Махачкале отсутствуют стоянки автотранспорта в местах массового скопления людей из-за нехватки городских площадей. Происходит незаконный захват площадей, прилегающих к пешеходным тротуарам, фасадным частям жилых зданий, другим объектам, рассчитанных на перспективное расширение улично-дорожной сети.
Для решения проблемы обеспечения безопасности движения пешеходов в столице необходимо принятие самых неотложных мер. Это - обеспечение пропускной способности и освещенности улиц дополнительными спаренными светильниками, установка пешеходных ограждений на основных магистралях для упорядочивания движения пешеходов, а в перспективе строительство большого количества надземных пешеходных переходов, финансирование в полном объеме мероприятий по установке светофоров, дорожных знаков, нанесению дорожной разметки.
С ответным словом по всем этим вопросам выступил заместитель главы администрации городского округа "г. Махачкала" Абдурахман Гусейнов. В Махачкале согласно переписи населения зарегистрировано 545 тысяч жителей, отметил он. Фактически в столице пребывает 800, из них незарегистрированных в законном порядке граждан ежедневно мигрирует 250 тысяч. Причем на 10 человек в столице приходится одна машина. Именно это и налагает свой отпечаток на обсуждаемую проблему, парировал Гусейнов.
"Конечно, администрация города не снимает с себя ответственности и по заявленным проблемам ведет работу. Несмотря на наращивание уличной дорожной сети путем расширения магистралей, ощутимого результата от этого нет, как вы все видите. Ментальность нашего народа и правовой нигилизм дают свои плоды: автомобили, поставленные в два, а то и в три ряда, создают "пробки" на широких двухполосных проспектах. Нужно проявить волю и наказывать нарушителей, таким образом приучая их к порядку. Что касается проспекта Акушинского, то в скором времени, мы вам обещаем, это будет одна из лучших улиц. Здесь уже укладывается асфальт, ведутся работы по освещению. А до конца этого года на этой улице так же, как и на проспекте Шамиля, будут построены по два надземных перехода".
Особую тревогу вызывает ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом. Буквально на днях под колесами автомобиля погиб ребенок, переходивший дорогу в районе 13-й школы. Каждое происшествие с участием детей рассматривается как чрезвычайное с соответствующими выводами и мерами, о которых информировал заместитель министра образования и науки РД Муслим Телякавов.
Он рассказал о том, что Министерством внутренних дел по РД, Министерством образования и науки РД изучены возможности строительства детской автоплощадки или автогородка в средних школах городов и наиболее крупных районов республики. Для этих целей рекомендован прежде всего Каспийск. "Основная наша работа, - заявил Телякавов, - информационно-пропагандистская. На мой взгляд, у безопасности дорожного движения три составляющие - материально-техническое обеспечение, воспитательная работа и внушение всем гражданам мысли о неотвратимости наказания".
Касаясь воспитательной работы, замминистра образования и науки говорил о введении в общеобразовательных учреждениях отдельной дисциплины по основам БДД начиная с первого класса. Это уже практикуется в 5-9-х классах, но не во всех школах. Кроме того, целенаправленно ведется работа по организации на регулярной основе подготовки в автошколах преподавателей, занятых в сфере обучения детей Правилам дорожного движения, и обеспечения всех средних учебных заведений методическими пособиями по обучению детей Правилам дорожного движения. "Буквально на днях мы получили развивающие и обучающие компьютерные игры, мы их уже распределили по школам. Есть и методические материалы. Проблем с этим нет, главное - желание все это доводить до детворы",- подытожил Муслим Телякавов.
Заслушав и обсудив доклады и выступления участников заседания, комиссия подвела итоги, главным из которых было заключение: "Ужесточить требования к нарушителям и воспитывать граждан". Каждому ведомству были даны соответствующие поручения.
О результатах выполнения поручений ведомства обязаны информировать Правительственную комиссию РД по обеспечению безопасности дорожного движения в срок до 20 декабря 2008 года.
18.09.2008
www.dagpravda.ru