Имя ему изначально было присвоено БН-800, и расположился реактор на Белоярской АЭС по соседству ещё с тремя аналогичного толка: двумя, так называемыми, АМБ (Атом Мирный Большой) и ещё одним БН-600 (тоже - на быстрых нейтронах).
Идея конструкции проста и сложна одновременно: попытаться перевести ядерную энергетику на практически безотходные рельсы. А если учесть, что в отходах у традиционных тепловых реакторов (на медленных нейтронах) числится гигантское количество радиоактивного отвала, в числе которого обнаруживается и оружейный плутоний, то ясное дело, что переработка всего этого "добра" в мирные киловатты - задача достойная разрешения.
Именно реакторы на быстрых нейтронах показали свою способность перерабатывать весь или практически весь радиоактивный хлам. И главный из них - оружейные изотопы. Идея эта была известна давно, и работали над ней и в стране, и в мире уже полвека. Но дальше единичных образцов непромышленного масштаба дело не шло. Сказывалась сложность технологии быстрых реакторов с одной стороны и незаинтересованность военных (а следовательно - и бюджетов) - с другой.
В Советском Союзе первые промышленный быстрый реактор БН-350 был построен в 1973 году на берегу Каспийского моря в г.Шевченко (сегодня Актау) и предназначался главным образом для энергоснабжения систем опреснения воды и городского теплоснабжения. В это же время уже начинались разработки более мощных энергетических установок подобного рода. Сначала - БН-600, потом БН-800. Первый был запущен на Белоярской АЭС в 1980 году. Второму пришлось ждать своего звёздного часа ещё дольше: пуск - в 2015 году, выход на режим безотходного производства электроэнергии - октябрь 2022-го.
Именно в эти дни можно сказать закончилась полувековая героическая эпопея российских (а до этого - советских) ядерщиков по реализации заветной мечты о создании практически "вечного" реактора, способного вырабатывать электрический ток, питаясь исключительно собственными (и чужими, что ещё более важно и оружейными в том числе) радиоактивными отходами. Специалисты такого сорта загрузки называют МОКС-топливом. В нём "главную скрипку" играют как раз те вещи, что раньше доставляли сильнейшую головную боль атомщикам - соединения страшного плутония и горы обеденного урана. Если вчера это был бич ядерной энергетики, то сегодня - питательный корм.
Пока сложно говорить о перспективах столь долгожданного энергетического прорыва - слишком много внешних факторов сегодня в мире, способных повлиять, как на успех, так и на неудачу сугубо мирного атомного проекта. Впрочем, доказавшего вопреки нынешней молве, что эпитет "ядерный" отнюдь не уничтожительный, а вполне даже очень созидательный...