Пермские перевозчики не могут позволить себе закупать автобусы. Причиной тому является высокие проценты по кредиту. По словам перевозчиков, повышение тарифа на проезд не покрыло основных расходов, всему виной - огромное количество нерентабельных маршрутов и растущее число льготников. Части предпринимателей придется покинуть рынок. По мнению пермяков, техническое состояние автобусов можно назвать удовлетворительным с натяжкой, а депутаты гордумы отмечают, что мэрия готова вступить в диалог с перевозчиками, но доверие вызывают не все предприниматели рынка общественного транспорта Перми.
В этом году одно из самых крупных НП города "Автоликон", которое контролирует около 40% маршрутов в Перми, планировало обновить свой автопарк и заменить 10% техники. Однако, как отметил директор НП "Автоликон" Виктор Поздеев, из-за высоких процентов по кредиту это будет тяжело сделать. А в лизинг транспорт может просто себя не окупить.
Партнерство "Автоликон" обычно закупало автобусы в Германии. Организация имеет 250 единиц общественного автотранспорта. В этом году приобретение еще 30 единиц техники остается под большим вопросом.
Профессиональный перевозчик, Виктор Поздеев сетует на то, что проценты по кредитам ранее были под 16%, а на сегодня выросли до 21%. "Повышение тарифа не спасает. Причина в том, что 50% от общего числа пассажиров составляют на сегодняшний день либо льготники, либо те, кто активно покупает проездные документы. Раньше такое соотношение было меньше, 60% - это был платный пассажир, - отметил собеседник. - Вопреки повышению тарифа, доходы почти не выросли. Все больше людей стало пользоваться социальными проездными".
Сейчас выплата компенсаций остается незавершенной. Городской Департамент дорог и транспорта (ДДТ) пока ведет расчеты за январь. "Но за прошлый год компенсации выплачены", - отмечает г-н Поздеев.
В автопарке НП 250 единиц транспорта. В основном, это мерседесы1993-1998 годов. "В Германии мы закупаем подержанные автобусы с примерным сроком эксплуатации десять лет. Такие машины спокойно служат по 20 лет, потом мы делаем ремонт кузова, и автобус вновь может работать в течение 15-20 лет, - рассказывает Виктор Поздеев. - Российские "НефАЗы" максимум будут ездить пять лет, а после капитального ремонта их тоже хватит ненадолго. 10% машин автопарка НП составляют пазики. Мы регулярно предоставляем данные в мэрию по обновлению автопарка".
По словам перевозчика, стимулом для развития и обновления пермского автопарка могут стать долгосрочные договоры и стабильность бизнеса. "Конечно, все говорят о кризисе. Нам он подарил только нервозность. Я думаю, сейчас наблюдается переходный период, - подытожил г-н Поздеев. - Пока департамент дорог и транспорта разрабатывает проект оптимизации, то есть укорачивания нерентабельных маршрутов и их графиков, многие перевозчики задумываются, каким образом отразится на них все это. Может, кто-то и уйдет с рынка перевозок вообще".
Представитель другой компании-перевозчика, директор ООО "А-Тур-Транс" Александр Богданов посетовал, что в этом году их организация вряд ли сможет закупить новые автобусы. "За январь перевозчики в статье доходов получили "минус"", - подчеркнул г-н Богданов.
Собеседник также отмечает, что компенсация от мэрии поступила не в полном объеме. "За октябрь я получаю одну сумму, но уже за ноябрь и декабрь размер компенсации уменьшают. А объем работы с моей стороны абсолютно тот же. На следующей неделе г-н Ковыев (Алексей Ковыев - глава городского департамента дорог и транспорта. - ред.) назначил встречу перевозчикам по этому вопросу, в частности, по выплатам за январь и февраль".
По словам Александра Богданова, сейчас мэрия предлагает уйти от практики выплаты компенсаций и сокращает объемы работ перевозчиков внепиковое время. Работа идет на самоокупаемость перевозчиков. "Опять встает вопрос оптимизации графиков и маршрутов. Создав параллельные маршруты трамваев и троллейбусов, часть потока пассажиров уйдет с автобусов, - пояснил перевозчик. - Но избавиться от нерентабельных маршрутов в одночасье невозможно. Из моих 20 графиков, 19 - нерентабельные. Они дотационные".
На таких маршрутах, по словам г-на Богданова, нет "платного" пассажира. Такие маршруты проходят через частный сектор, там вообще из года в год ездит только одна категория населения - льготники-пенсионеры. С повышением тарифа до 12 рублей доход должен был увеличиться порядка на 20%. Но на убыточных маршрутах ситуация практически не изменилась, и выживают центральные маршруты.
"В свое время в Перми существовало 80 маршрутов, из них 72 - нерентабельные. И эта разница не исчезла. Многие перевозчики сами откатывали маршруты, но в убыток никто не хочет работать, -считает Александр Богданов. - На забастовки перевозчики не выйдут. Но часть из них будет вынуждена уйти с рынка перевозок. Между тем, когда в прямом эфире меня обвиняют в том, что мне каждый месяц платят компенсацию в 800 тысяч рублей, то расходы, как правило, опускают. А это 1,5 миллиона рублей ежемесячно на 23 машины".
По мнению г-на Богданова, не окупят себя автобусы и в лизинг. "В прошлом году нам предлагали "НефАЗы" сроком аренды на пять лет за пять миллионов рублей. Эти машины полноценно будут на ходу всего два года, - уверен собеседник. - Изначальная стоимость такой машина три миллиона рублей. Вот если бы в лизинг при таких условиях предложили мерседес 2008 года выпуска, к нему бы выстроилась очередь перевозчиков".
Если качественно обновлять автопарк, самый надежный ресурс - немецкие автобусы, пусть и подержанные. Пробег составляет 1,5 миллиона километров, в отличие от отечественных автобусов, которые рассчитаны на сто тысяч километров. "Когда мы закупаем "мерседесы, они даже не потратили и половину своих ресурсов, тем более ездили они по европейским дорогам, а изжившие свой век отечественные автобусы даже не подходят для металлолома", - отмечает перевозчик.
Между тем пока перевозчики мечтают и планируют, в адрес пермских автобусов было высказано немало нареканий со стороны пассажиров. Например, в начале февраля в Перми на маршрут N60 вышел автобус, салон которого был выгоревшим. Зачастую в автобусах сильно пахнет горючим, они ездят с разбитыми окнами, прикрытыми фанерой, встречаются автобусы и в предаварийном состоянии.
По словам пермяка Рустама Михайлова, сидения многих автобусов в плохом состоянии, а промерзшие матовые окна - это классика, раздражают и рекламы на окнах, из-за которых часто ничего не видно. "В целом, состояние пермских автобусов меня устраивает. Из недостатков могу отметить плохую вентиляцию салона", - подытожил пермяк.
Депутат Пермской городской думы Галина Слаутина считает, что перевозчик, в первую очередь, должен быть инициативным. Если перевозчик не может вылезти из расходов, мэрия готова участвовать в его проблеме. "Только он должен обосновать свои претензии, - пояснила депутат. - В городе, и это не секрет, существуют двойные тарифы, которые устанавливают недобросовестные перевозчики, также нарушают график, в этой сфере работают и темные, непрозрачные бизнесмены".
По словам г-жи Слаутиной, по техническому состоянию автобусов также возникают вопросы по содержанию автопарка. "От жителей поступают жалобы на техническое состояние машин, - отметила собеседница. - Но их гораздо меньше по сравнению с жалобами на культуру в общественном транспорте, где и курят, и хамят. Тут нужно работать сразу в двух направлениях".
Лика РОМАШКИНА
59.ru
13.02.2009