Председатель Совета Центросоюза РФ Евгений Кузнецов совершил рабочую поездку во Владимирскую область. Визит состоялся 25 января, в День студентов, а потому одним из центральных мероприятий программы были встречи со студентами и преподавателями владимирского филиала Российского университета кооперации и техникума экономики и права. В ходе рабочего визита состоялись деловые встречи с вице-губернатором области Вячеславом Гусевым, председателем областного политсовета партии "Единая Россия", первым заместителем председателя Законодательного собрания Владимиром Киселёвым.
Евгений Кузнецов познакомился с опытом работы производственных и торговых предприятий Петушинского, Ставровского, Покровского потребительских обществ, встретился с председателями советов и правлений райпо.
Своя торговля против "ножек Буша"
На встрече с вице-губернатором области Вячеславом Гусевым обсуждались вопросы земельного законодательства, реализации национальных проектов, а также обустройства сельских территорий, в котором кооперативные организации и предприятия имеют многолетний опыт работы, особенно в сфере торговли и бытовых услуг. Одним из центральных вопросов стало наступление торговых сетей не только в городах, но уже и в сельских населённых пунктах. Вице-губернатор поделился с Евгением Кузнецовым опытом работы областной администрации во времена засилья импортных продуктов: мяса, "ножек Буша", овощей. Тогда в области было найдено экономически беспроигрышное решение. Местным производителям дали возможность открыть собственные торговые точки в областном центре и муниципальных образованиях. В результате они сегодня имеют "короткие" деньги и благодаря этому возможность быть конкурентоспособными и выживать в условиях рынка.
Евгений Кузнецов выразил мнение, что в аналогичной поддержке нуждается и потребительская кооперация области. Ведь от сохранения и развития кооперативной сетевой торговли в первую очередь выиграет потребитель. Потому что кооператоры предлагают городским и сельским жителям недорогую, качественную и, что особенно важно, экологически чистую продукцию, без сомнительных добавок, консервантов и красителей - вот они, козыри потребкооперации, которыми надо умело пользоваться в противостоянии с конкурентами.
Одна из серьёзнейших проблем села - выживание малочисленных населённых пунктов.
- Сейчас мы занимаемся обеспечением товарами первой необходимости и продуктами тех деревень, где живут 5-10 стариков, не больше. Работаем себе в убыток. Но я даже в страшном сне не могу себе представить, что мы от этого откажемся. А если рассуждать по-рыночному, обеспечить жизнь людей должна муниципальная власть. Так может быть, нужен муниципальный заказ, тендеры и конкурсы среди соискателей на получение средств на выполнение этой работы. Если выиграют другие, то пусть так и будет.
Поезжайте в Петушки и спросите!
Примером успешной торговли и эффективного производства во Владимирской потребкооперации по праву можно считать Петушинское райпо.
Самым первым, с чего началось знакомство Евгения Кузнецова с Владимирской потребкооперацией, был... потрясающий хлебный аромат. Работники кооперативного хлебозавода, одного из крупнейших в районе, с гордостью продемонстрировали председателю Совета Центросоюза РФ весь производственный цикл: от изготовления хлебной закваски до "выхода в свет" ароматных буханок, батонов, булочек, ватрушек. А гордиться им было чем. Ведь, как известно, всё больше пекарен сегодня используют ускорители для брожения и созревания теста.
Батон получается как подушка. Но очарование первого дня к вечеру проходит - хлеб на глазах "сдувается". А вот петушинцы пекут хлеб степенно и с толком, в старорусских традициях. Они дают возможность дрожжевому тесту подняться естественным образом. А потому хлеб получается и вкусным, и пышным, и красивым, и ароматным. И хранится долго! Это по-настоящему живой хлеб! Хлебозавод обеспечивает своей продукцией все кооперативные магазины и предприятия общественного питания райпо. И возврата не бывает! Кто же от такого откажется?! А удаётся им всё: и белые батоны, и ржаные кирпичики, и сухари. А уж выпечка... Говорят, во Франции очень хорошая. Да! Если в Петушинском райпо не бывал!
И объешься, и насмотришься, и обхохочешься
Об успешности торговой деятельности райпо лучше всего говорят цифры. К примеру, ежемесячная прибыль торгового центра на улице Московской, куда входят продуктовый, промышленный магазины и кулинария "Без хлопот", составляет более пяти миллионов рублей. И везде: ассортимент самый обширный - кассовые аппараты - с устройствами считывания штрихкодов, современные, продавцы - вежливые и грамотные. Вот это и есть фирменный стиль кооперативной торговли во Владимирском облпотребсоюзе.
- Именно так должно быть везде. И так может быть, - уверен Евгений Кузнецов.
Кроме этого у сотрудников и руководителей торговых предприятий по-хорошему руки чешутся. Им буквально неймётся чем-то приятно удивить своих покупателей. Ввести выгодную систему скидок - пожалуйста! Придумать такие оригинальные ценники, чтобы покупатель мимо не прошёл - и это можем! А хотите получить оригинальные рецепты (например, "Заливные яйца "Фаберже") - вот они: на стенке, в уголке покупателя на карточках. Понравилось? Можно, уходя из магазина, взять с собой. Над каждой дверью - добрые слова: "Возвращаться к нам - хорошая примета".
А хит Петушков - кулинария "Без хлопот". Повара в этом кафе работают за прозрачной стеклянной стеной, через которую каждый может видеть, как ему сворачивают голубцы или поджаривают печёнку. Смелый и удачный ход. Председатель Совета Центросоюза РФ остался под впечатлением.
- А нам прятать нечего, - упреждая вопрос, сказал Николай Иванович Чукин. - Всё качественное, свежайшее, вкуснейшее...
А уж если бы вы ещё и цены увидели - обхохочешься.
Есть такие буквы....
Деловой и серьёзный разговор состоялся с руководителями районных и сельских потребительских обществ. Прежде всего было обращено внимание на важность хорошего взаимодействия с органами власти. Евгений Кузнецов также призвал кооператоров консолидироваться на уровне регионов. Но он говорил не об объединении ради объединения. Ведь объединение и укрупнение, особенно в сфере торговли и производства, может в первую очередь снизить цену готовой продукции, с которой она приходит к потребителю. А это преимущество перед конкурентами. Кроме того, крупный опт при закупке является главным регулятором ценообразования. Такое объединение внутри регионов послужит основой для централизованных закупок сахарного песка, растительного масла, муки.
Другая сторона выгоды консолидации и объединения - единый стиль, узнаваемость кооперативных предприятий. Необходимость разрабатывать и внедрять единые сетевые бренды - насущная потребность сегодняшнего времени. Ведь узнаваемая торговая марка, яркая вывеска, знакомый логотип стали сегодня главными приметами успеха для многих отечественных и зарубежных предприятий.
- Вот я представляю в будущем. Человек перекусил в нашем кафе где-то, скажем, на трассе. И запомнил вывеску, - стал рассуждать Николай Чукин. - Поехал в другую сторонку нашей необъятной Родины, а там опять приметил знакомые буквы ли, значки ли. Приятные воспоминания - и он опять наш клиент! И так будет!
Пришедшие на встречу студенты внесли свежие краски в деловую атмосферу беседы.
- Где вы учились? - был первый вопрос, на который председателем Совета Центросоюза РФ был дан развёрнутый и подробный ответ: и про образование, и про трудовую биографию. Но это, оказалось, была только разминка.
- Есть ли программа привлечения молодёжи в потребкооперацию? - это уже серьёзнее, это вопрос студента выпускного курса, отличника.
Эта тема - очень важная и сложная для потребкооперации. И Евгений Кузнецов ответил прямо: мы испытываем кадровый голод, но все экономические программы, которые планируются, откроют массу рабочих мест и, соответственно, возможностей для молодых. Он заметил также, что у студентов кооперативных учебных заведений есть очевидные преимущества. И главное из них - традиция преемственности, ученичества, готовность более опытных сотрудников передать знания и навыки молодёжи. Для этого есть и практика, и выезды студентов на кооперативные предприятия, проведение научно-практических конференций.
Он такой один
Нельзя не сказать об одном уникальном объекте потребкооперации во Владимирской области. Потребительское общество Торговый дом "Губернский" - это огромный склад и холодильник, совсем рядом с трассой Москва - Владимир. Есть здесь также подъезд и по железной дороге. Он один такой в области.
- Правда, первые 500 метров ведущего к нам железнодорожного полотна - чужие, - сетует председатель правления Николай Николаевич Набиркин. - "Прохлопал" кто-то в своё время. Сейчас судимся: если не выиграем, что сделаешь, будем строить свою ветку.
Слова "будем строить" он говорит смело, так как уверен: затраты окупятся. Только сегодня склад приносит около 3 миллионов рублей в месяц.
- К нам каждый день приходят коммерсанты: "Положите товар, любые деньги платим", а мы не можем - места нет. Каждый день теряем деньги. А построим, каждый день - доход.
По дороге в областной центр, после того как гости порадовались той самой кулинарии "Без хлопот", зашли они и в магазин, который когда-то, ещё в советские времена, носил N 10. Его и сегодня в народе называют "десятка", у него и на вывеске красуется огромная цифра - 10.
Вот так и вся владимирская кооперация работает: потребитель всегда попадёт и в десятку, и без хлопот.
Так держать и развиваться дальше!
Делясь впечатлениями о поездке, Евгений Кузнецов отметил, что, как и во всех регионах, где ему уже удалось побывать, во Владимирской области - свои особенности:
- Первое, что обратило на себя внимание, это плотность размещения и выгодное месторасположение кооперативных объектов. Магазины, кафе, предприятия бытовых услуг с кооперативной символикой есть практически во всех населённых пунктах области. Хочется выразить благодарность руководству облпотребсоюза и лично председателю совета Николаю Чукину за то, что сумели не только сохранить кооперативные объекты, но и вдохнуть в них новую жизнь. Николай Иванович в потребкооперации более 30 лет, пережил вместе с системой трудные времена, сумел укрепить материально-техническую и образовательную базу, сплотить кадровую команду. Порадовал настрой людей, их преданность выбранному делу, стремление находить новые формы работы, уверенность в завтрашнем дне. Когда мы спрашивали, какая нужна помощь, к нам ни разу не обратились с просьбой о материальной поддержке, как это могло быть в прежние времена. Говорили о необходимости укрепления законодательной базы, выстраивания партнёрских взаимоотношений с органами власти и местного самоуправления, проведения в нашей организации единой внутренней политики.
При посещении торговых предприятий иногда возникало ощущение, что мы не покидали Москвы, настолько обширен ассортимент товаров. Да и сами магазины оснащены самым современным торговым и холодильным оборудованием. Кооператоры области начали серьёзную работу по внедрению единых торговых брендов. Например, название магазина-кулинарии "Без хлопот" родилось в Петушинском райпо. А сегодня и в других районах области появились кулинарные отделы с такой вывеской. Порадовал и уровень заработной платы сотрудников кооперативных предприятий. В том же Петушинском райпо работники общепита получают более 11 тысяч рублей в месяц. Здесь немало наработок, которые могут быть внедрены и в других регионах. Поэтому хочется пожелать владимирским кооператорам: так держать и развиваться дальше!
12,12,1997
www.rkoop.ru