22 января 2009
4060

В галерее `На Солянке` обратились к истокам отечественной анимации

Выставка, посвященная творчеству известного отечественного аниматора Фёдора Хитрука, открывается в московской галерее "На Солянке". Перефразируя классика, любой российский мультипликатор может сегодня сказать: "Все мы вышли из "Топтыжки" Хитрука" - или из его же Винни-Пуха, Бонифация, а, может быть, Икара. Каждая работа мастера становилась вехой в отечественной анимации. Поэтому нынешнюю выставку вполне можно назвать обращением к истокам. В экспозиции представлено сто пятьдесят графических работ, эскизов и раскадровок, по которым можно проследить все этапы рождения его знаменитых рисованных героев. О творческой кухне классика отечественной анимации рассказывают "Новости культуры".

"Лучший подарок - конечно же, мед. Это и ослик сразу поймет", - поет Винни-Пух. Алгебру, которой поверена эта бессмертная гармония, можно изучить на выставке "Федор Хитрук: Бонифаций, Винни-Пух, фильм, фильм, фильм". От почеркушек и эскизов - к фонам, фазам и раскадровкам. "Бормочет восемь секунд, потом поет песенку", - написано в документе. "Это почти бухгалтерский документ. Покадровый, посекундный расчет", - замечает режиссер и художник Михаил Алдашин. Раскадровки Хитрука похожи на партитуры. Говорят, у него абсолютный музыкальный слух. Когда-то он даже мечтал стать дирижером. "Он к фильму относился как к музыкальному произведению. Тонально, абсолютная композиция", - говорит режиссер и художник-аниматор Эдуард Назаров.

Федор Хитрук пришел в студию "Союзмультфильм" в 1937 году. Он стал одним из лучших художников-аниматоров советской школы. Работал вместе с Львом Атамановым. К примеру, Оле-Лукойе в "Снежной королеве" - дело рук Хитрука. Свою первую режиссерскую работу - "Историю одного преступления" - Хитрук выпустил, когда ему было уже 45. "Если говорить об истории советской мультипликации, то есть две фазы: до "Истории одного преступления" и после. И поэтому Хитрук - эпоха", - утверждает Юрий Норштейн.

Условность образов, экономия жестов и дискретность действий, найденные Хитруком уже в первой режиссерской работе, далее только совершенствовались. Каждый следующий фильм не был похож на предыдущий. Все его работы могут считаться шедеврами. Сам режиссер больше всего любит "Топтыжку", зрители - "Винни-Пуха", а вот Юрий Норшттейн считает эталоном мастерства "Каникулы Бонифация". "В этом фильме все", - убежден Норштейн.

На мультфильме "Каникулы Бонифация" художником-прорисовщиком работал 24-летний Эдуард Назаров. Хитрука он называет своим крестным отцом в анимации. "Я сейчас не вижу, кто там за моей спиной в зале, но если есть там аниматоры, они все ученики Хитрука", - говорит Назаров, и он не преувеличивает. Кроме таланта художника и аниматора, Хитрук - гениальный педагог.

Мультипликация - командное искусство. Выставка режиссера Хитрука - это еще и выставка воспитанных им художников: Зуйкова, Алимова и Назарова. На ней представлены и работы его знаменитых учеников: Норштейна, Алдашина и Петрова. По этой экспозиции можно проследить историю отечественной анимации от 1940-х - 1950-х годов до сегодняшнего дня. Без Федора Хитрука она была бы гораздо печальнее.

22.01.09
www.tvkultura.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован