03 октября 2003
1512

В годовщину событий октября девяносто третьего Борис Грызлов дал интервью специально для Сайта сторонников

- В этом году исполняется десять лет со времени силовой развязки противоборства президента Ельцина и Верховного Совета, штурма Белого Дома в Москве. До сих пор в обществе так и не сложилось единой оценки тех событий. Одни называют это пресечением попытки "красно-коричневого реванша", другие - "переворотом антинародных сил". А с Вашей точки зрения, что это было?



- 10 лет - достаточный срок для того, чтобы оценить происшедшее в 93-м году трезво, без чрезмерных эмоций. Мы все скорбим о каждом пострадавшем в том конфликте, на чьей бы стороне он ни был. Тогда ведь погибли или получили ранения не только солдаты и защитники Белого Дома, но и журналисты, находившиеся в гуще событий и исполнявшие профессиональный долг, просто прохожие. Все эти жертвы - шрамы на теле России. Конечно, время - лучшее лекарство. Сейчас раны зажили, но мы должны учиться на этом горьком опыте.

История показывает, что любое государство проходит периоды социальной нестабильности, острого противоборства различных политических сил. Достаточно вспомнить Францию, прошедшую через целый ряд революций. К сожалению, эта закономерность не обошла стороной и Россию. И очень хорошо, что эти события ограничились центром столицы, почти не затронув страну в целом. Это была верхушечная драка, в которой, к глубочайшей нашей скорби, пострадали простые люди.





- Вечером 3 октября 1993 года, незадолго до того, как прекратилось телевещание, Татьяна Миткова в экстренном выпуске новостей объявила, что в Москве происходит народное восстание. А что лично Вы думаете по этому поводу?



- Если говорить начистоту, то никакого народного восстания не было. Осенью 1993 года имел место чисто верхушечный конфликт. Хотя в него было вовлечено много простых людей, многие из которых пострадали, это был тот самый случай, когда говорят: "баре дерутся, а у холопов чубы трещат". Обратите внимание, что ни один из зачинщиков беспорядков не пострадал и не понес, фактически, никакой ответственности. Многие из руководителей той стороны, что ассоциировалась с Белым Домом, очень скоро заняли депутатские кресла, получили различные престижные должности, а Александр Руцкой впоследствии даже стал губернатором Курской области.

В 93-м году "градус" конфликта был велик, но все же общество в целом осталось в стороне от противостояния, вооруженное противоборство не вышло за пределы Москвы. Здравый смысл народа дал о себе знать, страна не скатилась к гражданской войне.





- Каковы были причины этого верхушечного противостояния?



- У такого рода событий всегда существует целый комплекс причин. Среди основных - радикализм обеих сторон, нежелание действовать в рамках закона, дефицит трезвости с обеих сторон, и, главное, отсутствие сильного политического центра, сдерживающего политические "фланги".





- Десятилетие - круглая дата, которая к тому же пришлась на время избирательной кампании. Различные политические силы, в зависимости от своей ориентации, по-разному привлекают внимание к тем событиям, стремясь повысить свой авторитет у избирателей. А какова позиция "Единой России" по этому вопросу?





- Действительно, мы видим, что годовщина трагедии используется некоторыми в чисто конъюнктурных соображениях, как хороший информационный повод для своей "раскрутки".

Впрочем, и в 93-м году поведение многих политиков нельзя назвать иначе как безответственным. Это касается и Гайдара, звавшего демократов "к оружию", и Руцкого с Макашовым, направивших толпы безоружных людей под пули к Останкинскому телецентру, и многих других. Не услышанным остался голос Русской Православной Церкви, Патриарха Алексия Второго. В ожесточении борьбы далеко не все были готовы внять голосу разума.

Позиция "Единой России" проста: никто не должен нарушать Конституцию, политические страсти не должны вести к насилию и братоубийству. Мы должны сдерживать свои амбиции, решать внутриполитические проблемы мирным путем. И тем более мы должны осудить любые попытки использовать память о той трагедии для разжигания в обществе ненависти и нетерпимости. Общество должно подвергнуть таких деятелей моральному бойкоту.

Когда политики, отсиживавшиеся в те трагические дни на дачах и наблюдавшие происходящее по телевизору, пытаются завоевать популярность, приписывая себе мифические заслуги перед какой-либо из сторон тогдашнего конфликта - это тем более недостойно. И вдвойне аморально глумиться над поверженными политическими противниками.

"Единая Россия" - партия, объединяющая самые широкие слои общества, его здоровые силы. И мы не собираемся ни делать пиар на пролитой в 1993 г. крови, ни бередить старые раны, ни искать "козлов отпущения". Мы должны сделать выводы и двигаться дальше. Главное - всегда нужно помнить, что мы работаем для живых людей, а не ради абстрактных идей - коммунистических, либеральных, любых других. Никакой радикализм, никакой авантюризм в демократической стране неуместен.





- Какие выводы, в таком случае, должна сделать из событий 93 года наша политическая элита?



- Прямые выводы делать трудно, поскольку история в точности никогда не повторяется. Думаю, что основной вывод уже сделан: произошла некая прививка от радикализма. Даже большинство участников тех событий теперь демонстрирует намного более умеренную точку зрения.

Главное, чего мы добились за прошедшие годы - это консолидации вокруг наших государственных институтов, наших базовых ценностей. Сегодня в стране действует одобренная народом Конституция, есть Президент, которому доверяет абсолютное большинство населения. Вряд ли сегодня кто-то из наших сограждан скажет, что он живет в чужой стране, под игом ненавистного вражеского режима (лиц, делающих бизнес на своей вечной оппозиционности, я в расчет не беру).

Мы ушли от конфликтов десятилетней давности. Трагизм тогдашней ситуации заключался в том, что на политической сцене доминировали две радикальные силы. Одна требовала капитализма любой ценой, другая упрямо тормозила любые реформы. Обе они не были готовы ни к каким компромиссам, обе были готовы вести войну на уничтожение. Политический центризм, который умерял бы крайности, еще только зарождался. В тот момент он был слишком слаб, чтобы встать между противниками и "развести" их на безопасное расстояние. На сегодняшний день ситуация принципиально иная. Центризм не только стал естественным запросом общества, но и получил свое политическое выражение в лице "Единой России". Поэтому сегодня повторение столь острого столкновения невозможно, и слава Богу! Наша задача - сделать все возможное, чтобы события, подобные октябрьским, в нашей стране вообще не могли происходить. Условие этого одно - соблюдение абсолютной законности как всеми ветвями власти, так и отдельными гражданами, решение всех без исключения конфликтов в правовых рамках.

Тогда, после сдачи Руцкого и Хасбулатова, власти смогли удержаться от репрессий, "охоты на ведьм". Амнистия, объявленная Думой, избранной в декабре 1993 года, подвела черту под конфликтом. Сейчас тем более нет нужды искать правых и виноватых.

Надо продумать вопрос о том, чтобы выплатить семьям всех погибших компенсацию. Думаю, это было бы правильное решение, которое способствовало бы укреплению гражданского согласия. Мы не должны делить граждан на своих и чужих в зависимости от политических симпатий и антипатий.

Россия встает на путь интенсивного развития. Я верю, что нас ждет великое будущее. Нужно, чтобы все политические антагонизмы минувших и нынешних лет поскорее стали достоянием истории. Нам предстоит много работать, и лишние ссоры нам ни к чему. Только единая, сплоченная нация сможет добиться успеха в XXI веке.


2003-10-03
http://gryzlov.ru/index.php?page=publications&id=46
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован