08 февраля 2007
1990

В Хакасии подвели итоги деятельности региональной системы образования

Главным вопросом повестки первой в этом году коллегии министерства образования и науки Республики Хакасия стали итоги деятельности региональной системы образования в минувшем году и ключевые ориентиры ее развития в текущем.

Одним из приоритетов государственной образовательной политики признано обеспечение доступности и повышение качества образования, причем, в контексте единого образовательного процесса, исходной точкой которого является детский сад. С оценки образовательных достижений в сфере дошкольного образования и начала свой доклад министр образования и науки Республики Хакасия Галина Салата. Эффективная система дошкольного образования призвана обеспечить равные стартовые возможности детей и в полном мере соответствовать новой демографической политике государства, направленной на стимулирование рождаемости.

Пока показатель охвата детей дошкольным образованием в городе составляет 58,4 процента, в сельской местности значительно меньше - 32,7 процента. Ожидать строительного бума системе дошкольного образования не приходится, поэтому министерством образования и науки Республики Хакасия предложена долгосрочная программа совместных действий государственных органов власти и местного самоуправления. Муниципалитеты предприняли меры по высвобождению арендуемых помещений детских садов и стали усиленно развивать перспективные малозатратные формы дошкольного образования. Первые позитивные достижения 2006 года: вновь открытые группы кратковременного пребывания и группы предшкольной подготовки дополнительно приняли 1 389 детей.

Большие надежды возлагает министерство образования и науки Республики Хакасия на нормативное финансирование муниципальных дошкольных учреждений, которое действует с 1 января текущего года. В соответствии с принципом долевого финансирования, образовательные услуги финансирует республиканский бюджет в виде субвенций по нормативной основе в расчете на одного воспитанника, социальные услуги финансируют на условиях долевого участия муниципалитеты и родители. Содержание материальной базы отнесено к компетенции собственника дошкольного учреждения. Общий годовой объем субвенций в бюджете республики на 2007 год составляет 367,1 миллиона рублей.

В системе общего образования наиболее острой остается проблема оптимизации общеобразовательной сети. В условиях демографического спада количество учащихся сократилось на 13 234 человека, или на 17 процентов по сравнению с 2003 годом. Необоснованного закрытия малокомплектных школ удалось избежать, но сегодня в республике на 600 классов-комплектов больше, чем предусмотрено нормативами. Наиболее актуальна проблема оптимизации сети в Боградском, Ширинском и Таштыпском районах. В текущем году предстоит большая совместная работа по решению этой проблемы в связи с введением подушевого финансирования.

Системный подход и грамотные управленческие решения позволили сформировать в республике региональную систему оценки качества образования, которая не только фиксирует результаты деятельности образовательных учреждений, но и задает планку более высоких достижений. К общенациональной независимой оценке знаний школьников по материалам ЕГЭ добавились контрольные замеры в 3,8 и 10 классах по единым измерительным материалам, разработанным Хакасским республиканским институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования.

В 2006 году в республике стартовал еще один локальный эксперимент - государственный экзамен по алгебре за курс основной школы в новой форме. Примерно один процент выпускников девятых классов сдавали экзамен по тестовым заданиям, разработанным Федеральным центром тестирования. В текущем году экзамены по тестовым заданиям будут сдавать около половины девятиклассников.

Как сообщили корреспонденту Regions.ru в пресс-службе Министерства образования и науки Республики Хакасия, в минувшем году республика впервые стала субъектом международных сравнительных исследований по оценке качества общего образования. Восемь общеобразовательных учреждений по случайной выборке министерства образования и науки Российской Федерации приняли участие в этих исследованиях, продемонстрировав показатели, сопоставимые с общероссийскими.

О повышении качества образования свидетельствуют и итоги Республиканской предметной олимпиады школьников. Если в минувшем году лавры победителей и призеров олимпиады достались учащимся 35 школ республики, то в этом году количество общеобразовательных учреждений, достойно представленных на традиционных интеллектуальных состязаниях школьников, увеличилось до 55. При этом, олимпиада продемонстрировала еще одно важное достижение: различие уровней подготовки городских и сельских школьников сокращается. Из всех призовых мест 41 процент приходится на сельские школы. По количеству первых мест лидировали гимназия города Абакана и Аскизский лицей.

Одним из важных приоритетов деятельности в 2006 году было обеспечение права на образование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На 37,8 процента больше по сравнению с 2005 годом было выделено финансовых средств из республиканского бюджета на капитальный ремонт республиканских детских домов и школ-интернатов. Более благоприятная ситуация сложилась в этих образовательных учреждениях с организацией питания. Особое внимание было уделено обеспечению безопасности образовательных учреждений с круглосуточным пребыванием детей: здесь завершена установка автоматической противопожарной сигнализации.

Комплекс мер позволил со значительно большей эффективностью реализовать государственные полномочия социальной поддержки детей. Положительные подвижки произошли в обеспечении детей-сирот жильем. В 2006 году было приобретено 111 единиц жилья для 133 сирот. В бюджете Республики Хакасия на 2007 год на приобретение жилья для детей-сирот выделено 40 миллионов рублей, на 10 миллионов рублей больше, чем в 2006 году.

С каждым годом уменьшается количество сирот, определяемых в государственные и муниципальные образовательные учреждения. В течение минувшего года в приемные семьи определено 559 детей, или 79,5 процента от общего количества несовершеннолетних, выявленных в 2006 году. Всего в республике 253 приемные семьи, в которых воспитывается 601 ребенок. Уделяя этой перспективной форме воспитания сирот должное внимание, Министерство образования и науки Республики Хакасия подготовило проект закона "О порядке оплаты труда приемным родителям", который будет внесен в повестку ближайшей сессии Верховного Совета Республики Хакасия. Впервые законодательным актом вводятся нормы права, обеспечивающие контроль за осуществлением приемными родителями своих обязанностей. Повышаются требования к качеству работы отделов опеки и попечительства по определению кандидатов в приемные родители и педагогическому сопровождению приемной семьи.

Завершая свое выступление, министр образования и науки Республики Хакасия Галина Салата обозначила главные задачи текущего года - переход на нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений, введение новой системы оплаты труда работников общего образования, направленной на повышение доходов учителей, развитие сети общеобразовательных учреждений республики и расширение общественного участия в управлении образованием.

08.02.2007
www.regions.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован