Главным вопросом повестки первой в этом году коллегии министерства образования и науки Республики Хакасия стали итоги деятельности региональной системы образования в минувшем году и ключевые ориентиры ее развития в текущем.
Одним из приоритетов государственной образовательной политики признано обеспечение доступности и повышение качества образования, причем, в контексте единого образовательного процесса, исходной точкой которого является детский сад. С оценки образовательных достижений в сфере дошкольного образования и начала свой доклад министр образования и науки Республики Хакасия Галина Салата. Эффективная система дошкольного образования призвана обеспечить равные стартовые возможности детей и в полном мере соответствовать новой демографической политике государства, направленной на стимулирование рождаемости.
Пока показатель охвата детей дошкольным образованием в городе составляет 58,4 процента, в сельской местности значительно меньше - 32,7 процента. Ожидать строительного бума системе дошкольного образования не приходится, поэтому министерством образования и науки Республики Хакасия предложена долгосрочная программа совместных действий государственных органов власти и местного самоуправления. Муниципалитеты предприняли меры по высвобождению арендуемых помещений детских садов и стали усиленно развивать перспективные малозатратные формы дошкольного образования. Первые позитивные достижения 2006 года: вновь открытые группы кратковременного пребывания и группы предшкольной подготовки дополнительно приняли 1 389 детей.
Большие надежды возлагает министерство образования и науки Республики Хакасия на нормативное финансирование муниципальных дошкольных учреждений, которое действует с 1 января текущего года. В соответствии с принципом долевого финансирования, образовательные услуги финансирует республиканский бюджет в виде субвенций по нормативной основе в расчете на одного воспитанника, социальные услуги финансируют на условиях долевого участия муниципалитеты и родители. Содержание материальной базы отнесено к компетенции собственника дошкольного учреждения. Общий годовой объем субвенций в бюджете республики на 2007 год составляет 367,1 миллиона рублей.
В системе общего образования наиболее острой остается проблема оптимизации общеобразовательной сети. В условиях демографического спада количество учащихся сократилось на 13 234 человека, или на 17 процентов по сравнению с 2003 годом. Необоснованного закрытия малокомплектных школ удалось избежать, но сегодня в республике на 600 классов-комплектов больше, чем предусмотрено нормативами. Наиболее актуальна проблема оптимизации сети в Боградском, Ширинском и Таштыпском районах. В текущем году предстоит большая совместная работа по решению этой проблемы в связи с введением подушевого финансирования.
Системный подход и грамотные управленческие решения позволили сформировать в республике региональную систему оценки качества образования, которая не только фиксирует результаты деятельности образовательных учреждений, но и задает планку более высоких достижений. К общенациональной независимой оценке знаний школьников по материалам ЕГЭ добавились контрольные замеры в 3,8 и 10 классах по единым измерительным материалам, разработанным Хакасским республиканским институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования.
В 2006 году в республике стартовал еще один локальный эксперимент - государственный экзамен по алгебре за курс основной школы в новой форме. Примерно один процент выпускников девятых классов сдавали экзамен по тестовым заданиям, разработанным Федеральным центром тестирования. В текущем году экзамены по тестовым заданиям будут сдавать около половины девятиклассников.
Как сообщили корреспонденту Regions.ru в пресс-службе Министерства образования и науки Республики Хакасия, в минувшем году республика впервые стала субъектом международных сравнительных исследований по оценке качества общего образования. Восемь общеобразовательных учреждений по случайной выборке министерства образования и науки Российской Федерации приняли участие в этих исследованиях, продемонстрировав показатели, сопоставимые с общероссийскими.
О повышении качества образования свидетельствуют и итоги Республиканской предметной олимпиады школьников. Если в минувшем году лавры победителей и призеров олимпиады достались учащимся 35 школ республики, то в этом году количество общеобразовательных учреждений, достойно представленных на традиционных интеллектуальных состязаниях школьников, увеличилось до 55. При этом, олимпиада продемонстрировала еще одно важное достижение: различие уровней подготовки городских и сельских школьников сокращается. Из всех призовых мест 41 процент приходится на сельские школы. По количеству первых мест лидировали гимназия города Абакана и Аскизский лицей.
Одним из важных приоритетов деятельности в 2006 году было обеспечение права на образование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На 37,8 процента больше по сравнению с 2005 годом было выделено финансовых средств из республиканского бюджета на капитальный ремонт республиканских детских домов и школ-интернатов. Более благоприятная ситуация сложилась в этих образовательных учреждениях с организацией питания. Особое внимание было уделено обеспечению безопасности образовательных учреждений с круглосуточным пребыванием детей: здесь завершена установка автоматической противопожарной сигнализации.
Комплекс мер позволил со значительно большей эффективностью реализовать государственные полномочия социальной поддержки детей. Положительные подвижки произошли в обеспечении детей-сирот жильем. В 2006 году было приобретено 111 единиц жилья для 133 сирот. В бюджете Республики Хакасия на 2007 год на приобретение жилья для детей-сирот выделено 40 миллионов рублей, на 10 миллионов рублей больше, чем в 2006 году.
С каждым годом уменьшается количество сирот, определяемых в государственные и муниципальные образовательные учреждения. В течение минувшего года в приемные семьи определено 559 детей, или 79,5 процента от общего количества несовершеннолетних, выявленных в 2006 году. Всего в республике 253 приемные семьи, в которых воспитывается 601 ребенок. Уделяя этой перспективной форме воспитания сирот должное внимание, Министерство образования и науки Республики Хакасия подготовило проект закона "О порядке оплаты труда приемным родителям", который будет внесен в повестку ближайшей сессии Верховного Совета Республики Хакасия. Впервые законодательным актом вводятся нормы права, обеспечивающие контроль за осуществлением приемными родителями своих обязанностей. Повышаются требования к качеству работы отделов опеки и попечительства по определению кандидатов в приемные родители и педагогическому сопровождению приемной семьи.
Завершая свое выступление, министр образования и науки Республики Хакасия Галина Салата обозначила главные задачи текущего года - переход на нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений, введение новой системы оплаты труда работников общего образования, направленной на повышение доходов учителей, развитие сети общеобразовательных учреждений республики и расширение общественного участия в управлении образованием.
08.02.2007
www.regions.ru