К 1 чтению: ТЕКСТ, пояснительная записка и пр.
Вносится Комитетом по делам
общественных объединений и
религиозных организаций
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О правовых гарантиях оппозиционной
деятельности в Российской Федерации
Статья 1. Понятие оппозиционной деятельности
Оппозиционной признается политическая деятельность общественных объединений или отдельных лиц принципиально расходящихся с политической линией, проводимой Президентом, Правительством или органами власти субъектов Российской Федерации, противопоставляющих этой политике свои политические программы, методы их осуществления, публично заявляющих об этом и настаивающих на коренном изменении персонального состава лиц, ответственных за проведение осуществляемого политического курса, или требующих передачи всей полноты исполнительной власти оппозиции.
Допускается работа членов оппозиционных общественных объединений в правительственных структурах в качестве наемных специалистов, не несущих ответственности за политику, осуществляемую правительством в целом.
Статья 2. Виды оппозиционных общественных объединений
1. Оппозиционные общественные объединения, на которые распространяются действие настоящего закона, подразделяются на:
а) легитимные, т.е. допускающие возможность использования методов политической борьбы, не выходящих за рамки действующего законодательства;
б) парламентские т.е. представленные в Федеральном собрании (а также, когда речь идет о региональных или межрегиональных объединениях, - в законодательных органах субъектов Российской Федерации);
в) внепарламентские.
2. Они могут быть общефедеральными, межрегиональными, региональными или местными, регистрировать или не регистрировать в установленном порядке свои уставы, участвовать или не участвовать в союзах (блоках) с другими общественными объединениями.
3. Блоки оппозиционных объединений могут носить как временный характер, создаваться по частным вопросам, так и являться устойчивыми, постоянными, охватывать коренные вопросы политической деятельности государства и общественных объединений.
Статья 3. Гарантии права граждан на участие в оппозиционной деятельности
1. Государство гарантирует право граждан и лиц без гражданства на участие в оппозиционной деятельности. Такая деятельность, если она не противоречит принципам конституционного строя Российской Федерации, признается общественно полезной, обеспечивающей гражданам, не согласным с политикой, проводимой властями, свободу волеизъявления, участие в формировании независимого общественного мнения и использование коллективных действий для выражения и защиты своих законных интересов в органах государственной власти и местного самоуправления.
2. Свобода оппозиционной политической деятельности гарантируется как выражение плюралистического устройства политической системы Российской Федерации, как способ участия граждан в управлении государством.
Демократическое государство заинтересованно в существовании легитимной, парламентской и конструктивной оппозиции, но не запрещает и другие виды оппозиционной деятельности, если они не ведут к нарушению конституционного порядка, не противоречат основным принципам федерального законодательства и не подпадают под запрет незаконных объединений, предусмотренный УК Российской Федерации.
3. Никто не в праве принудить гражданина или лицо без гражданства вступить в оппозиционное общественное объединение или выйти из него, поддерживать или осуждать оппозицию.
Оппозиционные общественные объединения (политические партии общественно-политические движения), их члены, участники, и сторонники не могут быть привлечены к ответственности за выражение и распространение политических идей или убеждений , если таковые не разжигают национальную, социальную, расовую, религиозную ненависть и вражду. При этом требования наименее социально защищенных слоев общества, осуществляемые в рамках настоящего Закона и направленные на реализацию принципов свободы и социальной справедливости, гарантированных Конституцией Российской Федерации, в соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона "Об общественных объединениях" не могут рассматриваться в качестве проявления разжигания социальной розни и ненависти.
4. Дискриминация граждан за их принадлежность к оппозиционным общественным объединениям или причастность к их деятельности влечет уголовную, административную и иную ответственность должностных лиц, установленную законодательством Российской Федерации.
Статья 4. Права оппозиционного общественного объединения
Оппозиционные общественные объединения имеют права и несут обязанности, закрепленные за общественными объединениями и отдельными их видами в Конституции, настоящем федеральном законе, Федеральном законе "Об общественных объединениях" и ином законодательстве.
Они могут излагать свою позицию в Совете Федерации и Государственной Думе, в региональных представительных органах, в органах местного самоуправления, в федеральных и региональных исполнительных органах, в судебных инстанциях, непосредственно обращаться к гражданам.
Статья 5. Оппозиционные общественные объединения
и средства массовой информации
Оппозиционным общественным объединениям, прошедшим государственную регистрацию, предоставляется возможность свободно излагать свои взгляды, заявления, возражения, замечания в средствах массовой информации, финансируемых государством. Ни одно из общественных объединений не может занимать доминирующего положения в них, препятствовать публичному выражению точки зрения оппозиции.
Общественные объединения, в том числе и оппозиционные, имеют право на получение эфирного времени, в том числе и в прямом эфире, для беспрепятственного распространения своих идей и взглядов через систему государственного теле(радио)вещания пропорционально своему представительству в Федеральном Собрании (а через систему местного теле(радио)вещания - пропорционально представительству в законодательных органах субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления), но не менее получаса в неделю для каждого из представленных в нем оппозиционных объединений.
Надзор за реализацией закрепленного в данной статье права осуществляется Комитетом по наблюдению за деятельностью государственных органов массовой информации, состоящем из пяти членов, назначаемых Правительством РФ, и двенадцати членов, назначаемых Государственной Думой по принципу пропорционального представительства фракций и депутатских групп.
Статья 6. Право оппозиции на ответ
В случае критики оппозиционного объединения или оппозиционных деятелей Президентом или Правительством Российской Федерации в государственных средствах массовой информации соответствующее оппозиционное объединение или деятель имеют право на ответ в тех же средствах массовой информации. Возможность ответа предоставляется в течение одной недели со дня подачи заявления оппозиционным объединением или деятелем.
В государственных электронных средствах массовой информации время для ответа на критику не может быть менее десяти минут, а в государственных печатных средствах массовой информации объем ответа не может составлять менее шестисот слов.
Аналогичное право на ответ в местных средствах массовой информации предоставляется и региональным (межрегиональным) оппозиционным общественным объединениям, если они подвергнуты критике руководителями органов власти субъектов Российской Федерации.
Право на ответ не влечет за собой сокращение объема текста и времени, выделяемого в государственных средствах массовой информации для оппозиционного объединения согласно положениям статьи 5 настоящего федерального закона.
Статья 7. Участие оппозиционных общественных объединений
в деятельности федеральных органов государственной власти
Депутаты - представители оппозиционных общественных объединений в Федеральном Собрании Российской Федерации осуществляют свою деятельность в соответствии с регламентами Совета Федерации и Государственной Думы, а в региональных представительных органах власти и органах самоуправления- в соответствии с их регламентами.
Лидер оппозиционного общественного объединения (блока) может участвовать в заседаниях Правительства с совещательным голосом, если возглавляемое им объединение или блок составляет не менее одной пятой части депутатского корпуса Государственной Думы.
Оппозиционное общественное объединение (блок), получившее поддержку одной трети и более депутатов Государственной Думы, имеет право создавать "теневой" правительственный кабинет, члены которого по уведомлению с их стороны приглашаются к участию в заседаниях коллегий соответствующих министерств и комитетов с правом совещательного голоса.
Эти же лица имеют право получать от государственных органов всю необходимую информацию по текущим и перспективным вопросам государственного управления и обязаны пользоваться ею в строгом соответствии с требованиями законов.
Статья 8. Обязанности и ответственность оппозиции
Оппозиция осуществляет свою деятельность гласно, на основе демократических принципов и несет ответственность в соответствии с Конституцией и законами Российской Федерации. Использование служебного положения в интересах оппозиционной деятельности запрещается.
В случае судебного запрещения оппозиционного общественного объединения его собственность после удовлетворения исков отдельных членов или сторонников переходит в распоряжение государства.
Вопрос о персональной ответственности лиц, допустивших нарушение Закона, что вызвало запрещение данного общественного объединения, решается индивидуально и в судебном порядке. Коллективная ответственность членов запрещенного оппозиционного общественного объединения российским законодательством не допускается.
Статья 9. Гарантии деятельности оппозиции
Все оппозиционные общественные объединения и отдельные участники оппозиции являются полноправными. Они пользуются установленными Законом правовой поддержкой и защитой со стороны государства.
Деятельность оппозиционных общественных объединений или их блоков может быть приостановлена или запрещена лишь по решению суда.
Не допускается какая-либо дискриминация членов или сторонников оппозиционных общественных объединений при решении вопросов, связанных с осуществлением их гражданских прав и служебной деятельности, в том числе в органах государственной власти и местного самоуправления, в учебных заведениях, в средствах массовой информации, в правоохранительных органах:
- лица, допустившие незаконное задержание представителей оппозиции, покушение на их жизнь, честь и достоинство, ограничение в имущественных и иных правах, установление слежки и использование иных незаконных способов контроля за их деятельностью, применение угроз, запугивания, фабрикацию клеветнических и провокационных материалов, затрудняющих осуществление прав граждан на участие в оппозиционной деятельности, привлекаются к установленной законом ответственности вплоть до уголовной;
- в случае временной приостановки деятельности оппозиционного общественного объединения государство гарантирует сохранность принадлежащего ему имущества, а в случае запрещения такового-удовлетворение исков отдельных членов или сторонников объединения по возвращению части принадлежащего им имущества, находившихся в распоряжении объединения;
- при временной приостановке деятельности оппозиционных общественных объединений их представительства в органах государственной власти и местного самоуправления сохраняются;
- органы средств массовой информации, принадлежащие оппозиционным общественным объединениям, в случае приостановления или запрета последних не прекращают своей деятельности, если такое прекращение специально не предусмотрено судебным решением;
время работы освобожденных работников в аппарате оппозиционных объединений зачитывается как в общий стаж, так и в стаж работы в государственных и общественных органах;
- государство (полностью или частично) компенсирует затраты оппозиционных общественных объединений и отдельных оппозиционных деятелей на участие в разработке и обсуждении правительственных программ, организацию избирательных кампаний и других массовых проявлений волеизъявления граждан, осуществляемых с ведома и согласия органов государственной власти.
Статья 10. Участие оппозиционных общественных
объединений в парламентской деятельности
Оппозиционные общественные объединения, представленные в Государственной Думе, выделяют своих представителей из числа депутатов для выдвижения на посты Председателя Государственной Думы и его заместителей, председателей Комитетов Государственной Думы и их заместителей. Представители оппозиционных объединений в Государственной Думе имеют право выступать с публичными заявлениями по любым вопросам, участвовать в любых официальных действиях или мероприятиях, проводимых Думой и в Думе, устраивать пресс-конференции, приглашать на них представителей прессы и общественности.
Руководство Думы обязано консультироваться с оппозиционными общественными объединениями, представленными в Думе, по вопросам назначения дат новых выборов, состава руководящих органов Думы, обсуждения в ней принципиальных вопросов внешней и внутренней политики, национальной безопасности и обороны, привлекать их к сотрудничеству в подготовке законодательных актов, в работе постоянных и временных парламентских комитетов и комиссий.
Представители оппозиционных общественные объединений обязаны соблюдать регламент Государственной Думы, обеспечивать эффективность ее работы, оберегать и крепить ее авторитет, способствовать сплочению вокруг нее масс избирателей.
Статья 11. Порядок передачи властных функций оппозиционным общественным объединениям, победившим
на парламентских или президентских выборах
В том случае, если сторонники оппозиционного общественного объединения или коалиции, в котором оно участвует, получает в результате выборов большинство мест в Государственной Думе или добивается избрания своего представителя на пост Президента Российской Федерации, данное оппозиционное общественное объединение (коалиция) получает право на формирование Правительства Российской Федерации и назначение своих представителей на высшие должностные посты в аппарате федеральной исполнительной власти. При этом запрещается увольнение из этого аппарата (за исключением случаев служебной непригодности) лиц, поддерживавших на выборах кандидатов тех общественных объединений, которые перешли в оппозицию. Для предотвращения возможных конфликтов, возникающих на этой почве, при Правительстве (аппарате Президента) создается Аттестационная комиссия, членами которой в равной пропорции назначаются представители объединений, победивших на выборах и возглавлявших правительственные структуры до них. Комиссия следит за тем, чтобы не нарушались гражданские и служебные права работников правительственного аппарата при передачи властных функций.
Члены и другие должностные лица Правительства, уходящего в отставку, выполняют свои функции до сформирования нового Правительства, знакомят его членов со всей текущей документацией, объективно характеризуют служащих, пожелавших остаться на работе в правительственном аппарате. В течение трех месяцев после ухода в отставку эти должностные лица пользуются всеми имущественными правами, которыми на законном основании пользовались, находясь на работе в правительственном аппарате.
Ознакомление вновь назначенных членов Правительства и высших должностных лиц с особо секретными документами, являющимися объектами государственной тайны, осуществляется специально уполномоченными на это сотрудниками, отвечающими за соблюдение секретности и охрану государственной тайны.
Передача властных функций вновь назначенному правительству осуществляется в месячный срок и закрепляется специальным протоколом, подписанным должностными лицами, сдающими и принимающими дела.
Привлечение к ответственности должностных лиц, принимавших в прошлом законные меры по организации и осуществлению государственного надзора за деятельностью оппозиционных общественных объединений, получивших право на формирование Правительства, признается недопустимым за исключением тех случаев, когда следствием такого надзора явилось нарушение прав человека и гражданина, ограничение демократических свобод.
Статья 12. Финансирование деятельности оппозиционных
общественных объединений
Оппозиционные общественные объединения финансируют свою деятельность за счет поступления членских взносов, пожертвований граждан, поступлений от распространения оппозиционных изданий и использования других источников денежных средств, не противоречащих требованиям законодательства Российской Федерации. Любые формы денежной поддержки из-за рубежа для оппозиционных объединений недопустимы.
Оппозиционные общественные объединения пользуются налоговыми и иными имущественными льготами, представляемыми государством общественным объединениям, не ставящим перед собой цель получения прибыли.
Государство предоставляет оппозиционным общественным объединениям, представленным в органах государственной власти, необходимые для их легитимной деятельности помещения, освобождает от оплаты за использование в установленном порядке государственных средств массовой информации.
Государство содействует оппозиционным общественным объединениям, как и другим общественным объединениям, в подготовке и переподготовке кадров в государственных учебных заведениях с учетом того, что в случае прихода к власти оппозиции эти кадры должны оказаться профессионально подготовленными к исполнению неотложных государственных задач.
Статья 13. Утрата статуса оппозиционного общественного
объединения
Оппозиционное общественное объединение, получившее большинство голосов на выборах в Государственную Думу или на президентских выборах самостоятельно или в блоке с другими объединениями, утрачивает характер оппозиционного объединения. Оно пользуется правом формирования правительства, опирающегося на поддержку большинства депутатов, включения своих представителей в состав правительственной коалиции.
Если оппозиционное общественное объединение, бывшее оппозиционным, независимо от выборов входит в состав правительственной коалиции, то оно также утрачивает характер оппозиционного объединения. При выходе из такой коалиции объединение вправе вернуть себе статус оппозиционного, о чем оно заявляет официально в решении, принятом ее руководящим органом.
Объединение, не сделавшее официального заявления о переходе в оппозицию, но фактически превратившееся в оппозиционное, признается примкнувшим к оппозиции, но не обладающим статусом оппозиционного общественного объединения.
Статус оппозиционного общественного объединения может быть признан утраченным и по решению суда в том случае, когда представители других общественных объединений ставят в суде вопрос о том, что данное объединение, изображая из себя оппозиционное, в действительности проводит линию на поддержку правительства и его политики.
Статья 14. Ответственность должностных лиц за препятствие
оппозиционной деятельности
Право граждан на участие в оппозиционной деятельности гарантировано Конституцией Российской Федерации и охраняются законом. Всякое ограничение такого права, не предусмотренное законодательством Российской Федерации, или покушение на такое ограничение влечет за собой ответственность согласно законодательству Российской Федерации.
Незаконные приостановление или запрет деятельности оппозиционных общественных объединений, конфискация или преднамеренная порча и уничтожение их имущества, задержание их членов и сторонников на срок, больший, чем необходимо для установления личности задержанного, незаконный запрет публичных мероприятий, проводимых оппозиционным общественным объединением , или воспрепятствование такому проведению, приостановление выпуска его изданий, а также воспрепятствование их распространению наказываются штрафом до 100 минимальных размеров заработной платы, накладываемым по решению суда на лиц, виновных в таком правонарушении или попустительствовавших ему. В случае, если следствием такого правонарушения стало воспрепятствование участию оппозиционных общественных объединений в выборах, референдумах и других гарантированных законом формах массового волеизъявления граждан, штраф может быть увеличен в 2 раза.
Статья 15. Порядок вступления Закона в силу
Настоящий закон вступает в силу с момента его опубликования.
Президент
Российской Федерации Б.Ельцин
Пояснительная записка
к проекту федерального закона
"О правовых гарантиях оппозиционной деятельности
в Российской Федерации"
Необходимость принятия данного закона определяется тем, что в российском законодательстве нет специальных правовых норм, регулирующих функции оппозиции и ее взаимодействие с властными структурами. В федеральном Законе "Об общественных объединениях" и других законодательных актах, создающих правовую основу для деятельности разных общественных объединений, в том числе оппозиционных, специфика оппозиции как особого института государства не отражена. Даже сам термин "оппозиция" не использован.
В настоящее время идет строительство правового государства, основанного на демократических принципах политического и идеологического плюрализма, разделения властей, участия в государственном управлении максимально возможного числа представителей различных групп населения, партнерства и взаимной ответственности граждан за сохранение конституционного правопорядка. Между тем, именно от положения оппозиции в значительной степени зависит стабильность избранного народом общественного устройства, а следовательно и соблюдение в неурезанном объеме прав и свобод гражданина, обеспечение преемственности при переходе власти от одного избирательного объединения к другому после президентских или парламентских выборов.
В ряде стран (прежде всего, англосаксонских) традиционно сложилась разветвленная система правовых норм, регулирующих деятельность оппозиции. И именно в этих странах обеспечивается наибольшая стабильность политической жизни общества. В России же, к сожалению, оппозиция всегда подавлялась, чаще всего с применением насилия (декабристы, 9 января 1905 года, роспуск I и II Госдум, расстрел Верховного Совета Российской Федерации в 1993 году и т.д.). Ущемление правящими режимами прав оппозиции дискредитировало и дискредитирует Россию в глазах мирового сообщества. Цель настоящего закона - уравнять в правовом отношении оппозицию и власть, гарантировать оппозиционную деятельность, осуществляемую в рамках действующей законности, обеспечить стабильность общественных отношений и преемственность в исполнении функций государственного управления в случае победы на выборах (президентских или парламентских) партий и течений, не представленных сейчас в правительственных структурах.
В рассматриваемом законопроекте дается понятие оппозиционной деятельности, характеризуются виды оппозиционных общественных объединений, условия приобретения и утраты статуса оппозиции. В ряде статей раскрываются юридические нормы, гарантирующие право граждан на участие в оппозиционной деятельности, устанавливается ответственность должностных лиц за нарушение данного права и незаконное препятствование такой деятельности. Большая группа статей посвящена фиксированию прав и обязанностей оппозиции, механизма ее взаимодействия с органами государственной власти и управления. В частности, предусмотрены меры, гарантирующие оппозиции возможность использования государственных средств массовой информации, помещений, частичное возмещение государством расходов оппозиционных объединений на участие в выполнении функций государственного управления. Впервые в истории российского законодательства определен порядок передачи власти в случае победы на выборах оппозиционных партий и движений. Для обеспечения преемственности в исполнении властных функций предусмотрена возможность формирования "теневого кабинета" оппозиции, действующего на общественных началах, но наделяемого правом участия с совещательным голосом в работе соответствующих государственных органов и ведомств. Введена также специальная статья, регламентирующая деятельность оппозиционных общественных объединений в федеральных и региональных представительных органах власти.
Председатель Комитета В.Зоркалъцев
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О правовых гарантиях
оппозиционной деятельности в Российской Федерации"
В связи принятием Федерального закона "О правовых гарантиях оппозиционной деятельности в Российской Федерации" привлечение дополнительных финансовых средств не предполагается.
ПЕРЕЧЕНЬ
актов федерального законодательства, подлежащих признанию
утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению
или принятию в связи с принятием Федерального закона
"О правовых гарантиях оппозиционной деятельности
в Российской Федерации"
В связи принятием Федерального закона "О правовых гарантиях оппозиционной деятельности в Российской Федерации" актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию не требуется.
2 вариант (также содержится в электронных материалах)
П о я с н и т е л ь н а я з а п и с к а
к проекту федерального закона " О правовых гарантиях оппозиционной деятельности в Российской Федерации"
Необходимость принятия данного закона определяется тем, что в российском законодательстве нет специальных правовых норм, регулирующих функции оппозиционных общественных объединений и их взаимодействие с властными структурами. В федеральном Законе "Об общественных объединениях" и других законодательных актах, создающих правовую основу для деятельности разных общественных объединений, в том числе оппозиционных, специфика оппозиции как особого института государства не отражена. Даже сам термин "оппозиция" не использован.
Между тем, в правовом государстве, основанном на демократических принципах политического и идеологического плюрализма, разделения властей, многосубъектности государственного управления, участия в нем максимально возможного числа представителей различных групп населения, в том числе и его меньшинства, партнерства и взаимной ответственности граждан за сохранение конституционного правопорядка и его оптимизацию, именно от положения оппозиции в значительной степени зависит стабильность избранного народом общественного устройства, а
следовательно и соблюдение в неурезанном объеме прав и свобод гражданина, обеспечение преемственности при переходе власти от одного избирательного объединения к другому после президентских или парламентских выборов.
В ряде стран (прежде всего, англосаксонских) традиционно сложилась разветвленная система правовых норм, регулирующих деятельность оппозиции. И именно в этих странах обеспечивается наибольшая стабильность политической жизни общества. В России же, к сожалению, оппозиция всегда подавлялась, чаще всего с применением насилия (Радищев, декабристы, 9 января 1905 года, роспуск I и II Госдум, расстрел Верховного Совета Российской Федерации в 1993 году и т.д.). Ущемление правящими режимами прав оппозиции дискредитировало и дискредитирует Россию в глазах мирового сообщества. Цель настоящего закона - уравнять в правовом отношении оппозицию и власть, гарантировать оппозиционную деятельность, осуществляемую в рамках действующей законности, обеспечить стабильность общественных отношений и преемственность в исполнении функций государственного управления в случае победы на выборах (президентских или парламентских) партий и течений, не представленных сейчас в правительственных структурах.
В рассматриваемом законопроекте дается понятие "оппозиционное общественное объединение", характеризуются виды таких объединений, условия приобретения и утраты статуса оппозиционного общественного объединения. В ряде статей раскрываются юридические нормы, гарантирующие права граждан на участие в оппозиционной деятельности, устанавливается ответственность должностных лиц за нарушение данного права и незаконное препятствование такой деятельности. Большая группа статей посвящена фиксированию прав и обязанностей, механизма ее взаимодействия с органами государственной власти и управления. В частности, предусмотрены меры, гарантирующие оппозиции возможность использования государственных средств массовой информации, помещений, средств связи и транспорта, частичное возмещение государством расходов оппозиционных объединений на участие в выполнении функций государственного управления. Впервые в истории российского законодательства определен порядок передачи власти в случае победы на выборах оппозиционных партий и движений. Для обеспечения преемственности в исполнении властных функций предусмотрена возможность формирования "теневого кабинета" оппозиции, действующего на общественных началах, но наделяемого правом участия с совещательным голосом в работе соответствующих государственных органов и ведомств. Введена также специальная статья, регламентирующая деятельность оппозиционных общественных объединений в федеральных и региональных представительных органах власти.