Дамы и господа! Уважаемые коллеги!
Позвольте сердечно приветствовать вас от имени Государственной Думы Российской Федерации, ее Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций.
Темы, включенные в повестку дня конференции, уровень ее участников позволяют надеяться, что в предстоящие два дня работы будут сформулированы серьезные предложения по совершенствованию российского законодательства в этой сфере. В настоящее время наш комитет ведет работу над новой редакцией Закона о свободе вероисповеданий. Он будет обсужден на вашем заседании.
Свобода совести и свобода религиозного выбора являются важнейшими завоеваниями человеческого духа, создающими условия для бесконфликтного существования людей с различными убеждениями, различным отношением к религии. В нашей стране принципы отделения церкви от государства и равенства религий впервые были сформулированы в Декрете об отделении церкви от государства и школы от церкви, а затем закреплены Конституцией Российской Федерации 1918 года, которая гарантировала свободу как религиозной, так и антирелигиозной пропаганды. В те годы мусульманам были возвращены почитаемые древние издания Корана, гонимые ранее старообрядцы, баптисты, представители других религиозных течений смогли обрести достойные условия для деятельности в соответствии со своими убеждениями. Однако, к сожалению, с конца 20-х годов условия для религиозной деятельности ухудшились. Право на свободу совести жестко ограничивалось, возможности религиозной проповеди были неоправданно сужены. Началось насильственное внедрение антирелигиозных идей, нередко, в оскорбительной для верующих форме. Лишь в 1990 г. был принят Закон "О свободе вероисповеданий", который снял ограничения прав и свобод, ранее гарантированных Конституцией.
Новый Закон, по общему признанию, стал важнейшей вехой на пути духовного обновления российского общества. Конечно, жизнь не стоит на месте и многие положения этого Закона уже устарели. Так, требуют правового решения проблемы, связанные с деятельностью некоторых недавно возникших религиозных организаций, использующих методы психического кодирования, наркотики и т. д. Разумеется, одними запретами эти проблемы не решить. Здесь требуются более продуманные меры. Поиском их и занят наш комитет. Впрочем, эта проблема актуальна не только для России, но и для таких стран как Япония, США, Германия.
В России церковь отделена от государства, но она не отделена от общества. Представленный на ваше обсуждение законопроект устанавливает отношения между церковью и государством, обществом и церковью. Вот несколько принципиальных его положений. В статье 4-й содержится развернутое определение конституционного принципа отделения религиозных объединений от государства, дается перечень взаимных ограничений во взаимоотношениях государственных органов и религиозных объединений. Очень важной нормой, позволяющей сочетать свободу граждан в создании религиозного объединения с ответственностью за использование религиозного статуса в незаконных целях. Много споров вызывает статья законопроекта, затрагивающая правовое положение иностранных религиозных организаций. На наш взгляд, в предлагаемом варианте все же найден определенный минимум согласия, позволяющий законодательно установить порядок там, где его сегодня нет, не нарушая основных прав и свобод человека. В комитете разрабатываются и другие законопроекты, скажем, по гражданской службе, вносятся поправки к законам о налогах, о собственности, затрагивающим интересы религиозных организаций, и ряд других. Комитет поддерживает контакты с различными конфессиями и религиозными организациями. Конечно, особое значение в этом плане имеет связь с наиболее массовой и влиятельной конфессией - с Русской православной церковью. В то же время, мы активно взаимодействуем с Римско-католической церковью, с баптистами, христианами веры евангельской, с иудеями, руководителями различных Духовных управлений мусульман. Именно в Государственной Думе, в нашем комитете была организована встреча с Далай-ламой. Мы не отказываемся от контактов и с другими, в том числе, новыми для России религиозными объединениями. В России, в соответствии с законодательством, конфессии не претендуют на государственную власть. Однако ряд вопросов их обустройства и повседневной жизни требует участия государства, и мы стремимся им в этом помогать. В частности, речь идет о помощи в реставрации и содержании храмов, являющихся памятниками культуры, о поддержке религиозных объединений в случаях необоснованных решений по ним, принимаемых местными властями. Надеюсь, что и сегодняшняя международная конференция внесет свою лепту в решение всего комплекса этих непростых проблем.
Традиции вашей Ассоциации принимаются и уважаются во всем мире. Получили они признание и в России. Я желаю успехов в вашей работе, благодарю за внимание, рассчитываю на взаимодействие Ассоциации с нашим комитетом. Спасибо.
22.02.1996
Материалы международной конференции