20 июня 1997
1951

В матче Чубайс-Коржаков победила молодость

Можно только предполагать, что год назад почувствовал Александр Коржаков, когда Анатолий Чубайс прошел мимо него, выйдя из кабинета президента Ельцина. Тогда все еще как будто колебалось - победитель в гонке фаворитов определен вроде бы не был. На самом деле Б. Н. уже принял решение...

Незадолго до первого тура выборов известный кремленолог Евгений Киселев публиковал статью. В ней он сожалел о том, что, хотя победу Ельцину выковала одна команда, пользоваться ее результатами будет совсем другая, У власти останутся неспособные к решению стоящих перед страной проблем люди с менталитетом майоров государственной безопасности. И тот же побледневший от волнения Киселев в ночь с 19-го на 20-е в экстренном выпуске новостей сообщил о возможности переворота. Команда Коржакова-Барсукова нарушила водяное перемирие, решив атаковать чубайсовский штаб. Началась эпопея с коробкой из-под ксерокса... С тех пор в миллионах комментариев с разных точек зрения объяснялись и события той ночи, и то, что им предшествовало, и то, что за ними последовало. Для многих 20 июня 1996 года так и осталось схваткой двух кланов у трона. Точнее всех об этом сказал Олег Сосковец в беседе с корреспондентом МК: Говорил я Александру Васильевичу: не надо ссориться с Чубайсом - одно же дело делаем, одного и того же человека выбираем. Но тут уже много было от личных отношений.

Теперь, спустя год, можно смело говорить, что Сосковец ситуацию сильно упрощал. Под видом личных разборок двух титанов кремлевских интриг происходила куда более масштабная драма. Не будет, наверное, преувеличением даже сказать, что определялся путь, по которому пойдет Россия в ближайшие месяцы и годы. Отказавшись от возможности силового варианта, пойдя на президентские выборы и выиграв их, Ельцин сделал для победы демократии больше, чем в 91-м и 93-м годах. Он сумел переломить себя, выйти из образа вечно спящего императора, вылезти к избирателям из-за плотного строя спин телохранителей и советников. Сам факт вторых всенародных выборов утвердил демократию сильнее, чем что-либо другое. Но с самого начала предвыборной кампании - со сбора миллиона подписей за выдвижение собственной кандидатуры - Ельцин столкнулся с очевидной истиной. Теми комитетскими методами, которыми он и его ближайшее окружение дирижировали жизнью верхушки, да и всей страны в целом, выиграть выборы невозможно. Первые полгода 1996-го наглядно, в короткие сроки, показали не только Ельцину, но и экономической элите страны, что для России необходимы уже гораздо более сложные информационные, политические, экономические, социальные технологии. Что ставку можно сделать только на поколение 30-40летних технократов.

Кстати, в невозможности переизбрать Ельцина был уверен и сам Коржаков. Недаром он вел переговоры с коммунистами. По данным МК, речь шла даже о добровольном снятии Б. Н. своей кандидатуры в обмен на будущую лояльность президента Зюганова. По сути, тем самым он просто расписывался в собственной профнепригодности.

Первый тур выборов и красивый трюк с привлечением генерала Лебедя на сторону Б. Н., увеличившие давление в кровеносной системе государства, не могли не выбить болезненный тромб. Только уголовно-силовыми методами в стране сделать уже ничего было нельзя. И Борис Ельцин, будучи политиком от Бога, просто 20 июня 1996 года признал это, отправив в отставку Коржакова, Барсукова и Сосковца.

С этого самого момента президент сделал ставку на молодых реформаторов. По сути, он доверил им проведение тех реформ, которые стали слишком сложны для него. Ельцин вряд ли может свободно вариться в важнейших экономических нюансах. Он вряд ли может оценить полностью плюсы и минусы предлагаемой военной реформы. Впрочем, как и налоговой, и бюджетной, и т. д. и т.п. Правда, он и не должен этого делать.

Президент - это не директор государства и не завхоз. Он должен правильно выбрать команду и политически обеспечить проведение нужной линии. (Постаревшему нынче Б. Н. это еще и удобно.) Единственные, кто сейчас России дает хоть какую-то надежду на новые подходы, на решение в обозримом будущем тяжелейших проблем державы, - это Чубайс и его помощники. Потому что любые другие политики и экономисты - это возвращение к прошлому, к методам, которые были уже опробованы. Поняв это к межтурью президентской предвыборной кампании, Ельцин свой выбор сделал. И выбрал он не сердцем...


Александр Будберг
"Московский комсомолец"
20.06.1997
http://www.chubais.ru/cgi-bin/cms/smi.cgi?news=00000001210

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован