Грядущие выборы в Государственную Думу, а затем и в местные органы власти пройдут по формуле обновленного Закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ". Федеральные власти, естественно, заинтересованы в том, чтобы в очередной избирательной кампании не повторилось ошибок прошлого с грубейшими нарушениями законодательства.
Председатель Воронежского облизбиркома Владимир Селянин на днях вернулся с представительного совещания в Белгороде с участием своего вышестоящего начальника Александра Вешнякова и полномочного представителя Президента в Центральном федеральном округе Георгия Полтавченко. В беседе с корреспондентом газеты "Коммуны" Владимир Егорович сообщил о том, что речь на совещании шла, главным образом, о взаимодействии избирательных комиссий с органами государственной власти.
Оно, это взаимодействие, охватывает широкий круг вопросов, организационного, технического и информационного характера. И, к сожалению, далеко не всегда приносит желаемые результаты. В частности, сам Селянин в ходе прошедших в Воронежской области выборов столкнулся с проблемой обеспечения облизбиркома нужной информацией о кандидатах. Управление юстиции потребовало за нее плату, так сказать, на рыночных условиях.
Казалось бы, велика проблема: семь-десять рублей за справку. Но если иметь в виду, что кандидатов, баллотирующихся во все местные органы власти, у нас наберется примерно до пяти тысяч человек, то избиркому на это дело пришлось бы затратить порядка 50 тыс. рублей. Но ведь информацию запрашивают и из других ведомств, и необходимая процедура эта обойдется уже в одну сотню тысяч рублей. Слава Богу, в новом законе расплывчатые, вольно трактуемые формулировки в основном устранены.
Еще один немаловажный момент: степень защиты избирательных бюллетеней, дабы избежать их подделки. Если следовать букве закона, то каждый бюллетень по выборам, в том числе и в местные органы самоуправления, должен пройти соответствующую обработку. Только на одно это потребуется 15-16 млн. рублей. То есть, столько, сколько уходило на выборы всех уровней. А если случится накладка? Значит, вновь печатать бюллетени? То есть, опять деньги из нашего с вами кармана. Вот уж поистине разорительные выборы. При том, по словам Селянина, в практике нашего облизбиркома еще не было случая вброса фальшивых бюллетеней. И можно бы не затевать столь дорогостоящей операции, по меньше мере, на выборах в органы самоуправления.
Предстоящие выборы пройдут по смешанной системе. Впервые политические партии получат право выставлять своих кандидатов на местных выборах. В нашей области, кстати, уже зарегистрированы около полутора десятков отделений партий, и каждая, понятно, заинтересована провести "своих". Безусловно, это шаг вперед в развитии выборной системы. Но, как нередко бывает, и добрые намерения не лишены уязвимых мест. Чтобы войти в партийный список, кое-кто готов заплатить большие деньги. Так что факты партийной коррупции в будущем не исключены.
В связи с этим предлагается пойти на форму так называемых закрытых и открытых бюллетеней. Закрытый бюллетень включает в себя список кандидатов от партии, избирателю дано право в целом проголосовать за него или отвергнуть. В открытом бюллетене с тем же партийным списком избиратель получает возможность проголосовать выборочно, за того или иного конкретного кандидата. Получившие большинство удостаиваются депутатского мандата. Дело за тем, какой вариант предпочтет Воронежская областная Дума.
Изменится ли количественный состав законодательного органа? Вопрос этот, по словам Селянина, пока не решен. Выполняя поручение обладминистрации и облдумы, избирательная комиссия предложила несколько вариантов схемы будущих избирательных округов и, следовательно, депутатов от них. Возможно, это будут 22 округа, из них - 13 сельских и 9 городских Воронежа. Тогда в Думу будут избраны 22 депутата-одномандатника и столько же по партийным спискам.
Только что нижняя палата Федерального Собрания приняла закон о выборах депутатов Госдумы и во втором чтении - о выборах Президента РФ. Одна из новых норм первого закона устанавливает 7-процентный барьер для политических партий, претендующих на депутатские мандаты. Но эта норма начнет действовать лишь с выборов, которые состоятся в 2007 году.
Еще одно нововведение. Ранее законом допускалось, что кандидата могут выдвинуть партии, общественные движения, группы избирателей, а также самовыдвижение. Теперь кандидат должен выбирать лишь между партией и самовыдвижением. В таком случае, как для губернатора, так и для Президента ничего не остается, как или подчеркнуть свою партийную принадлежность (а значит, и обязательства перед партией), или самому выставить свою кандидатуру, дистанцируясь от своих политических пристрастий.
Выборы, которые прошли у нас в области за последнее время, характеризуются ничем не прикрытым агрессивным характером черного пиара, грязных технологий. Как собираются с ним бороться избиркомы, органы госвласти? Отвечая на этот вопрос, Владимир Селянин сообщил, что уже в ближайшее время Центризбирком совместно с МВД, другими силовыми и контролирующими ведомствами намерен разработать комплекс противодействующих мер.
Хотелось бы поверить в их эффективность. Но сила денег, как показали те же выборы, к сожалению, пока сметает любые официальные преграды на пути к вожделенному депутатскому мандату. Не случайно в последнее время все чаще встает вопрос о том, чтобы на некоторые государственные должности не выбирать, а назначать. Во всяком случае, это обойдется дешевле.
Владимир Володин
Газета "Коммуна"