Передача : Интервью
Ведущие : Нателла Болтянская
Гости : Николай Безбородов
В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" Николай Безбородов - заместитель председателя Комитета ГД РФ по обороне (по телефону).
Эфир ведет Нателла Болтянская.
Н. БОЛТЯНСКАЯ Николай Максимович, хотели бы Ваши комментарии по поводу указа президента РФ об отсрочке от призыва на военную службу для священнослужителей.
Н. БЕЗБОРОДОВ Во-первых, решение президента РФ издать соответствующий указ это не популистский шаг. Это свидетельство тому, что пересмотр государственной политики в нашей стране в области религии носит характер серьезный и последовательный. Это во-первых, что бы я хотел отметить. Во-вторых, указ президента РФ, я считаю, не противоречит статье 59 Конституции РФ, в которой закреплено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ. Поскольку и церковь, и армия служит Отечеству. И в третьих, пожалуй, самое главное, что бы я хотел подчеркнуть. Объективности ради надо констатировать следующее. В целом церковь сегодня, и религия, и священнослужители, естественно, вносят высокий и достойный вклад в воспитание, патриотическое, морально-нравственное, психологическое и другие сферы нашей воспитательной работы. Этот вклад сегодня ощутимее и весомее, пожалуй, чем вклад в воспитание молодежи многих наших, к сожалению, государственных институтов.
Так получилось, что после распада Советского Союза в 91 году многие государственные служащие, представители нашей интеллигенции, в том числе, стесняются даже произносить понятия "Отечество", "Родина", "патриотизм", "Родина", "честь", "достоинство", "верность", "присяга", а церковь не стесняется. И не стесняется она только по следующей причине. И до 1917 года, и с 1917 по 1991 год, и после 1991 года священнослужители нашему народу, нашему Отечеству служили и служат, служат России, защищая, отстаивая нашу духовность, наши интересы на будущее. И поэтому я считаю, что священнослужители сегодня, не находясь в рядах вооруженных сил, принесут пользы для Отечества гораздо больше, чем если мы их призовем служить в рядах вооруженных сил. Потому что есть кому сегодня служить и без священнослужителей.
Н. БОЛТЯНСКАЯ Николай Максимович, вопрос первый. Названа цифра до 300 человек. Почему не 250, не 350?
Н. БЕЗБОРОДОВ Я так считаю, что, очевидно, анализ свидетельствует, что эта цифра действительно где-то колеблется в этих пределах, до 300 человек. Потому что более 300 человек это будет уже искусственно, слишком много. А менее 300 человек это, наверное, тоже искусственно мало. Я бы так сказал.
Н. БОЛТЯНСКАЯ До новостей мы беседовали со священнослужителем, отцом Георгием Чистяковым. Он дал понять, что в православной церкви до 30 лет люди имеют возможность получить звание, сан дьякона. Большинство же получают сан священнослужителя уже после 30-ти. То есть к ним вопрос о службе в армии не имеет отношения. Что Вы можете сказать по поводу отсрочки от службы в армии представителей других конфессий?
Н. БЕЗБОРОДОВ Я положительно это тоже расцениваю, поскольку у нас сегодня не только православная церковь, и другие конфессии работают на укрепление государства, на сплочение нашей нации, независимо от наших национальностей. Поэтому я не хотел бы сегодня противопоставлять одну веру другой.
Н. БОЛТЯНСКАЯ Есть ли у Вас информация, относится ли вышеозначенный указ к представителям всех конфессий?
Н. БЕЗБОРОДОВ Да. Я пока указ не видел, но считаю, что да.
Н. БОЛТЯНСКАЯ А как Вы считаете, будет способствовать этот указ усилению государства?
Н. БЕЗБОРОДОВ Усилению государства?
Н. БОЛТЯНСКАЯ Да. Потому что речь, с одной стороны, идет об отсрочке, с другой стороны, цифра в масштабах государства названа достаточно маленькая.
Н. БЕЗБОРОДОВ Я считаю, что будет способствовать, поскольку это признание заслуг религии нашей в последние годы, о чем я уже говорил, я не хотел бы повторяться. Потому что действительно, какую мы сферу наших проблем сегодня не возьмем в государстве, нашем обществе, церковь настолько последовательно, настолько продуктивно желает разрешать эти проблемы. Что борьба с беспризорностью, что борьба с наркоманией, с пьянством, что сохранение морали, нравственности молодежи, и церкви, как говорится, и вообще религии, до всего есть дело. А у нас, к сожалению, у государственных структур порой этого не хватает. Я считаю, что будет способствовать.
Н. БОЛТЯНСКАЯ Николай Максимович, вопрос, может быть, не совсем по теме, но имеющий непосредственное отношение к ней. Как Вы отнеслись бы к возможности существования полковых священников?
Н. БЕЗБОРОДОВ Сам я, как раз политработник и коммунист в прошлом, заканчивал военно-политическую академию имени В.И. Ленина, причем политработник убежденный. Я считаю, что в целом священнослужители в наших частях, полках, вообще, я не исключаю такое, я предполагаю такое. И я считаю, что всем процессам необходимо созревать. Пройдет созревание такое, когда такие священнослужители будут в воинских частях.
Н. БОЛТЯНСКАЯ Еще вопрос по поводу терминологии. Когда говорят слово "отсрочка", если я правильно понимаю, то человек, получающий сан священнослужителя, в большинстве случаев получает его не на минуточку, то есть речь идет, по смыслу, не об отсрочке, а об отмене службы в армии для лиц, которые получили духовное звание. Так ли это?
Н. БЕЗБОРОДОВ Но отсрочка это значит, на какой-то период. И если же призывной возраст позволяет ему, до 27 лет мы призываем на службу, значит, он может служить. Если до 27 лет он ее получает. А если же освобождение, то он освобождение получает навсегда.
Н. БОЛТЯНСКАЯ То есть это именно отсрочка?
Н. БЕЗБОРОДОВ Да.
Н. БОЛТЯНСКАЯ Николай Максимович, я все-таки хотела бы вернуться к вопросу о количестве. Наверняка у наших парламентариев есть сведения о тех людях, которые получают духовные звания, и в связи с этим могут возникнуть проблемы с воинской службой. У Вас есть какие-то цифры?
Н. БЕЗБОРОДОВ Честное слово, если бы были, я поделился бы с нашими радиослушателями. Если буду располагать, обязательно вам представлю. Их просто пока нет.
Н. БОЛТЯНСКАЯ Скажите, пожалуйста, как Вы полагаете, как будет определяться порядок предоставления этой отсрочки в соответствии с настоящим указом?
Н. БЕЗБОРОДОВ Я полагаю, что на основании указа выйдет соответствующий приказ министра обороны, приказы других силовых структур, которые будут брать на учет этих людей в военкомате, и через военкоматы призыву не будут подлежать.
Н. БОЛТЯНСКАЯ И все-таки вернусь к вопросу об усилении обороноспособности с помощью, так сказать, духовных инструментов. Вы приветствуете это?
Н. БЕЗБОРОДОВ Я не только приветствую. Безусловно, когда мы говорим о крепости и силе нашего государства, то мы берем в совокупности, в комплексе. Безусловно, здесь нельзя отрицать экономику, образование, воспитание, но при этом одним из слагаемых по укреплению государства является наша духовность. И на духовность как раз сегодня значительное, сильное влияние оказывают наши священнослужители. И я считаю, что все мы должны сегодня работать, сплотившись.
Н. БОЛТЯНСКАЯ Ведь все-таки в нашей стране церковь от государства отделена, и в связи с этим лица, имеющие духовный сан, могут иметь свое мнение по поводу каких-то событий, отличное от того мнения, которое отстаивает государство. Скажите, пожалуйста, нет ли тут противоречия?
Н. БЕЗБОРОДОВ Я считаю, что пока наша религия, наша церковь, если брать православную, не скомпрометировала себя за последние годы, даже десятилетия. Она пока исходит из отстаивания национальных интересов, российских, государственных интересов. И это превалирует пока в политике наших священнослужителей. Поэтому я разделяю положительно принятие этого указа.
Н. БОЛТЯНСКАЯ И считаете, что представители любой конфессии, представленной в России, будут разделять такого рода убеждения?
Н. БЕЗБОРОДОВ Да, конечно.
В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" был Николай Безбородов - заместитель председателя Комитета ГД РФ по обороне (по телефону).
15.01.2002
http://echo.msk.ru/programs/beseda/17336.phtml