Передача : Интервью
Ведущие : Александр Климов, Ольга Северская
Гости : Руслан Аушев
В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" президент Республики Ингушетия Руслан Аушев.
Эфир ведут Ольга Северская и Александр Климов.
ОС Мы говорим о переговорах федерального центра и руководства республики
Ингушетия в связи с Указом президента России об отмене референдума по проекту закона "О регулировании отдельных вопросов обеспечения законности и борьбы с преступностью в Республике Ингушетия".
АК А по-простому это звучит так: просто переподчинение правоохранительных органов напрямую Президенту Ингушетии.
ОС Я напомню также, что законопроект, который вынесен на референдум, предусматривает некоторые изменения в существующей практике назначения районных и городских судей и прокуроров, министра внутренних дел Республики и некоторые другие вопросы. Референдум, объявленный на 28 февраля, вызвал у федерального центра отрицательную реакцию. Он был расценен как путь к конфронтации, в которую втягивается весь народ Ингушетии. Впрочем, согласительные консультации начались вчера. Мы хотели бы из первых рук, от Президента Республики Ингушетии Руслана Аушева, узнать, как идут переговоры.
РА Действительно вчера мы начали переговоры, работали в Совете безопасности под руководством Михайлова Вячеслава Александровича, первого заместителя секретаря Совета безопасности. Сегодня наши эксперты работают в МВД, в Генеральной прокуратуре уточняют наши позиции. А суть тут многие искажают. Я не знаю, намеренно это делается или нет. Никто не собирается все переподчинять, все правоохранительные органы. Вопрос идет о том, что мы уточняем этим проектом закона 72 статью Конституции, предмет совместного ведения. Мы хотим воздействовать общественностью и органами власти на те процессы, которые происходят сегодня в республике в частности и в общем на Кавказе. Преступность захлестнула действительно не только всю РФ, но и Кавказ в том числе. В чем суть этого всего? Мы не говорим, что все правоохранительные органы будут подчиняться органам власти Республики Ингушетия. Нет. Мы делим полномочия. Сегодня остается таким образом. Члены Верховного суда Республики Ингушетия как были, так и будут назначаться Президентом РФ по нашему представлению. По линии МВД там все записано в законе. Там будут уточнения небольшие. По линии Генеральной прокуратуры мы тоже уточняем вопрос в соответствии с Конституцией. То есть вопрос идет о том, что республиканский уровень это уровень федерального центра, а районный, городской это уровень наш, республиканский. Потому что сегодня, когда были введен в действие закон о прокуратуре, о судебной системе, практика показала, что не может сегодня федеральный центр обеспечить законность на отдельных ее территориях. Потому что, получив такую независимость, правоохранительные органы при всем моем уважении к ним зачастую не смогли справиться с той независимостью, которую им предоставил закон. То есть они подвержены коррупции, каким-то мнениям, каким-то частным мнениям, многие дела волокитятся, и мы не можем эффективно бороться с преступностью. Это первый вопрос. Второй вопрос. В Конституции записано, что РФ это федеративное, многонациональное государство. Значит, законы должны отвечать этой статье Конституции, то есть они не должны быть законами унитарного государства, где не учитывается территория РФ, отдаленность регионов, образ жизни народов, проживающих на этих территориях, обычаи, традиции и все остальное. Республика Ингушетия сегодня сталкивается со многими вопросами, которые надо регулировать, исходя из обычаев. Ведь многие вещи там, бытового характера, допустим, кто-то задавил курицу, корову, огород сломал. Это же решается сегодня не государством. Есть нормы по обычаю, отдельные какие-то элементы, которые решаются общественностью, старейшинами и отдельными религиозными деятелями. То есть такая народная дипломатия внутри существует. Ну почему это нельзя легализовать? Ведь нельзя же говорить, что закон это догма. Закон писали, мы знаем, какой состав Госдумы. Там на дух не переносят какие-то национальные вопросы. Вообще в РФ самой до сих пор не понимают, что делать вообще с национальной политикой. Это и есть национальная политика. Ее надо отражать в законах, которые пишутся с многонациональном государстве, национальную политику надо выражать в кадровом виде. Кто может сказать, что сегодня могут не русского избрать Президентом РФ? Да никто никогда в это не поверит. Никто его никогда не изберет. Вот видите, какой подход? Или председателя Правительства. Попробуйте сегодня сказать, что изберем, поставим председателя Правительства Шаймиева. Скажут: "Да вы что! Как можно нерусского ставить председателем Правительства?" Создан такой образ в РФ, что так должно быть. В Госдуме бесполезно говорить о каких-то обычаях, традициях. Тут же мы услышим, что Калмыкию нужно сделать районом каким-нибудь Волгоградской области, а этих нужно снова депортировать, и все остальное. И мы сегодня боремся единственно с чем? Мы хотим, чтобы наша национальная культура, обычаи, традиции сохранились, и в законах в том числе. Вот наша позиция.
АК В любом случае речь идет о том, что надо вносить изменения в Конституцию РФ. Вы не боитесь, что Вас обвинят в раскачивании лодки?
РА По этому вопросу, который мы вынесли на референдум, не надо никаких поправок в Конституцию вносить. Это первое.
АК То есть нынешняя Конституция удовлетворяет, она устраивает?
РА МЫ же проводим референдум по предметам совместного ведения. Если бы я проводил референдум о федеральной службе безопасности... это чисто федеральная структура, никто на нее не покушается. Мы, кстати, в этом законе даже не трогаем федеральную службу безопасности. Это федеральная структура. Космос федеральная структура. Атом федеральная структура. Это все вещи федеральные. Но мы говорим о том, что написано в Конституции о ведении совместном. Кстати, Конституционный суд сказал, что имею право регионы проводить референдумы по предметам совместного ведения. Это раз. И, во-вторых, Президент только приостановил действие указа Президента Республики Ингушетия, а не отменил его. Это существенное отличие. А по Конституции РФ раскачивает лодку не Президент Ингушетии, а об изменении Конституции говорят в Правительстве, в Госдуме, в Совете Федерации и во всевозможных политических организациях. И я согласен, что Конституцию надо менять. Почему Конституция не отвечает сегодняшней жизни, экономики РФ? Потому что это Конституция унитарного государства, это Конституция, которая не отражает сегодняшнюю действительность. Там нужно менять полномочия Президента, Правительства и Федерального Собрания. Я бы внес в эту Конституцию, что в Федеральном Собрании должна быть палата национальностей. Это в первую очередь. Должен быть больший контроль за силовыми структурами со стороны Федерального Собрания. Это второе. И должно быть больше полномочий у Правительства. И чтоб Федеральное Собрание могло контролировать законы и принимаемые решения на уровне Федерального Собрания. И регионы должны иметь больше полномочий. Почему? Потому что мы считаем, что мы уже так централизованно, как написано в этой Конституции, жили. События в Москве (только события в Москве) привели к развалу Советского Союза. Потому что концентрация власти вся была в Москве. И сегодня попытка концентрировать власть по всем вопросам в Москве тоже к этому может привести.
АК Почему сейчас? Почему не полгода назад, не три года назад?
РА А почему полгода назад? Год назад, если Вы хорошо помните, мы объявили о референдуме. Была такая же болезненная реакция. Генеральная прокуратура обратилась в Верховный суд РФ. К сожалению, Верховный суд РФ при наличии такого квалифицированного большинства юристов не понял, о чем идет речь, и отменил референдум, сказал, что референдум незаконный. Конституционный суд решение по какой-то области (я не помню сейчас) подтвердил, что могли это проводить. И было распоряжение Президента, такое же, как указ. Распоряжение Президента гласило о том, что "провести согласительную процедуру Правительства РФ". Это было 1 марта 1998 года. В течение целого года никто не удосужился начать эту работу. Мы одно заседание провели, услышали массу всевозможных "не пущать", "нельзя". Нам начали предъявлять нелепые обвинения, и работа прекратилась. Как всегда, победила наша знаменитая российская бюрократия. Как всегда, очередной документ Президента остался невыполненным.
ОС Руслан Султанович, мы поняли Вашу позицию. То есть законопроект, который вынесен на референдум, это в рамках Конституции предложенный законопроект как законодательная инициатива субъекта Федерации. Что Вам предлагает Федеральный центр, который не хочет все-таки референдума?
РА Представьте позицию Генеральной прокуратуры, судебной системы. Они отстаивают свои позиции. Они же этот закон вносили в Госдуму и Совет Федерации. Тогда, когда был Совет Федерации... Вы знаете, на 60% члены Совета Федерации были назначены Указом Президента. Представьте, сидит член Совета Федерации, который пойдет против воли администрации Президента. Его тут же завтра спросят: "Ты что, против нас идешь?" И поэтому, конечно, было внутреннее такое состояние. И когда мы начали голосовать об этих законах, особенно закон о судебной системе, он прошел. Хотя мы отчаянно призывали не голосовать отдельные члены Совета Федерации, но в любом случае закон был принят. А сегодня, когда Совет Федерации полностью избран и многие главы администрации Президента столкнулись с сегодняшней очевидностью, и в борьбе с преступностью, и действиями судебной системы, прокуратуры, они начинают возмущаться, говорить об этом, но уже поезд ушел. Поэтому мы считаем, что мы своим законом уточняем многие вопросы, заложенные и в Конституции, и в том же законе. Что, значит, в законе написано о прокуратуре? Прокурор республики назначается Генеральным прокурором по согласованию. Вот и все.
АК Что такое согласование?
РА Это вопрос согласования, целая процедура согласования. Как бы мы вносим, они потом приказом будут назначать. А вдруг не назначат? Допустим, я внес. А мне говорят: "Нет, он не устраивает нас, мы назначим другого". А где ответная реакция? А потом, там есть другие должностные лица. А замы прокурора республики? А заместители прокуроров районных и другие? Мы уточняем, как здесь написано, "совместное ведение", другими словами, мы разжевываем эту статью.
АК Правильно ли я Вас понял, что Ваши доводы находят поддержку у Ваших коллег-сенаторов?
РА Я думаю, что да. Мы будем обсуждать этот вопрос еще раз, будут вопрос поднимать на Совете Федерации 17-го числа.
ОС В том случае, если согласие все-таки не будет достигнуто, референдум Вы все-таки будете проводить?
РА Если мы до 28 февраля не согласуем этот документ, (а он называется соглашение), то конечно, у нас другого выхода нет. Это уже будет как-то несерьезно. Один раз мы пошли на референдум, пошли навстречу, отменили, через год опять предлагаем понять наши позиции. Если будет одностороннее такое давление, мы, конечно, пойдем на референдум. Почему? Потому что носителем власти является народ.
ОС Возникает вопрос: чего же все-таки боится, с Вашей точки зрения, федеральный центр? Вы ведь нам объяснили, что речь идет только об уточнении некоторых положений Конституции РФ, которые дали бы Вам возможность лучше контролировать положение дел в своей республике и управлять ею.
АК Из Ваших доводов, в общем-то, не все так страшно. Чего же все-таки испугались в Москве?
ОС Не все так страшно. На первый непросвещенный взгляд просматривается только одно, что эти уточнения будут сделаны под определенного Президента, и в случае его смены, в случае непереизбрания Вас на новый срок или прихода другого человека к власти что-то может измениться, слишком много полномочий появится. А вдруг придет диктатор? Это вообще очень расхожий довод в последнее время в политических кругах, когда речь заходит о Конституции. Может быть, все боятся повторения ситуации в Чечне?
РА Конечно, на политическом уровне, на психологическом, на таком, который воспринимается, сразу думают настороженно: "А, Ингушетия, Чечня?" Потом вспоминают ситуацию в Чечне, хватаются за голову, даже не вникая, о чем речь идет, не вникая, что там за проблему поставили, даже не прочитав этот проект закона. Ведь никто же не читал проект закона. Все просто так поняли: референдум, Ингушетия, тут же мостик Чечня, события в Чечне: "ни в коем случае, все это сепаратизм, это что-то такое" и т.д. Чиновники в прокуратуре, судебной системе. Мы же практически вводим, переподчиняем себе, то есть от нас зависят отдельные структуры районного, городского. По закону они централизованно все замыкаются на Москву. Вы видели когда-нибудь московского чиновника, который хотел бы, чтобы от его настроения зависела ситуация, допустим, у другого чиновника, сидящего в Ингушетии? Он приезжает к нему в Москву, бегает перед ним тут по всем этажам и т.д. А здесь он, получается, будет зависеть от местных, республиканских органов власти, и более на виду. Когда он приезжает, здесь плачется, в Москве, те его начинают здесь жалеть: "как тебе там тяжело". А когда он работает у нас, мы-то знаем на самом деле, что он из себя представляет, и начинаем в соответствии с нашим законодательством требовать принципиального честного выполнения своих обязанностей. Это никому не нравится. Никто не хочет работать честно. Все хотят не работать и зарабатывать. Посмотрите, что висит сегодня контролирующее над народным судьей района или города. Да ничего не висит. Одно только висит: мнение в Москве. Что можно из Москвы увидеть, что происходит в Ингушетии, тем более в такой ситуации? То есть мы хотим обеспечить контроль за теми, которые положены по нашим возможностям.
АК На каком уровне здесь в Москве Вы обсуждали все свои проблемы. Вы говорили со Степашиным?
РА Я говорил со всеми: и с Бордюжей говорил, и выступал в Совете Федерации по этому вопросу перед всеми своими коллегами, со Степашиным говорил, со Скуратовым.
АК Реакция?
РА Реакция такая. Они не против договариваться, в смысле рассматривать наши предложения, но я бы не хотел, чтобы опять как в прошлом году упираться, что каждый понимает закон и Конституцию по-своему. Они ее по-своему понимают, мы ее понимаем по-своему.
АК Согласительная процедура запущена? Перспектива есть, как Вы считаете?
РА Перспектива есть. Мы до 23 февраля должны согласовать это соглашение. 23 февраля, мы определили последнюю границу. У нас еще будет пара встреч в Совете безопасности. Мы уточним работу согласительных комиссий. Если все будет идти нормально, то мы его подписываем. Я конечно, понимаю, что нужны будут какие-то компромиссы. Мы готовы к компромиссам. Но чтобы в компромиссах учитывались наши понятия о том, что эти органы власти должны зависеть от мнения общественности через органы власти Республики Ингушетия.
ОС Если Вы все-таки проведете свой законопроект в жизнь, его примете, это Вам позволит регулировать в том числе и ситуацию на границе с Чечней лучше, чем сейчас?
РА Конечно. Потому что мы не только с Чечней, мы вообще, в целом будем решать. Еще один вопрос, который все забывают и который как бы умалчивается. Ведь мы же в этот проект закона вкладывали какие-то национальные обычаи и традиции, они учитывались. Умыкание девушек есть? Есть. Каждый день девушку или с ее согласия или без ее согласия умыкают, то есть воруют.
АК Это надо вводить в закон?
РА Нет. Там целая народная процедура. А статья в уголовном кодексе это похищение человека, до 15-20 лет. Нельзя же человека на 15-20 лет сажать за то, что он, допустим, влюбился с девушку. Есть многие вопросы регулирования. Например, чтобы кровная месть не переросла в глобальные масштабы. Ведь кровная месть по 60 лет существует. Уже никто не помнит, за что кого убивает. Она существует, пока две фамилии не договорятся. Почему? Потому что нужно амнистировать одного того, кто остался живой. А у меня нет таких полномочий: амнистировать.
ОС Раз уж мы перешли на почву правоохранительных органов, такую волнующую тему, еще есть один волнующий вопрос к Вам как к члену Совета Федерации. Вы удовлетворены объяснениями причин отставки Генерального прокурора Скуратова или вместе с другими коллегами по Совету Федерации будете требовать объяснения более конкретные?
РА Все объяснение знаю только из СМИ, что он заболел и попросил об отставке. Конечно, Генеральный прокурор это человек, которого мы назначали, то есть должностное лицо, которое мы назначали. Конечно, я думаю, что по всем нормам Юрий Ильич должен прийти в Совет Федерации, высказаться и поблагодарить, если он настаивает на том, что он не хочет быть Генеральным прокурором. Хотя я сожалею, что он подал в отставку. Он действительно человек честный, принципиальный. Я с ним в течение этих нескольких лет работал. Тем более, уж кто-кто, а я-то должен быть больше недоволен Генеральной прокуратурой, чем кто-либо. Конечно жалко, что он это сделал. Но по-человечески, по-людски, по-государственному нужно придти, сказать свою причину членам Совета Федерации.
АК А возможно, что Совет Федерации не удовлетворится причинами, не примет эту отставку?
РА Все возможно.
АК То есть это реально. А если приняли, кого бы Вы хотели видеть на этом посту?
РА Трудно сказать. Главное, чтобы он был честный, принципиальный и был действительно организатором по борьбе с преступностью.
АК Возвращаясь к вопросу о местном самоуправлении, своего рода тоже местное самоуправление в Чечне дошло до шариатской формы правления. Что такое шариат?
РА Чеченская Республика это отдельная тема. Не думаю, что нужно об этом много говорить, моя позиция по этому известная. Шариатское правление это жизнь в Республике по нормам Корана.
АК То есть Коран будет над Конституцией?
РА Нет. В принципе основы жизни будут заложены из Корана. Если взять идеальный вариант, конечно, если там будут нормы шариата выполняться, там будет порядок, там будет дисциплина, там не будет наркомании, преступности, алкоголизма. Там все будет как мечтают многие-многие: порядок, чистота. Смогут ли это сделать, это другой вопрос. А почему они пришли к этому? Потому что Конституция, которая была принята еще при Джохаре Дудаеве, это Конституция прибалтийская. Эта Конституция не ужилась в Чеченской Республике. Вот Вам еще раз подтверждение того, что нужно писать Конституции те, которые сегодня на конкретной территории, на конкретный образ жизни, на конкретные обычаи и традиции. И когда начали они жить, я не помню ни одного года, чтобы Джохар Дудаев не конфликтовал с Парламентом, с другими: с судебной системой, Конституционным судом. Единственное, их война объединила. Только война закончилась опять. Опять создалась оппозиция в противовес. И сегодня они как бы договорились все, чтобы жить по шариату. Посмотрим, что из этого получится. Другими словами, они подтянули к своей действительности, как они хотят видеть. Если смогут они это сделать...
АК Они смогут?
РА Трудно сказать. Если они будут жить по шариату, то прекратятся все эти похищения, прекратится вся преступность, и Чечня будет самым спокойным регионом на юге РФ.
ОС Скажите честно, Вы в это верите?
РА Стерильно ничего не бывает, посмотрим. Мне самому сейчас трудно оценить, во что это выйдет. Я Вам почему сказал, что судебная система? Ведь многие бытовые вопросы в Ингушетии тоже решаются по шариату. Допустим, убили корову: сосед нечаянно наехал на корову. И начинается внутри народная дипломатия, основа которой шариат. Кстати, при Советской власти в Горской Республике разрешали шариатские суды, судили по шариату. Потому что образ жизни был такой.
АК То есть шариат в принципе это неплохо?
РА Это стерильно все. Почитайте Библию, Коран. Там есть что-нибудь плохое для людей?
АК Я хотел на самом деле другой вопрос задать. Вы будете у себя вводить?
РА Нет. Мы советское государство, у нас в Конституции записано, что мы советское государство, и живем по нормам, которые определены в нашей Конституции.
В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" был президент Республики Ингушетия Руслан Аушев.
12.02.1999
http://echo.msk.ru/programs/beseda/13143.phtml