31 марта 2006
2939

В России должна быть создана система государственного контроля, убежден депутат Госдумы Александр Харитонов

В России должна быть создана система государственного контроля, считает заместитель председателя комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству, доктор юридических наук Александр Харитонов. В интервью корреспонденту "ФК-Новости" он пояснил: "На пути движения любой страны к демократии всегда возникают сложнейшие проблемы. Сегодня в России - это масштабный всплеск преступлений и правонарушений, в том числе и на национальной почве. Более того, мы сегодня являемся свидетелями криминализации общественных отношений". Поэтому депутат полагает, что настало время прийти к созданию и укреплению разветвленного института государственного контроля.

Сегодня задача номер один, по мнению Александра Харитонова, это - повышение эффективности самой правоохранительной системы и ее деятельности, всей системы уголовной юстиции. Но организация борьбы с преступностью требует принципиально новых подходов. Например, в настоящее время по поручению Президента РФ готовится указ, который даст министерству юстиции РФ определенные полномочия для контроля за соблюдением федеральными органами исполнительной власти установления порядка подготовки ими издания нормативных правовых актов. "Задача номер два - неукоснительное соблюдение прав человека, которые основаны на понимании соотношения свободы и безопасности, свободы и подконтрольности как со стороны общества, так и государства", - добавил депутат. По его словам, сложившаяся сейчас криминогенная обстановка показывает, что власть не способна кардинально решать проблему ликвидации преступности.

Он напомнил, что еще в 19 веке в России был создан государственный контроль, своего рода высшая ревизионная инстанция. Эти функции выполняло учрежденное в 1811 году Главное управление ревизии государственных счетов. Это был коллегиальный орган во главе с государственным контролером. Функции его со временем расширялись и менялись название. Например, в1864 году Контрольный департамент гражданских отчетов был заменен Временной ревизионной комиссией, а в 1883 году на его основе создан был департамент гражданской отчетности. Все изменения государственного контроля были закреплены законодательно в "Учреждении государственного контроля"(1892 год). К сожалению, этот институт был упразднен в октябре 1917 года.

В России сейчас в рамках Конституции действуют президентский контроль, правительственный контроль и судебный. Конституционным видом контроля можно назвать и прокурорский надзор (согласно статье 129 Конституции РФ). "Но в рамках государственного контроля, по моему мнению, должны существовать и такие формы, как общественный и политический или партийный контроль", - поясняет депутат. Ведь в СССР существовал такой орган, как Комитет партийного контроля. "Конечно, особый вид контроля - финансовый. У нас есть Счетная палата. Но нам надо обязательно надо принять закон о государственном финансовом контроле в России, которого до сих пор нет", - особо подчеркнул Александр Харитонов. Государственный финансовый контроль совместно с другими видами государственного контроля может создать абсолютно новые условия для уничтожения коррупции и преступности в целом.

По его мнению, перспективы совершенствования государственного контроля практически неисчерпаемы. Депутат полагает, что "прежде всего надо начать с разработки Концепции государственного контроля в РФ. К разработке этой Концепции можно было бы привлечь ученых, юристов, правоведов, экспертов и специалистов ряда отраслей знаний, представителей Общественной палаты и других институтов гражданского общества". В итоге этой работы может быть создана основа законопроекта "О Государственном Контроле".

Большие надежды депутат возлагает на общественный и партийный контроль. Ведь сегодня в политической жизни нашего государства все большую роль играют политические партии, которые взаимодействуют с различными уровнями исполнительной власти, говорит он. Именно поэтому влияние партий на экономические, общественно-политические процессы неизменно возрастает, у партии появляются реальные возможности участвовать в контроле за всеми происходящими процессами в стране.

Но это, по его убеждению, будет не возрождение контроля, подобного контролю КПСС, ведь "мы живем в другой стране, где многопартийность является следствием развитого демократического и правового государства". Положительным примером сегодня может служить политический контроль фракции "Единая Россия" в Госдуме. Практически все законопроекты принимаются при тесном взаимодействии с исполнительной властью еще во время так называемого нулевого чтения. Исполнительная власть, скажем, сама обратилась к фракции "Единая Россия" с просьбой взять под контроль реализацию национальных проектов.



31.03.2006
http://www.fcinfo.ru/themes/basic/materials-document.asp?folder=1446&matID=97307
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован