11 марта 2006
3583

`В России необходимо сформировать качественную бизнес-среду`

"РЭО": Компания "Интеррос" была создана в 1990 году. В ретроспективе, кажется ли Вам удачным тот путь развития и капитализации, который прошел холдинг за 15 лет?
Л.З.: О том, что путь, пройденный "Интерросом" за 15 лет своего существования был удачным, говорит уже тот факт, что группа является одной из крупнейших и наиболее динамично развивающихся в стране. Конечно, этот путь не был детально прорисован изначально, его конкретные очертания определялись, с одной стороны, объективными условиями деловой среды в России на том или ином этапе и ресурсами нашего бизнеса, с другой стороны - субъективным осмыслением имеющихся возможностей. Бизнес возник в 1990 году как внешнеэкономическая ассоциация "Интеррос", которая после отмены государственной монополии на внешнюю торговлю оказывала услуги по квалифицированному сопровождению внешнеторговых сделок. Затем в стране начался период активного создания коммерческих банков, которые тогда давали возможность быстро сосредоточить значительные финансовые ресурсы. И в 1992-93 годах основатели "Интерроса" создали два банка - Международную финансовую компанию и ОНЭКСИМ Банк. Последний быстро стал одним из крупнейших негосударственных российских банков и явился центром образования финансово-промышленной группы. В этих условиях был взят курс на энергичное приобретение промышленных активов в различных отраслях.

Однако в середине 1990-х годов пришло осознание необходимости децентрализовать управление активами, расширить экономическую и финансовую самостоятельность дочерних структур. Стало очевидно, что стратегическое управление активами должно осуществляться не из банка, а из новой холдинговой структуры. С этой целью в апреле 1998 года и была создана Холдинговая компания "Интеррос". Последующие события показали, что данное решение акционеров спасло всю финансово-промышленную группу от многих негативных последствий грянувшего дефолта.

"Интеррос" сосредоточился на нескольких основных направлениях деятельности. Во-первых, была проведена реструктуризация наиболее ценных активов группы. Прежде всего, решительно взяв ориентацию на ведение цивилизованного бизнеса, акционеры "Интерроса" сделали все возможное, чтобы избежать банкротства ОНЭКСИМ Банка, сильно пострадавшего от финансового кризиса августа 1998 года. После успешных переговоров с кредиторами была осуществлена первая и единственная в современной истории российского банковского сектора эффективная реструктуризация банковских обязательств. Затем произошло объединение ОНЭКСИМ Банка и созданного в 1998 году Росбанка.

Вслед за этим было проведено преобразование РАО "Норильский никель" в ОАО "ГМК "Норильский никель", в основе которого лежало перенесение центра капитализации компании в сторону основных производственных активов. В результате значительно увеличилась прозрачность и инвестиционная привлекательность компании. На сегодняшний день "Норильский никель" является одним из лидеров российского фондового рынка и входит в "семерку" крупнейших по размерам капитализации отечественных компаний (16,1 млрд. долл.).

Во-вторых, были определены непрофильные для "Интерроса" активы (пакеты акций НК "Сиданко", "Связьинвеста", "Пермских моторов", предприятий ВПК и Новолипецкого металлургического комбината). В короткие сроки была осуществлена эффективная продажа этих активов.

В-третьих, в начале нового тысячелетия "Интеррос" целенаправленно занялся поиском новых перспективных направлений инвестиционной деятельности. В итоге бизнес-портфель компании пополнился активами в энергетическом машиностроении (концерн "Силовые машины"), золотодобыче (компания "Полюс"), средствах массовой информации (холдинг "Проф-Медиа"), агробизнесе (АПК "Агрос"), операциях с недвижимостью (компания "Открытые инвестиции"), ЖКХ (компания "Новогор"). Таким образом, "Интерросу" удалось заметно увеличить стоимость активов, находящихся под его управлением.

"РЭО": Как бы Вы определили идеологию компании на современном этапе?
Л.З.: Если говорить об идеологии компании, то к настоящему времени она приобрела достаточно четкие формы. "Интеррос" позиционирует себя как крупную частную инвестиционную компанию, которая развивает диверсифицированный бизнес, осуществляет долгосрочные инвестиции в свои проекты и действует в соответствии с передовыми международными принципами деловой практики. Суть этой стратегии - покупка перспективных бизнесов, их реструктуризация путем вложения финансовых и организационно-управленческих ресурсов, резкое повышение их инвестиционной привлекательности и вывод на фондовый рынок путем первичного размещения акций. Основным критерием при принятии решения об участии в том или ином инвестиционном проекте, а также сроках выхода из него является соблюдение баланса между текущей доходностью и увеличением стоимости бизнеса. При этом приоритетными для "Интерроса" являются прямые инвестиции, поскольку они обеспечивают контроль над активами и полноту участия в принятии наиболее эффективных управленческих решений в интересах акционеров. Естественно, при таком стратегическом подходе "Интеррос" прямо заинтересован в повышении уровня корпоративного управления в своих дочерних компаниях и активно содействует этому.

В более широком плане идеология "Интерроса" исходит из необходимости формирования в России качественной бизнес-среды. Это предполагает, что компании частного бизнеса должны придавать приоритетное значение таким вопросам, как добросовестная уплата налогов и, соответственно, полнокровное наполнение государственного бюджета, целенаправленное создание рабочих мест и возможностей для самореализации своих работников, ведение бизнеса в соответствии с общепринятыми в мировой практике этическими нормами.

"РЭО": Что является основным капиталом компании "Интеррос" - финансы, человеческий капитал, общественные связи - репутация? В каких пропорциях и как зависят один капитал от другого, на Ваш взгляд?
Л.З.: Все, что Вы перечислили, - звенья одной цепи, составные части капитала "Интерроса". Но определять конкретные пропорции, например, путем сопоставления отдельных статей баланса компании, я бы не стала, это все-таки механический подход, а реальная деловая практика динамична и многообразна.

Казалось бы, в основе деятельности инвестиционной компании находятся финансы. Действительно, без денежных средств перспективный актив не купишь. Но приобрести бизнес мало; в нем надо организовать эффективное управление, выработать для него оптимальную стратегию, повысить его инвестиционную привлекательность и удачно вывести на фондовый рынок. Для всего этого нужны высококвалифицированные управленцы.

Другими словами, успех инвестиционного проекта определяется, в первую очередь, созданием команды профессионалов-управленцев, обладающих опытом инвестиционной деятельности и знаниями отраслевой специфики. Вообще, командный дух в высокой степени присущ "Интерросу". Напомню, что у истоков компании стояла именно команда хорошо друг друга знавших, молодых, по-хорошему амбициозных людей, получивших самое лучшее на то время экономическое образование - Владимир Потанин, Михаил Прохоров, Александр Хлопонин и другие. Конечно, по мере роста компании ее трудовой коллектив заметно расширился, но у руководства "Интерроса" никогда не было "конвейерного" отношения к специалистам. Не случайно наша компания выделяется крайне низкой текучестью кадров.

Естественно, не последнюю роль в продвижении бизнеса "Интерроса" играет его высокая деловая и общественная репутация. Это позволяет легче находить инвесторов и партнеров по проектам, увереннее выстраивать конструктивные отношения с органами власти.

"РЭО": "Интеррос" известен своим активным участием в деле продвижения отечественных науки и культуры. Обусловлено ли это бизнес-причинами или иными мотивами? С Вашей точки зрения, должен ли крупный бизнес заниматься чем-либо кроме зарабатывания денег и усиления собственных позиций на рынке?
Л.З.: Действительно, на всем протяжении своей истории "Интеррос" осуществляет широкий спектр социальных программ, оказывая содействие развитию образования, культуры, искусства, спорта, помогая религиозным конфессиям. Думаю, что многие из них хорошо известны. Благотворительный Фонд Владимира Потанина предоставляет сразу несколько видов стипендий - это общенациональная стипендиальная программа во всех семи федеральных округах и Москве, стипендии для курсантов военных вузов и учебных заведений системы МВД, гранты молодым преподавателям российских вузов и студентам-дипломникам МГИМО для прохождения практики в загранучреждениях МИДа. Начиная с 1997 г. "Интеррос" является основным российским партнером и спонсором "Эрмитажа". В настоящее время при поддержке Благотворительного фонда в Нью-Йорке продолжается выставка "РОССИЯ!", на которой представлены более 250 лучших произведений российского изобразительного искусства.

Полагаю, что не только успехи в бизнесе, но и многолетняя благотворительная и социальная деятельность Владимира Потанина стали главными причинами его избрания членом Общественной палаты.


Современный бизнес не может ограничиваться просто зарабатыванием денег.
Современный бизнес не может ограничиваться просто зарабатыванием денег. Для нашей компании социальная политика всегда являлась естественным направлением деятельности, в том числе нацеленным на повышение ее деловой репутации в глазах российских и зарубежных партнеров, привлечение инвестиций, содействие выходу компании и ее дочерних структур на мировые рынки. Социальная ответственность для нас так же важна, как и финансово-экономические показатели. Не секрет, что реализация масштабных социальных и культурных проектов обеспечивает благоприятный общественный климат вокруг международных, федеральных, региональных проектов



Социальная ответственность для нас так же важна, как и финансово-экономические показатели.
"Интерроса" и оказывает позитивное воздействие на основную хозяйственную деятельность компании. Думаю, что в 2003 году Конгресс США и Федеральная комиссия по ценным бумагам и биржам, давая "зеленый свет" "Норильскому никелю" на приобретение контрольного пакета акций американской компании "Stillwater Mining Company", принимали во внимание не только его экономические и финансовые показатели, состояние корпоративного управления, соблюдение прав акционеров и инвесторов, но и высокий уровень социальной ответственности.

"РЭО": Вы являетесь генеральным директором Благотворительного фонда Владимира Потанина, благодаря которому на протяжении нескольких лет тысячи студентов России получают финансовую поддержку. Чем обусловлен выбор именно такой программы благотворительности? Какая связь благотворительной деятельности и бизнес-интересов?
Л.З.: Разнообразные стипендиальные программы, которые я уже упоминала, мы относим к категории стратегических социальных инвестиций. Наша стратегическая цель - помочь молодым людям найти свое место в жизни, расширить их возможности в выборе профессиональной карьеры. Поскольку нам далеко не безразлично, в какой среде будет развиваться не только наш собственный, но и весь российский бизнес - в цивилизованной и образованной, или, напротив, в маргинальной. Поэтому, позиционируя себя как компанию с "государственным мышлением", "Интеррос" вносит свой посильный вклад в решение наиболее злободневных проблем российского общества. Среди них - духовное возрождение общества, сокращение социального расслоения, повышение образовательного уровня молодежи, построение институтов гражданского общества.

Сегодня мы живем в обществе с рыночной экономикой и социалистической идеологией, когда в массовом сознании сформировались устойчивые стереотипы о том, что бизнес уклоняется от уплаты налогов, методично выводит свои капиталы за рубеж, ведет корпоративные войны за передел собственности и т.д. Проблема, характерная для всего российского бизнеса, заключается в том, что он из рук вон плохо и лишь от случая к случаю занимается созданием благоприятной для себя общественной среды. Сегодня редко встретишь позитивную информацию о том, сколько рабочих мест создано в частном секторе, какую сумму та или иная компания заплатила в виде налогов в федеральный или региональный бюджеты, какие благотворительные проекты она реализовала. Хочется надеяться, что и деловое сообщество, и наше государство предпримут более энергичные усилия по преодолению отчуждения между бизнесом и обществом.

Лариса Зелькова
директор Департамента по связям
с общественностью компании "Интеррос"
www.rusrev.org
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован