17 февраля 2007
3461

`В создании систем безопасности мы следуем мировой практике`


Государственная дума РФ приняла и Совет Федерации одобрил закон "О транспортной безопасности". Документ с вполне нейтральным названием еще находился в стадии обсуждения, а слухи о его содержании уже роились. Почему возникла такая настороженность? И есть ли причины для беспокойства?
С этими и другими вопросами редакция "Советской Сибири" обратилась к депутату Государственной думы, первому заместителю председателя комитета по безопасности, члену президиума политсовета Новосибирского отделения партии "Единая Россия" Валентину БОБЫРЕВУ.
- Я думаю, что слухи и беспокойство связаны с тем, что закон предусматривает создание Единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности, в том числе централизованной базы персональных данных пассажиров.
- Валентин Васильевич, кто будет участвовать в формировании баз данных? О каких пассажирах идет речь в законе и что же будет про них записано?
- Такие сведения обязаны будут предоставлять перевозчики либо сервисные организации, продающие билет, причем не только российские, но и иностранные - если транспортное средство следует через территорию РФ, а также федеральные органы исполнительной власти.

Пассажиры электричек, такси, конечно, эту систему не заинтересуют.
В базу данных попадут пассажиры железнодорожного, водного, морского и воздушного транспорта, международных авторейсов.
В нее введут имена, дату и место рождения, гражданство, другие паспортные данные пассажиров, а также пункты отправления и назначения, виды используемого транспорта, маршруты и даты поездок. Таким образом, передвижение персоны будет зафиксировано, и если, не дай Бог, она окажется криминальной, легче вычислить ее намерения и планы.
Законопослушным гражданам опасаться нечего: доступность информации возможна только для строго определенного круга лиц. В законе подчеркивается, что сведения, содержащиеся в базах данных, являются "информацией с ограниченным доступом".
- Когда начнется ее сбор?
- Закон вступит в силу по истечении 180 дней со дня его опубликования, то есть примерно через полгода.
- Главной причиной его появления называют укрепление гарантий по исключению террористической угрозы. Получается, что на транспорте ее уровень самый высокий, коль принят специальный закон?
- Ни для кого не секрет, что значительная часть совершенных за последние годы наиболее громких террористических акций, имевших большой общественный резонанс, в том числе и международный, была осуществлена именно на объектах транспортного комплекса: подрывы воздушных судов, железнодорожных поездов и поездов метрополитена, угрозы минирования вокзалов и аэропортов.
Десятки попыток совершения подобных акций были предотвращены правоохранительными органами, тем не менее произошедшие события показали недостаточную эффективность имеющейся системы мер. Я имею в виду те отдельные позиции, которые нашли свое отражение в ряде законодательных актов, таких как Воздушный кодекс РФ, Кодекс торгового мореплавания РФ, Кодекс внутреннего водного транспорта РФ и некоторых других.
Нужна была единая государственная система обеспечения транспортной безопасности, соответствующая характеру и уровню угроз последнего времени.
Прежде всего речь идет о системе государственного управления, упорядочении отношений между государственными органами и субъектами транспортной инфраструктуры, которые в большинстве своем стали негосударственными предприятиями. А это влечет за собой и новые принципы ресурсного обеспечения транспортной безопасности, в том числе финансирования, подготовки квалифицированных кадров, внедрения научно-технических разработок, особенно в условиях государственно-частного партнерства. При этом российское законодательство и правовая практика приводятся в соответствие с международными нормами и стандартами.
- Несмотря на убедительность названных вами доводов, правозащитники высказались против "переписи транспортного населения". Они утверждают, что такие данные в России всегда бывают для "двойного назначения" и что вскоре на ближайшем рынке будут торговать этими базами по полтине за диск...
- Ну что ответить на это? Наш российский хакер сумел взломать одну из самых защищенных банковских систем Англии. Но это не значит, что нужно закрыть все банки.
Мировая практика создания систем безопасности, в том числе и на транспорте, во многом единообразна, и мы следуем в том же русле. Закон необходим, даже если для его принятия был бы один повод: допустим, происходит катастрофа, в которой люди получают тяжелые травмы, гибнут. Система учета поможет установить личности, своевременно разыскать родственников, представить информацию медицинским учреждениям.
Правозащитники считают, что перевозчикам нужно давать информацию о людях, уже совершивших преступления, но не обо всех пассажирах - это якобы противоречит праву на неприкосновенность частной жизни.
Ну, во-первых, часто теракты совершают люди, вообще не засвеченные в криминале, - это общеизвестно. Имеющаяся практика "раздевания-разувания" перед вылетом авиарейсов всеми уже принята, хотя тоже посягает на частную жизнь. Люди с пониманием относятся к таким мерам.
"Подобные меры не новы для мировой практики, - такую оценку высказал Сергей Быхал, директор по связям с общественностью авиационной компании "Трансаэро". - К примеру, ряд стран на американском континенте обязывает перевозчиков предоставлять подобную же информацию о пассажирах, и мы, безусловно, это делаем". "Вряд ли сбор такой информации вызовет протест у пассажиров", - уверены в компании "Евролайнс", осуществляющей автобусные перевозки в страны Балтии.
- Вы не считаете, что законодатели все же должны четче прописать ответственность за разглашение персональной информации?
- Когда закон начинает жить, то его текст подвергается различным поправкам. Не исключаю, что и этот постигнет та же участь.
- Валентин Васильевич, можно так сказать, что принятый документ обеспечивает гарантии безопасности пассажирам? Кто отвечает за нее? И какой вид транспорта можно назвать самым надежным?
- Во всяком случае, закон впервые дает определение транспортной безопасности - это состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
Обеспечение безопасности возлагается на физических и юридических лиц - собственников транспортной инфраструктуры и транспортных средств. А уполномоченные федеральные органы исполнительной власти будут осуществлять государственный надзор и контроль за этой работой.
Что касается вашего вопроса о надежности, то закон действительно разделяет объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства на определенные категории в зависимости от степени угрозы совершения "актов незаконного вмешательства" и их последствий. Будет введена оценка уязвимости объектов и перечень уровней безопасности. Такая оценка проводится специализированными организациями, получившими государственную аккредитацию.
Сведения, полученные в результате этой оценки, являются государственной тайной. И это можно понять.
Любое путешествие может быть самым рискованным на самом безопасном транспорте и наоборот. Все зависит от полученной накануне оперативной информации. Правильно использовать ее и защитить пассажиров - вот главный результат работы, которая теперь будет опираться на статьи специально принятого закона.
- Вызывает безусловное понимание то, что прием на работу, связанную с обеспечением безопасности, должен быть обусловлен какими-то ограничениями для претендентов на определенные должности. Закон конкретизирует эти требования?
- Перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, будет устанавливаться Правительством Российской Федерации. Закон в статье 10 предусматривает введение определенных ограничений. На эту работу не будут приниматься лица, имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления, состоящие на учете в учреждениях органов здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании.
- Валентин Васильевич, спасибо вам за комментарии и обнадеживающую информацию!
- Буду рад ответить на ваши вопросы. В заключение хотел бы напомнить любителям путешествий, что транспорт всегда относился к объектам повышенной опасности. Поэтому старайтесь быть максимально осторожными, внимательными и... бдительными.

Валентина МАЛЬЦЕВА.

http://bobyrev.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован