Андрей Добров: У нас сегодня в студии губернатор Нижегородской области, человек очень хорошо известный всем москвичам, Валерий Павлинович Шанцев. Доброе утро!
Андрей Добров: У нас сегодня в студии губернатор Нижегородской области, человек очень хорошо известный всем москвичам, Валерий Павлинович Шанцев. Доброе утро!
Валерий Шанцев: Доброе утро!
А.Д.: Рады приветствовать Вас из Москвы, как вы переживаете разлуку с городом?
В.Ш.: Город, в котором я всю жизнь работал, для меня родной городя, я с ним не разлучаюсь, часто бываю в Москве, у меня там все мои близкие, родные, поэтому я не чувствую, что я оторван от этого города.
А.Д.: У нас утренний эфир, хотелось бы знать, с чего начинается ваш день - зарядка, плавание, катание на лошади, на горных лыжах - с чего?
В.Ш.: Утро, конечно, с поездки на горных лыжах, особенно летом я не начинаю, а начинаю с зарядки, обычного туалета. Сейчас временный перерыв у меня, а обычно еду в бассейн, сейчас бассейн просто на профилактике, думаю, с сентября свои 800 с утра буду брать.
А.Д.: Хорошая фраза. Спасибо руководителям бассейна за профилактику, мы получили возможность с вами связаться. Во сколько у вас начинается утро?
В.Ш.: Поднимаюсь я в районе 6-ти, в бассейне я в 7.30.
А.Д.: А заканчиваете когда?
В.Ш.: Еду на работу в 8.40.
А.Д.: А заканчивает работу когда? Чтобы знать, какой у вас рабочий день получается?
В.Ш.: Где-то в районе 21.30.
А.Д.: Валерий Павлинович, после решения Международного олимпийского комитета о проведении олимпиады 2014-го ода. в Сочи в СМИ появились такие слухи, что и Нижний Новгород намерен бороться за звание Олимпийской столицы, это правда?
В.Ш.: У нас обычно, когда руководитель начинает рассуждать о какой-то проблеме, все это сразу принимают как принятое решение. Мы, действительно, сегодня очень многое делаем чтобы развивать спортивную инфраструктуру Нижнего Новгорода, считаем, что лет через 10 мы будем по спортивной структуре серьезно готовы, только когда мы будем выходить на право проведения Олимпийских игр, это будет лишать уже наверное не шансов, потому что совершенно очевидно, что через 10 лет мы не будем готовы к этому, а базу создадим основательную и по детским юношеским спорт. школам, и по развитию массового спорта, и по профессиональным командам. Я скажу, что многие виды спорта в Нижнем Новгороде и исторически, и традиционно являлись лучшими в Советском Союзе, например, школа прыжков с трамплина, мы единственный чемпион мира, но там сейчас трамплин пришел в негодность, его надо сносить и строить новый. Вот этими проблемами будем заниматься - водное поло, художественная гимнастика, хоккей с шайбой, женский хоккей с шайбой, женский хоккей на траве - это уже олимпийский вид спорта, а у нас команда - 5-кратный чемпион России и 2-кратный обладатель кубка европейских чемпионов. Мало кто знает, но это факт. Футбол, волейбол, борьба. У нас есть чемпионка мира по борьбе сумо, например, Пантелеева Светлана. Поэтому мы действительно считаем, что надо работать по олимпийским видам спорта и по летним, и по зимним. Мы проектируем сегодня биатлонный стадион. В ближайшее время мы будем заниматься лыжной базой, у нас сейчас развиваются горно-лыжные виды спорта, хороший центр "Хабарское" - там детско-юношеская спортшкола с прошлого года работает, и детско-юношеская спортшкола в парке "Швейцария", мы сейчас думаем ее реконструировать. Много очень задумок и идей, которые, безусловно, приведут к высокой готовности.
А.Д.: Горно-лыжный все-таки есть?
В.Ш.: Просто сейчас лето, вчера только обсуждали мы с австрийскими архитекторами, что можно сделать горно-лыжную трассу с искусственным покрытием, на которой можно будет и летом кататься.
А.Д.: Отлично! Я так понимаю, что Вы довольно часто ездите в Москву. Скорее всего летаете, да?
В.Ш.: Не только летаю, езжу на поезде, автомобиле, летаю на самолет, вертолете - все зависит от времени года. Зимой выгоднее ездить на поезде.
А.Д.: Как раз по поводу поезда. Я так понимаю, что есть планы построить высокоскоростную железнодорожную магистраль. На прошлой неделе в Вашем городе с официальным визитом находилась делегация Японии во главе с министром экономики посольства Японии в РФ Такиси Сихикаро. На Нижегородской ярмарке состоялась российско-японская конференция перспективы осуществления проекта строительства высокоскоростной железной дороги Москва - Нижний Новгород. Правда это?
В.Ш.: Конечно, раз это все знают не только от меня, такая конференция действительно состоялась. Проект высокоскоростной железной дороги, который работает уже долгое время в Японии, одобрен и японской стороной, и нашими российскими железными дорогами. Т, например, Иван Иванович Якунин в своем интервью сказал, что два проекта сегодня реальных: Москва - Санкт-Петербург и Москва - Нижний Новгород. Какова будет очередность? В зависимости от готовности, мы считаем, что сначала надо попробовать на коротком участке, потому что Москва - Санкт-Петербург почти в 2,5 раза длиннее, и погодные условия в Японии и у нас - разные. Нужно отработать технологии, методики эксплуатации. Сейчас мы создали рабочую группу, японские компании (их порядка 40-ка) объединились, РЖД и правительство Нижегородской области следующую конференцию наметили на сентябрь, будет она проводиться в Токио, скорее всего, таким образом будем двигать этот проект. Но первое движение уже произошло - мы включены в планы повышения скорости существующей железной дороги, из 80-ти километров в 2009-м году будем иметь 160 километров - это заказ немецким строителям скоростных железных дорог, так что уже будем ехать не 6 часов, а 3. Перейдем на скоростную дорогу - будем ездить 1 час 10 минут.
А.Д.: Как вы будете повышать скорость по обычной железной дороге?
В.Ш.: Для этого надо выравнивать наше рельсовое полотно, получать новый подвижной состав, который уже размещен как заказ в Германии.
А.Д.: То есть скоро временная поездка в Нижегородскую область станет короче буквально вдвое, а сейчас мы едем 7 часов?
В.Ш.: Электричка, так называемая "бешеная", идет 5,5 часов.
А.Д.: Можно будет за 2,5 часа тогда доехать.
В.Ш.: За 3.
А.Д.: За 3. Зачем тогда нужно скоростное строительство с японцами?
В.Ш.: Потому что у японцев - вообще 1 час 10 минут. А мобильность в 21-м веке это самое главное, об этом говорил президент Путин, что надо повышать мобильность нашего населения. Мы, например, заключили соглашение 3-летнее с префектурой Мияги Японии. Почему с ними? У них такая же ситуация, они от Токио находятся на расстоянии 390 километров, а мы - от Москвы. У них проживает 2,5 миллионов человек населения, у нас - 3,5. Но я в Токио сел в скоростной поезд и проехал до префектуры Мияги за 1 час 10 минут. В это время я читал книжечку, и ни разу книжка не вздрогнула, можно было посмотреть кино, поужинать, все это как будто ты сидишь в квартире.
А.Д.: Приятно, то есть фактически до Нижнего Новгорода можно будет добраться быстрее, чем из центра Москвы до Кутузовского проспекта.
В.Ш.: Сейчас я думаю, что Москва тоже решит все проблемы, чтобы быстро можно было ездить.
А.Д.: У вас почему такая уверенность?
В.Ш.: Нижний Новгород поможет, мы оттянем сюда все транспортные потоки, которые сегодня привозят в Москву товары, из Москвы развозят по всей России, наоборот мы будем здесь центром логистики на всю Центральную Россию, на всю Россию. Когда-то в 19-м веке говорили: Санкт-Петербург - это голова России, Москва - душа России, а Нижний Новгород - карман России. Надо историческую миссию каждому городу возвращать, посреднически-дистрибьютерские функции для Москвы - это дополнительная ненужная нагрузка. Я как москвич, как любящий Москву буду все делать, чтобы избавлять ее от ненужной работы.
А.Д.: Мне кажется, пробки в Нижнем Новгороде все еще есть.
В.Ш.: Они не только есть, они возрастают в связи с тем, что город находится на перекрестке двух международных транспортных коридоров, а коммерческая деятельность с каждым годом все увеличивается, потому, не имея обходов - ни южного, ни северного - город подвержен именно этому явлению, когда весь коммерческий транспорт идет через центр города по нашим существующим магистралям. Мы сейчас строим южный обход, уже вышли на 3-ю очередь, провели конкурс сейчас на государственное партнерство по северному обходу, и это где-то 2010-2011 годы. К этому времени мы разрешим эту проблему, несколько мостов еще построим, метромост поострим.
А.Д.: Может, какие-то кольцевые дороги?
В.Ш.: Я и говорю об обходах.
А.Д.: Обходы - это кольцевые дороги?
В.Ш.: Да.
А.Д.: МКАД у нас есть, а там будет называться НКАД?
В.Ш.: МКАД почему имеет форму кольца? Потому что кругом поселки, а у нас есть на северо-востоке лесные массивы, по которым вообще не надо ездить, и это бессмысленно - замыкание кольца. У нас будет разорванное кольцо.
А.Д.: Мы еще раз вернемся к строительству высоко-скоростной магистрали. Для Вас, как руководителя региона, что важнее - российский инвестор или зарубежный? Какие есть предпочтения? В каких сферах должны реализовываться инвестиционные проекты в первую очередь? Это касается вопроса инвестиций - российский или иностранный - и куда нужны инвестиции в Нижегородской области?
В.Ш.: Любому руководителю региона не важно, откуда пришли деньги. Важно, чтобы эти деньги решали проблемы и повышали эффективность производства на основе современных передовых технологий. Поэтому, если российский инвестор эти технологии внедряет, мы только рады. Если это иностранный инвестор - мы тоже рады. Мне неоднократно задавали этот вопрос. Сегодня у нас рыночная экономика, и задача власти и государства - создавать условия для работы бизнеса. Не думать: этот вид бизнеса - выгодный или нет? Любая производственная деятельность на территории Нижегородской области нами поддерживается. Один человек начинает заново свою деятельность, 5, 100 человек, а если это несколько тысяч? Мы должны бегать вокруг этого и "подносить снаряды".
А.Д.: Я хочу коснуться самого города - Нижнего Новгорода. Я очень люблю этот город, я много раз там бывал. Мне очень нравится архитектура, атмосфера, люди, которые там живут. Я считаю, что это один из самых красивых городов в России, в частности, это столица российского архитектурного модерна, но, к сожалению, он долго разрушался по большому счету, особенно центр, как и большинство городов. Проблема ветхого жилья в Нижнем Новгороде стоит даже острее, чем в Москве. По объему может быть меньше, а вот по тому, что видно, даже больше. Вот как сейчас эта проблема решается?
В.Ш.: Мы сделали некоторые шаги. Во-первых, мы сейчас актуализируем генплан, который разработан был в 1999-м году и уже не соответствует сегодняшним требованиям, заканчиваем эту работу в марте 2008-го, параллельно разрабатывается много проектов детальных планировок, начал работу Градостроительный совет под моим руководством, есть уже серьезные наработки по целому ряду направлений реконструкции города. Мы считаем, что эта программа, которую мы утвердили по ветхому и аварийному фонду, она у нас рассчитана до 2012-го года, она будет учитывать и использовать опыт Москвы, где уже тысячи 5-этажек снесены. Нам до 5-этажек далеко, нам бы одноэтажки все снести, и ветхие дома, которыми у нас застроены многие улицы сплошняком. Поэтому задача очень сложная, требует привлечения больших инвестиций, мы рады, что сегодня уже пришли сюда Главмоспромстрой, Главмосстрой-155, 1-я Инвестиционная компания и целый ряд других застройщиков, которые имеют этот опыт в Москве и волновое переселение уже началось со строительства двух жилых домов в городе Пстова. В отличие от многих местных инвесторов, московские сначала построили бесплатное жилье для переселения, потом сносят ветхие дома, и только потом на их месте строят коммерческое жилье. Вот это столичный подход, я его приветствую.
А.Д.: Скажите, архитектурная особенность Нижнего Новгорода будет все-таки сохраняться?
В.Ш.: Ну, а как же.
А.Д.: Потому что вы говорите сносить все одноэтажные дома. У меня сердце екнуло моментально. Неужели все снесут?
В.Ш.: А вы приезжайте, я вас провезу по улице у вас сердце екнет от другого - почему они до сих пор стоят.
А.Д.: Спасибо, то есть это было личное приглашение? Его слышали все.
В.Ш.: Да, пожалуйста, приезжайте. Есть центр города, а есть окраины города. Конечно, если говорить о центре города, то судьба каждого здания будет решаться индивидуально, но у нас сегодня есть здания в буквально сотнях метрах от кремля, которые полусгоревшие, с разрушенными кровлями. Мы можем дальше страдать сколько угодно, но люди не могут жить в такого рода жилом фонде, в котором нет абсолютно никакого комфорта. Нет ни ванны, нет ни туалета. Мы ведь реализуем программу "Доступное комфортное жилье". Многие понимают это по-разному, как будто это два разных понятия. Это одно понятие: каждый человек имеет право на комфортное жилье. Некомфортное жилье сегодня никому не нужно.
А.Д.: Валерий Павлинович, скажите, пожалуйста, мы говорили о том, что Вы действуйте в тесной связи с московскими властями. Во всяком случае, такой вывод можно сделать из нашего сегодняшнего разговора. Так это или нет?
В.Ш.: Да, так.
А.Д.: Скажите, пожалуйста, вот сейчас, 4-го июля, было подписано соглашение с правительством Москвы о реконструкции международного аэропорта Нижнего Новгорода, и Юрий Лужков заявил, что нижегородский аэропорт будет реконструироваться на столичные деньги по проекту аэропорта "Внуково". Когда начнется реализация этого плана? Когда он будет реконструироваться ваш аэропорт?
В.Ш.: Мы действительно подписали соглашение с Москвой, с московским правительством, только не по одному аэропорту, а по целому комплексу вопросов. Аэропорт - это только часть нашей совместной деятельности. Создана рабочая группа, которая занимается формированием бизнес-плана, потому что любой проект начинается именно с этого: какие инвестиции вкладываются, когда эти инвестиции будут возвращаться, каким образом будут возвращаться, в какой структуре это все будет делаться. 31-го июля будет заседание правительства Москвы, на которое пойдет наш представитель, там будет рассматриваться тот вопрос, готовиться документы. Первая очередь начнется когда все будет спроектировано. Предполагается, что объем инвестиций будет в размере 12-ти миллиардов рублей.
А.Д.: А какие еще направление были представлены в этом соглашении с правительством?
В.Ш.: Направления развития взаимовыгодного сотрудничества в области снабжения Москвы продовольственными товарами, товарами повседневного спроса, направление о сотрудничестве в области науки, промышленности, потому что многие отрасли взаимодополняют друг друга, тем более, что в Москве и Нижнем Новгороде сильный оборонный комплекс, который находится тоже в серьезной кооперации. Взаимные действия в области строительства жилья, объектов инфраструктуры, Москва уже заложила камень в Болохне под строительство Дома Москвы - это культурно-развлекательный центр, это первый проект и, я думаю, не последний. У нас очень широкое сотрудничество, мы начинаем его с этого соглашения.
А.Д.: В Москве строится, если едешь по 3-му кольцу после Кутузовского проспекта, видны огромные корпуса - небоскребы Москва-сити. А подобные проекты будут в Нижнем Новгороде осуществляться, то есть международные бизнес-центры, такие огромные и так далее?
В.Ш.: Ну, я уже говорил, что надо от Москвы функцию дистрибуции товаров массового спроса уводить по одной простой причине, что по вопросам логистики, это оценка не наша, а оценка международных консалтинговых компаний, Нижний Новгород выше Москвы. В радиусе 1000 километров нас проживает 86 миллионов потребителей со средней покупательской способностью выше на 40% чем по России. Москва по этому показателю занимает аж 3-е место, после Самары. Хотя в самой Москве и проживают 10 с лишним миллионов человек. А вот вопросы дистрибуции товаров - они выгоднее от нас, чем из Москвы, и это сегодня очевидно, поэтому нам нужно строить здесь офисы, строить деловые центры и такие проекты мы уже выставляли на международных выставках, в том числе на выставках в Каннах, в Лондоне - есть проект торгового центра международного "Стрелка-сити", есть проект "Горская пойма", который уже сегодня серьезно продвигается. Мы будем строить такого же рода здания, может быть чуть пониже.
А.Д.: Чуть пониже, это приблизительно сколько?
В.Ш.: Это архитекторы решат.
А.Д.: Валерий Павлинович, а вот нижегородская ярмарка до революции была одним из основных торговых центров в России. А сейчас она, в основном, похожа больше на архитектурный памятник, долгое время, во всяком случае, была. Будете как-нибудь развивать этот традиционный торговый центр и как-то его выводить на новый уровень?
В.Ш.: Будем развивать. Там уже началось проектирование строительства нового гостиничного комплекса, мы предполагаем строительство около 250-ти тысяч квадратных метров новых выставочных площадей. У Вас складываются ошибочные впечатления о нижегородской ярмарке. Она обрела свою вторую жизнь с начал 1990-х годов. Вы помните, нижегородская ярмарка была волевым решением советского правительства закрыта в 1919-м году и не функционировала все советское время, начала функционировать с начала 1990-х годов, и сегодня это один из самых раскрученных брендов в области выставочной деятельности. Ярмарка прибыльная, и все выставки, которые там проводятся, они уже известны не только в России, но и за рубежом. Вы правы, что условия для ведения выставочного дела на современном уровне и возможность проведения здесь международных выставок очень затруднена. Мы имеем соглашение на сегодня с выставочным центром "Пари Норд", который является одним из самых сильных в мире, и они помогают и по вопросам проектов, и по вопросам концепции развития. Мы считаем, что нижегородская ярмарка должна стать одной из самых основных в России.
А.Д.: В Нижнем Новгороде сейчас в студии вместе с Валерием Павлиновичем находится зам гендиректора информационного агентства "Росбалт" Игорь Владимирович Шатров, который тоже имеет возможность задать вопрос Валерию Павлиновичу и не в эфире, а прямо вот глаза в глаза. Игорь Владимирович, доброе утро!
Игорь Шатров: Доброе утро! Да, действительно мы с Валерием Павлиновичем тут общаемся, продолжаем разговор на заданную Вами тему, очень интересно, но я хотел бы задать вопрос о политике, если Валерий Павлинович позволит, парочку вопросов. Можно, Андрей?
А.Д.: Да, конечно.
И.Ш.: Валерий Павлинович, вот выборы на носу, в Госдуму, в первую очередь. Планируете ли вы возглавить "Единую Россию" на предстоящих выборах в Госдуму?
В.Ш.: Ну, этот вопрос должно решить региональное отделение нашей партии "Единой России", в которой я являюсь одним из первых членов - во время, когда объединялось "Отечество" и "Единство", я был одним из 10-ти человек, который организовывали эту партию. Областная конференция в сентябре месяце будет принимать решение, если мне доверят, то я с удовольствием приму это предложение и буду работать.
И.Ш.: Спасибо! Валерий Павлинович, а теперь о делах таких тяжелых, неприятных. Очень много сейчас говорят о коррупции среди чиновничества, о коррупции среди выборных деятелей, в частности о коррупции среди мэров. После громких коррупционных скандалов, которые прокатились по России заговорили, что система выборности мэров себя не оправдала и что они, также как и губернаторы, должны назначаться федеральным центром. Как вы относитесь к этому вопросу?
В.Ш.: Я могу сказать, что я являюсь одним из, уж так не принижая никого, главных специалистов по местному самоуправлению - ректор Муниципальной академии, член президиума Конгресса муниципальных образований, в свое время долго работал в президиуме Совета российских городов - и понимаю, значение и роль местного самоуправления. Когда мы устраиваем систему государственной власти, мы должны понимать, что власть и местное самоуправление должны взаимодополнять друг друга. Сегодня у нас все это разорвано, и если президент называет кандидатуру губернатора, эта кандидатура обсуждается законодательным собранием региона, согласовывается, и губернатор получает полномочия, то дальше ветка обрывается - дальше государственная власть не существует, а существует местное самоуправление. И, следовательно, что бы мы не говорили, но разветвленной, структурированной системы государственной власти у нас нет.
И.Ш.: Той самой вертикали, которой говорим.
В.Ш.: Я глубоко убежден: мы говорим об этой вертикали, но ее просто нет. Да и тем более, полномочия губернатора существенным образом размыты в области важнейших направлений жизни людей. В частности, ЖКХ - это полная компетенция местного самоуправления, на которое оно не имеет и половины ресурсов, здравоохранение - это полная компетенция местного самоуправления, на которое оно не имеет никаких ресурсов. Посмотрите наши поликлиники, посмотрите наши больницы, мы сейчас тормозим это развитие. Образование - это полная компетенция - посмотрите наши школы. За два года я все это прекрасно изучил и поэтому считаю и убежден, что такая система формирования исполнительных органов власти должна пройти до каждого поселка. Безусловно, губернатор нижегородской области Шанцев имеет 52 района, там в каждом районе должен быть человек, который бы дальше продолжал бы функции государственной власти. Я должен назвать эти фамилии, и в соответствующих органах представительной власти должны быть обсуждены эти фамилии и они получают свои полномочия. Дальше у каждого этого района есть 10-15 поселений, где главы этих поселений - то же самое. Он называет эти фамилии, земское собрание их обсуждает, таким образом - мы прошли вертикаль до самого конца. Местное самоуправление не должно иметь непосредственных органов оперативной работы, это наши функции. Главой местного самоуправления можно спокойно называть глав земских собраний, районных собраний, городских.
И.Ш.: То есть законодателей.
В.Ш.: Законодателей, да. Они формируют правила жизни, работают с населением, и это правильно. И тогда у нас получится то, что будет работать. Сегодня у нас сплошные препирательства, кто это должен делать, масса контрольных ведомств, которые говорят: это не ваша функция, вы не вмешивайтесь. А как я могу не вмешиваться, если у людей жилой фонд не подготовлен к зиме? Я говорю: отселяйте этих людей, они замерзнут зимой! А они говорят: мы их никогда не отселяли, уже прошло 10 лет и никто не замерз. И что, я должен на это спокойно реагировать? Нет. Или я лечу на вертолете и вижу грязь вокруг поселка... Почему-то у нас последнее время жители поселений стали выносить мусор на дороги, которые окружают, а не убирать. Я все свое детство провел в деревне и никогда такого безобразия не видел. Это вот как раз местное самоуправление, чтобы вокруг себя убрали. А это не дело, я обязательно вмешиваюсь, направляю туда контрольные органы, там, где нужно, и ресурсы на это тратим. Ну, не должны люди жить в грязи, в неухоженности, в холоде и так далее.
А.Д.: Валерий Павлинович, можно я ворвусь в ваш разговор?
И.Ш.: Да, Андрей, наверное я даже предоставлю Вам возможность задавать дальнейшие вопросы Валерию Павлиновичу, надеюсь я такой легкий утренний разговор своими вопросами не испортил.
А.Д.: Спасибо вам большое, Игорь Владимирович, нет, нисколько не испортили. У нас все эфиры довольно тяжелые. Я вот понял, Валерий Павлинович, из Вашего ответа на вопрос Игоря Владимировича, такое создалось впечатление, что Вы сторонник более жесткого контроля вышестоящих органов?
В.Ш.: Вы сказали в разговоре: Вы устраиваете такую систему управления как в Москве, как в Татарстане, как в Башкортостане, а Нижний Новгород - вроде бы как особая территория. Я так подумал и говорю: а не самые плохие регионы Вы назвали.
А.Д.: Башкортостан не знаю, а вот Татарстан, Москва - хорошие.
В.Ш.: Я вообще по образованию инженер-системщик и я твердо убежден в том, что система должна работать. Человеческий фактор должен присутствовать, но опосредованно. Система должна давать ему полную информацию и она должна проходить и сверху вниз, и снизу вверх. До тех пор пока у нас этого не будет, претендовать на какую-то стройность и оперативное решения многих вопросов мы не сможем.
А.Д.: То есть Вы жесткий руководитель, я так понимаю?
В.Ш.: Ну, в деле, да. В жизни я добродушен.
А.Д.: Как говорил недавно Михаил Барщевский: я, конечно, оппозиционер, но я должен сказать правду, я строгий, но справедливый. Валерий Павлинович, скажите, вот нам сейчас звонил житель Нижнего Новгорода Юрий, и он задал вопрос, поскольку Вы сейчас переговаривались с японцами по поводу строительства дороги из Дорожной, а есть ли планы строительства моста через Волгу в город Бор?
В.Ш.: Есть. Мы, во-первых, сегодня, если говорить о взаимоотношениях между местным самоуправлением, вот этот мост, который построен в 1963-м году - единственный мост через Волгу, он в 1990-е годы находился на балансе как раз местных органов самоуправления Нижнего Новогорода. Ну, довели его до такого состояния, что он пришел к аварийной ситуации, мы вынуждены были его в прошлом году взять на баланс области, разработать проект и начать его ремонт. Потому что только ремонт этого моста увеличит его пропускную способность в 1,6 раза. Закончить его, по всем нашим планам, постараемся к 1-му сентября, хотя планы наши до 1-го октября, но сейчас принимаем меры, чтобы на месяц сократить, и одновременно понимаем, что двухколейный мост, даже если мы сегодня увеличим в 1,6 раза, это уже не решение. Есть проект строительства и моста рядом, есть проекты строительства подземного туннеля, двухэтажного, который дал бы развитие территории Борской поймы, которую можно и нужно сделать современной частью города. У нас как бы существует два сектора города сегодня: историческая часть и Нагорная -застройка советского периода, когда был построен автозавод и вокруг него формировалось все. И третий сектор - это пока Борская пойма. Вот если бы нам реализовать там проект современного города, не повышая этажность Нагорной части, не влезая в застройку Заречной части, и сделать там и деловой центр, и развлекательный центр, и современные технологии применить, и запустить туда туннель с метро и транспортом в 4 полосы - вот это решения я с удовольствием обдумываю, советуюсь с инвесторами, с архитекторами. Думаю, что это было бы разумно.
А.Д.: Татьяна Васильевна спрашивает. Она была в Н. Новгороде и не могла попасть в музей, который находится на набережной Волги - музей искусств, если не ошибаюсь, он был в аварийном состоянии. Так это или нет? И какова его судьба, интересуется с тревогой Татьяна Васильевна.
В.Ш.: Кстати, когда сейчас я слышу многие вопросы, допустим цирк не строился 26 лет, кардиохирургия не оснащалась 20 лет, музей находится в запустении 15 лет, все это проблемы, которые надо решать и мы сейчас проектируем реконструкцию этого музея, деньги выделяем. Я думаю за 2 года мы решим эту проблему. Для этого нужно порядка 600 млн. рублей.
А.Д.: Т.е. такой подход, что 20 лет не строился, не подготавливался, не ремонтировался, а за 2 года это можно все сделать.
В.Ш.: 26 лет не строился, а мы его за 1,5 года построили.
А.Д.: А почему? Это человеческий фактор? Приехал Валерий Павлинович Шанцев из Москвы с огромным опытом?
В.Ш.: Я просто не умею долго работать.
А.Д.: Вам не нравится долго работать?
В.Ш.: Нравится, когда проблемы застарели и они не решаются. Вот вчера мы обсуждали программу кардиохирургии, мне предложили за 3 года ее реализовать, на это надо 800 млн. Я спрашиваю, а сколько у нас умирает от болезней кровообращения каждый год - 44,5 тыс. и что я должен это терпеть, чтобы еще за 2 года 88 тыс. умерло. У нас в селах в некоторых районах проживает по 30 тыс. населения, поэтому мы в августе проведем конкретное обследование всех наших кардиохирургических коек, операционных, посмотрим как загружен каждый кардиохирург, ведь он должен по мировой практике 200 операций каждый хирург, а у нас по 350 в год делается, а кардиохирургов 30. Они говорят, а мы извините лишены современного оборудования, поэтому нас нельзя ровнять. Поэтому мы за год реализуем эту программу, а до этого центр был построен, один из самых первых был самым лучшим вообще в Поволжье. Сегодня наши хирурги ездят делать операцию в Чувашию, Мордовию - там условия лучше. Мне это не нравится.
А.Д.: Ну, понятно. Валерий Павлинович, а вот прозвучало такая знаменитая аббревиатура ГАЗ, ведь на территории нижегородской области есть очень много промышленных объектов, причем и "Красное Сормово" и т.д. и т.п., и есть Горьковский Автозавод, судьба которого волнует многих, в т.ч. и москвичей. У меня тоже была мечта в свое время - купить "Волгу".
В.Ш.: Приезжайте, мы эту мечту реализуем.
А.Д.: Но боюсь с этой мечтой придется скоро расстаться, потому что общее направление развития автопрома в России - это в основном сборка иностранных моделей. Вот как на ГАЗе с этим? Хорошо, наверное, уже?
В.Ш.: Дело в том, что ГАЗ имеет свою программу развития. Мы обсуждали, она рассчитана до 2011 г., вкладываются серьезные средства акционерами, больше млрд. у.е., или как сейчас вам говорить, не знаю даже. Но это серьезные деньги и программа эта предусматривает доведение мощностей ГАЗа до 200 тыс. коммерческих грузовых автомобилей и 100 тыс. легковых автомобилей. Вот на прошлой неделе мы открыли объединенный инжениринговый центр на ГАЗе, который будет заниматься и технологиями, и новыми моделями. ГАЗ на мой взгляд пошел по др. пути - он не занимается отверточной технологией, он купил завод в Мичигане у "Крайслера" и купил лицензии все на производство этого легкового автомобиля, да пока он купил и контракты поставки автокомпонентов, но одновременно с этим заключил серьезные контракты по производству многих автокомпонентов на своей базе, в т.ч. с известной канадской фирмой "Магна", которая является одной из законодателей мод в области производства автокомпонентов. Мы убеждены, что их локализация достигнет уровня 80-90%, а не 30% как обещают многие автосборщики, размещенные сегодня на территории России, и объемы их - это объемы очень солидные, и мы их всячески поддерживаем, и уровень качества новых моделей, и по грузовикам тоже они купили производство в Бирмингеме вместе с лучшей моделью и приобрели права на эту модель грузового автомобиля Европы под названием "Максус". Теперь задача объединить лучшие качества "Максуса" и лучшие качества "Газели", они безусловно есть, потому что каждый вид транспорта приспособлен к конкретным условиям. Можно конфетку пустить по нашим дорогам и она развалится через 2 недели, поэтому мне понятна идеология, мне понятны сроки реализации этой идеологии, мы всячески поддерживаем это направление.
А.Д.: А как же традиционная модель "Волга"?
В.Ш.: Традиционная марка "Волга" - выпустить на ее базе современный автомобиль вряд ли возможно, она и сегодня в своем классе можно ее реанимировать, попытались ее реанимировать и дизайн внутренний сделали вместе с бельгийской фирмой, дизайн наружный поправили вместе с немцами и поставили двигатель туда "Крайслера" 2,4 л и она сегодня бегает, но вот выжать из нее такую модель, которая была бы конкурентно способной через 5-6 лет - это вряд ли возможно.
А.Д.: Сейчас многие фирмы западные, в частности японские объявляют о планах создания дешевых автомобилей, не более 3000 долларов. Есть такие идеи на ГАЗе, не знаете?
В.Ш.: На ГАЗе есть идея массового производства автомобиля, народного автомобиля - этот автомобиль должен иметь объем не меньше миллиона. Вот инженеринговый центр и компания сейчас работают над этим проектом. Посмотрим, что получится, такая задача, такие идеи есть.
А.Д.: Спасибо большое, Валерий Павлинович, я хочу поблагодарить вас за эфир, я знаю, что в Н. Новгороде "Русская служба новостей" тоже есть в эфире в FM-диапазоне, а вот в г. Владимире на 3 кнопке, вы знаете вещает, и вот если бы она также вещала в Н. Новгороде то гораздо больше нижегородцев могли нас послушать.
В.Ш.: Ну, проводное радио это проект, который давно уже реализовывался, но вся эта технология уже практически разрушена и восстанавливать ее сейчас это очень больше капиталовложения.
А.Д.: Нет, я имею в виду, я вам все намекаю, Валерий Павлинович, что было бы неплохо "Русскую службу новостей" внедрить на какую-нибудь из кнопок.
В.Ш.: А вот про кнопку, да, это можно подумать.
А.Д.: Хорошо, я очень рад, подумайте об этом обязательно. Спасибо вам огромное, всего доброго, до свидания.
В.Ш.: До свидания.
А.Д.: До свидания.
25.07.2007
http://www.rusnovosti.ru/progs/morning/?/20070725/