Несмотря на отсутствие дипломатических отношений между Россией и Грузией, встречи российских и грузинских экспертов продолжаются и рабочим языком встреч остается русский.
24-28 февраля российский Фонд поддержки публичной дипломатии им. А.М. Горчакова и грузинский НПО «Кавказский дом» провели традиционную встречу российских и грузинских политологов. Она проходит в рамках проекта «Российско-грузинский диалог для мира и сотрудничества». Проект осуществляется при финансовой поддержке министерства иностранных дел Великобритании.
24-26 февраля в Тбилиси эксперты обсудили главные вопросы в политической, экономической, энергетической и оборонительной сферах.
Диалог начался с выступления директора Регионального центра стратегических исследований Михаила Мирзиашвили, который рассуждал о значении соглашения об ассоциации с ЕС для Грузии и процессе его осуществления. В своем выступлении Михаил Мирзиашвили отметил, что Договор о создании зоны свободной торговли между ЕС и Грузией – это программа, осуществление которой позволит Грузии сблизиться со странами ЕС в плане демократических процедур и свободного рынка, при этом членство в ЕС он не подразумевает.
Российских участников интересовало экономическое обоснование евро-атлантической направленности Грузии. При том, что по иностранным инвестициям в Грузию в 2015 г. лидировал Азербайджан, а инвестиции от стран ЕС сократились.
Затем состоялась встреча российских участников с руководителем программы международных отношений, школы права и политики Института общественных дел Грузии (GIPA) Торнике Шарашенидзе, который представил грузинскую позицию по региональным вызовам и вопросам безопасности Грузии.
Торнике Шарашенидзе заявил, что Грузия никогда не будет возвращать территории Южной Осетии и Абхазии военным путем. По его мнению, Грузия не должна была вводить войска на эти территории, а сегодня конфликты отошли на второй план из-за тяжелой экономической ситуации в Грузии.
В Министерстве энергетики Грузии первый заместитель министра энергетики и природных ресурсов - Мариам Валишвили рассказала об энергетической политике. Грузия проводит газификацию своей территории - в год потребность в газе растет на 10-15%. Сегодня 90 % газа Грузия получает от Азербайджана и 10 % от России за оплату транзитных услуг газа на территорию Армении. Азербайджанская нефтегазовая компания Socar выиграла конкуренцию с российским Газпромом из-за более дешевой цены на газ. Но из-за ограниченной пропускной способности трубопровода объем поставок газа из России может быть увеличен до 20 %.
Мариам Валишвили отметила высокую зависимость от импорта энергоресурсов Грузии, которая находится на 70-80% и требует реализации стратегии диверсификации энергетических партнеров и стратегии транзитной страны для энергоресурсов.
Российские делегаты спросили про формат сотрудничества с абхазской стороной по Ингури ГЭС. Напомню, что в феврале 2016 г. на самой крупной ГЭС на Кавказе из-за нехватки воды и увеличения забора электроэнергии Республикой Абхазия (как утверждается Министерством энергетики Грузии), ГЭС не смогла обеспечить Абхазию электроэнергией. Для обеспечения Абхазии электроэнергией Грузия закупила ее у России по льготной цене. Мариам Валишвили подтвердила намерение грузинской стороны и в дальнейшем сотрудничать с инженерами ГЭС.
Следующая встреча прошла в грузинском МИДе. С участниками встретился Торнике Парулава – заместитель директора департамента по политике безопасности и евро-атлантической интеграции МИД Грузии. Он рассказал об основных вехах процесса евро-атлантической интеграции Грузии, этот процесс определяет внешнюю политику Грузии. В своем выступлении он отметил важность участия грузинских войск в военных операциях НАТО, при этом только в операции в Афганистане погибло 30 грузинских военных. Но Грузии важно продемонстрировать Альянсу, что она будет достойным членом и будет отправлять солдат в зоны военных действий безотлагательно. Также Торнике Парулава отметил значение участия для получения опыта ведения военных действий.
Члены российской делегации интересовались как может Грузия стать членом НАТО, имея неразрешенные территориальные споры с Абхазией и Южной Осетией? Торнике Парулава отметил, что и раньше в Альянс принимали страны, находящиеся в расколе (Западная Германия), но Грузия не намерена привносить проблемы в организацию. Грузия дала обещание перед членами Альянса не применять военную силу для возвращения республик. По мнению Торнике Парулавы, когда есть политическое решение, можно разрешить правовые вопросы.
Также позиция Торнике Парулавы заключается в том, что конфликты в Грузии были созданы Россией для того, чтобы Грузия не смогла стать членом НАТО. На вопрос изменится ли политический курс по вступлению в НАТО, если в ЕС будет принято решение о приостановлении принятия новых стран-членов, ответ был отрицательный. Дело в том, что членство в НАТО, как предполагает Торнике Парулава, даст Грузии гарантии ненападения со стороны России и это привлечет европейские инвестиции. Без безопасности – нет устойчивого развития, без развития – нет инвестиций. Вывод: вступление в НАТО привлечет инвестиции.
Как выше уже было сказано инвестиции со стороны стран ЕС уменьшаются последние годы и это трудно связать с агрессией России. Очень спорный тезис о притоке инвестиций после вступления в НАТО не был подтвержден каким-либо примером.
Нужно сказать, что «образ врага» активно используется многими грузинскими политиками и чиновниками для оправдания своей политики.
В Министерстве экономики и устойчивого развития Грузии Мариам Габуния – Начальник департамента внешней торговли и международных экономических отношений рассказала о процессе имплементации DCFTA (Договор о глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли, такие договоры ЕС подписал с Украиной, Грузией и Молдовой, которые являются частью соглашения об ассоциации с ЕС и дает возможность выхода на европейский рынок по некоторому ряду товаров). Было множество вопросов об ожиданиях от имплементации. К сожалению ответ не был утешительным: ожидается, что после имплементации негативный торговый баланс Грезии, где импорт в несколько раз превышает экспорт, только усилится. Но в Министерстве уверены, что договор будет иметь положительный эффект в долгосрочной перспективе. Тем временем население Грузии больше всего обеспокоено высоким уровнем безработицы – 15% (доля занятых в промышленности меньше 10 %) и экономической ситуацией в стране. Но в Министерстве экономике нет плана по развитию промышленности, но есть набор мер, которые должна выполнить Грузия, чтобы стать более демократической, свободной и открытой и тогда инвесторы придут и откроют фабрики и заводы, и создадут рабочие места для населения.
Экономические отношения с Россией постепенно развиваются: в 2015 г. Грузию посетило более 1 млн российских туристов. Также более половины от всех денежных переводов в Грузию идут из России. Безусловно Грузии было бы выгодно сотрудничество с Евразийским союзом, где полностью отменены ограничения на общем рынке труда для жителей всех пяти стран союза, нет никаких квот и разрешений на трудоустройство, признаются дипломы об образовании при найме на работу другой страны-члена. Но, или политические идеалы диктуют экономическую политику Грузии, или ЕАЭС недостаточно активно извещает о своих достижениях и преимуществах, но в Грузии о Евразийском союзе как будто и не слышали.
27-28 февраля в Бакуриани к российским экспертам присоединились грузинские участники. Вместе они провели дискуссии на темы экономической и энергетической политики стран, борьбы с терроризмом, ухудшения российско-турецких отношений и сирийского кризиса, а также роли грузинской диаспоры в российско-грузинских отношениях.
Подберезкина Ольга
к.полит.н.,
главный редактор сетевого СМИ Viperson.ru