24 марта 2004
3451

В театр надо ходить натощак

Николай Коляда создает в Екатеринбурге Суп-Театр

В екатеринбургском театре "Театрон" стартовал необычный проект известного российского драматурга Николая Коляды. Он решил совместить несовместимое - духовную и телесную пищу, образно говоря, "на живца" поймав любознательного зрителя и приобщив его к своим новым работам, оригинальным гастрономически-театральным представлениям переживаемой нами эпохи...

Он любит эпатировать публику

Писатель, режиссер, главный редактор журнала "Урал" полушутя-полувсерьез величает себя "солнцем русской драматургии", 12 лет назад он был замечен и обласкан Галиной Волчек. А сегодня стал самым репертуарным, востребованным автором пьес в России. Первую же его работу поставили 90 театров страны. В свои почти 45 он уже сочинил более 80 пьес, половину из них и сейчас играют на сценах России, государств СНГ, Англии, Германии, Финляндии и Австралии...

Своим учителем в драматургии Коляда считает Чехова, хотя тот оставил после себя всего шесть пьес. Обожает родной Екатеринбург и не любит Москву - страшно там устает. Создал свою творческую мастерскую. Имеет учеников. Читает лекции, и не только на Урале - к примеру, в Оксфорде и Кембридже. Увлечен "старомодным" занятием - до сих пор ведет личный дневник. Писание пьес для него - как наркотик: когда не занимается сочинительством, чувствует себя скверно. После того как в восьмилетнем возрасте у Коляды скончалась сестра, безумно боится смерти, страх этот так и не прошел...

Крестьянский сын, он восстановил в своей родной деревне церковь святого Николая, там у него есть домик и огород - отдушина от суетливого города. Здесь бывает полно народу: за шашлыками, водкой и чаем идут неспешные беседы о творчестве, рождаются самые неожиданные идеи, обсуждаются пьесы молодых авторов и прочее. Страшно переживает за бедных, несчастных людей. А еще любит кошек - в его квартире их штук восемь.

И - проклинает тот день, когда "пошел в артисты"...

Нелюдимо наше море

В 2002 году, помнится, Николай Коляда вновь, после некоторого затишья, приковал внимание екатеринбургского бомонда к своей скромной персоне. На малой сцене Екатеринбургского академического театра драмы состоялся 100-й показ спектакля "Корабль дураков, или Нелюдимо наше море". Автор пьесы и режиссер-постановщик - он сам. И хотя "Корабль..." ставился неоднократно, но "посуху", и всего лишь дважды предпринималась попытка его "многоводной" инсценировки - в Екатеринбургской драме и чуть раньше в Нижнем Тагиле. Сценографом этих спектаклей является постоянный соавтор Коляды, главный художник театра Владимир Кравцев.

Отметим, что "Корабль дураков" идет уже более семи лет. За это время неоднократно был на гастролях в Москве: в частности в рамках офф-программы фестиваля "Золотая маска". Но пьеса не стареет, стабильно собирает аншлаг.

А между тем уральский классик вдруг решил попробовать себя в роли... шеф-повара. Коляда увлечен идеей собственного театра, где посетителей накормят вкусным обедом, сопроводив процесс переваривания пищи энергичным театральным действом. Свое детище он как-то представлял под Рождество в екатеринбургском музее "Пушкинский дом". Уже зарегистрировано и некоммерческое партнерство "Коляда-театр". По задумке в этом названии - "Коляда" - не только фамилия основателя и обозначение проекта, но и отражение карнавального духа рождественских колядок, которым должен быть пронизан новый театр.

Как признался драматург, попробовать себя в этом деле его заставили сложившиеся обстоятельства. Давно работая в Театре драмы и поставив там кучу спектаклей, он вдруг почувствовал: атмосфера в коллективе стала меняться, и не в лучшую сторону. К тому же летом 2001-го в Екатеринбургском театральном институте выпустился "его" курс. Ребята подошли и прямо, в лоб, спросили: "Неужели вы теперь нас бросите на произвол судьбы?"

Бросить их он, конечно, не мог. Родилась идея - создать "живой театр, который волнует зрителя и не дает ему забыть о происходящем на сцене минимум несколько дней". Как это сделать, Коляда, похоже, тогда уже знал. Нужен русский театр с... супом.

Смотри и ешь

Опыт подобного увеселительного учреждения культуры екатеринбургский драматург подсмотрел в Швеции пять лет назад, когда побывал в Королевском театре Стокгольма на премьере своего спектакля "Рогатка".

Тамошний Кларасуптеатр открылся 17 февраля 1989 года, и за это время в нем было поставлено более 130 спектаклей. Театр часто гастролирует в Швеции, за рубежом, билеты расхватывают так же, как в свое время у нас в любимовский театр на Таганке.

Рецепт успеха этого проекта на первый взгляд очень прост. Небольшое помещение - максимум 40 столиков, каждый на четыре персоны. Теплая, в прямом и переносном смысле, атмосфера - на столиках к началу спектакля стоят горячие супы, свежеиспеченные шведские булочки с тмином, кофе, сахар, вода. Бокал вина можно заказать отдельно. Билет стоит 150 крон (около 13 долларов), что очень демократично, поскольку цена на билеты в Королевский театр "Драматен", к примеру, начинается от 225 крон.

Спектакли здесь играются со среды по субботу, всегда в полдень. Они очень короткие, идут час с хвостиком. К каждой постановке подается специальное блюдо. В частности, к спектаклю о шведских пенсионерах "50 с плюсом идут в атаку!" предлагали суп-крем из шампиньонов.

Сама драматургическая лаборатория тоже сродни процессу изготовления супа. Все зависит от повара - соль и перец, специи добавляются по вкусу, а в результате получается коллаж из юмора и грусти, сатиры и пародии, драмы и комедии. В Кларасуптеатре не курят, обязательно отключаются мобильные телефоны, а главный режиссер Мед Ревентберг, заступившая на эту должность шесть лет назад, встречает и приветствует "дорогую публику" прямо в дверях заведения.

Благодарные зрители вовсю работали ложками и спрашивали мэтра о творческих планах.

Эта идея Коляде, который черпает темы для своих пьес буквально на лестничной площадке, в транспорте, на колхозном рынке и в свежих газетах, пришлась по нраву. По его мнению, такой прием в Екатеринбурге приживется, особенно если потчевать зрителя чем-то родным - пельменями, окрошкой, борщом или холодцом с хреном. В грядущем успехе нового театра его основатель ничуть не сомневается.

- У нас все есть, - говорит "солнце русской драматургии". - Деньги? Они обязательно появляются там, где что-то происходит. Да мы и сами - "золото".

Мэтр и его команда

Сегодняшнее "золото" Коляды - его партнеры и созданная команда. Около 30 бывших учеников, единомышленников, среди которых как знаменитости - Олег Богаев (лауреат "Анти-Букера" за пьесу "Русская народная почта") и тагильский автор Василий Сигарев (его пьесы "Пластилин" и "Черное молоко" ставят столичные театры), так и не слишком известные широкой публике драматурги Надежда Колтышева, Татьяна Ширяева, Татьяна Филатова...

Власти Екатеринбурга пообещали подыскать для Суп-Театра собственное здание, но, как водится, процесс почему-то не пошел. И вот на малой сцене "Театрона" искушенной публике был презентован первый "съестной" набор: отрывки из кабаре-программы "Шаркнем по душе", из спектакля "Селестина", который сейчас готовится Колядой к постановке на "большой" сцене. А в меню был французский суп с беконом, сыром и сельдереем, приготовленный сотрудницей театра Любовью Кошелевой, сам Коляда преподнес сваренное им блюдо под названием "суп деревенский" (похлебка) - морковка и лук были выращены на собственной даче, а масло сбито его родителями. Прилюдно драматург пообещал это делать и впредь.

Благодарные зрители вовсю работали ложками и спрашивали мэтра о будущих планах. Программа проекта, оказалось, расписана на месяцы вперед. Так, 29 февраля народ присутствовал здесь на Дне Шнурка - столь торжественно и официально было решено отметить день рождения самого маленького артиста "Театрона" крысенка по кличке Шнурок.

Гастроли? Они тоже возможны. Начать решено с Урала, а там, глядишь, увлечет романтика севера Тюменской области. Челябинцам, например, уже хорошо запомнился 12-часовой театральный марафон с авторским чтением пьес, который проводили Коляда и его коллеги на Южном Урале.

Как бы там ни было, в будущее Николай Коляда смотрит с присущим ему оптимизмом:

- Мое доброе имя и люди, которые мне верят, - главное, чем я сейчас располагаю. Фактически второй раз в жизни все начинаю с нуля...


Сергей Парфенов, Екатеринбург

Опубликовано в РГ (Федеральный выпуск) N3436 от 24 марта 2004 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован