Беседовала Татьяна КОСОБОКОВА.
Известный аналитик предрекает власти системный кризис и обновление политических элит
Сегодня многие эксперты анализируют и прогнозируют состояние российских элит. Мы предлагаем читателям "НВ" мнение московского политолога Михаила Делягина, который считается одним из ведущих исследователей левых настроений в России и сотрудничает со многими оппозиционными объединениями.
- В последнее время вы особенно часто говорите о разладе в высших эшелонах власти, связывая его с приближающимися федеральными выборами. Следует ли из этого, что правящая элита в кризисе?
- Да, она в кризисе. Но самое главное, что причина этого кризиса - порочная мотивация. Элиты всегда грызутся между собой - это нормальное явление: в Америке, например, республиканцы "воюют" с демократами, а в рамках республиканской партии идет борьба между неоконсерваторами и более умеренными политиками. Это все неизбежно. Но на Западе противоборствующие стороны всегда опираются на общество. При этом американские элиты и конкурируют, и дерутся между собой ради одного - ради Америки. Да, при этом они удовлетворяют свои собственные потребности, попутно решают сугубо личные вопросы. Но тем не менее они служат стране и никогда не сделают того, что, с их точки зрения, вредно для нации. Иными словами, у них действует приоритет национальных интересов. У нашей же сегодняшней элиты иной приоритет - приоритет личных интересов. Люди просто используют страну как инструмент для личного обогащения. Это превращает их в то, что раньше называлось "компрадорская буржуазия".* Вот в этом и заключается принципиальное отличие российской элиты.
Есть достаточно простой критерий, позволяющий оценить, скажем так, степень "патриотичности" национальных элит: в какой форме и где находятся ее политически значимые активы. Это не обязательно деньги. Это может быть, например, репутация. Вот когда эти активы находятся вне страны - элита становится неадекватной, а ее представители национальными предателями.
- А существует ли в России оппозиционная элита?
- Если исходить из того, что элита - это люди, которые участвуют в принятии политически значимых решений (пусть даже опосредованно) и являются примером для подражания, то оппозиционной элиты как некоего единого целого у нас нет. При этом многие представители оппозиции входят в правящую элиту - в том смысле, что их мнение учитывают и их боятся. Это, например, Александр Проханов и большая часть тех, кого принято называть "патриотами". Это Сергей Глазьев (лидер общероссийского общественного объединения "За достойную жизнь", созданного на основе организации сторонников народно-патриотического союза "Родина". - Прим. ред.), которого, с одной стороны, полностью игнорируют, но, с другой - на него постоянно оглядываются. Но все это периферия властной элиты, находящаяся в оппозиции. Они как диссиденты времен Советского Союза. Был такой знаменитый афоризм: "Они цен на водку не поднимут, потому что Сахаров не позволит".
Впрочем, оппозиционная элита в России еще не сложилась в силу, скажем так, определенного качества имеющегося в стране человеческого материала... Но есть и среди оппозиционеров люди, значимые для очень больших слоев населения. Таким был, например, Дмитрий Рогозин до своего отречения. Есть в целом компартия - как коллективный суверен. Для меньших слоев есть Эдуард Лимонов и тот же Проханов.
- У такой оппозиции есть перспективы?
- Нынешняя оппозиция не едина, лидер у нее еще только должен появиться. Все люди, которых выращивают и вскармливают в неких "теплицах", в рамках неких политических спецпроектов, безнадежны. Экспериментально доказано, что в теплицах хорошо растут огурцы и помидоры, а политики - плохо. Классические примеры - Владимир Рыжков и тот же товарищ Рогозин. Но я думаю, что альтернативный лидер в стране появится. В результате произойдет обновление элит. И случится это абсолютно стихийно. Может быть, удастся запустить некий проект по созданию не еще одной теплицы, а некоего социального "лифта" для потенциальных лидеров оппозиции.
- Возможно ли назвать вероятные сроки создания такого "лифта"?
- Все случится в период конца 2007 года - конца 2009-го. Даже, возможно, чуть позже. Но это зависит от многих факторов - от цен на нефть, от здравомыслия Путина... Но это произойдет, поскольку будет системный кризис. А вот когда все начнет рушиться, то здесь будут возникать люди совершенно неожиданные...
* Компрадорская буржуазия (от испанского comprador - покупатель) - в классическом определении часть буржуазии экономически отсталых стран (как колоний, так и независимых государств), осуществляющая торговое посредничество с иностранными компаниями на внутреннем и внешнем рынках. Часто выступает посредником между бизнесом своей страны и иностранными монополиями
СПРАВКА "НВ"
Михаил Геннадьевич Делягин - известный российский экономист и политолог, в разные годы сотрудник группы экспертов Ельцина, советник Куликова, Игнатьева, Немцова, Маслюкова, Аксененко, Примакова, Касьянова. Автор более 600 статей и восьми монографий (наиболее известны "Экономика неплатежей", "Мировой кризис. Общая теория глобализации", "Россия после Путина"), руководитель авторского коллектива книги "Практика глобализации. Игры и правила новой эпохи". Лауреат премии Агентства политических новостей "Солдат империи" (2006).
"Невское время".
14.10.2006 г.