Эксклюзив
Подберезкин Алексей Иванович
01 июля 2022
528

В третьем чтении Госдумой Росси принят закон об инагентах (Часть III)

Кроме ограждения депутатской неприкосновенности, на нас, на носителях власти, лежит ещё другая ответственность — ограждение общественной безопасности.

Пётр Аркадьевич Столыпин (7 мая 1907; Гос. Дума; Правительственное сообщение о заговоре, ставившем своей ближайшей целью совершение террористических актов против императора, Великого Князя Николая Николаевича и Председателя Совета министров; среди задержанных заговорщиков обнаружилось несколько членов Государственной думы; заговорщики были обнаружены в квартире депутата Озола, который пользовался депутатской неприкосновенностью) (1862–1911) — государственный деятель Российской империи

Нарушение законодательства Российской Федерации об иностранных агентах влечет за собой в установленном порядке ответственность в соответствии с национальным законодательством с принятием мер административного, уголовного и иного правового принуждения, по правилам судопроизводств, определённых в ст. 118 Конституции России.

Отметим, что закон новый закон предполагается ввести в действие с 1 декабря 2022 года.

По словам замдиректора департамента по делам некоммерческих организаций Минюста Романа Цыганова, обеспечение прозрачности деятельности лиц, осуществляющих иностранное влияние, являются общей тенденцией во ведущих мировых правопорядках.

Россия избрала умеренную модель законодательства об иноагентах. Об этом заявил 29 июня заместитель директора департамента по делам некоммерческих организаций Минюста России Роман Цыганов на презентации в среду нового законопроекта об иностранных агентах в ходе Х Петербурского международного юридического форума.

Он напомнил, что обеспечение прозрачности деятельности лиц, осуществляющих иностранное влияние, а также защита суверенитета от внешнего вмешательства являются общей тенденцией во ведущих мировых правопорядках. При этом бывают жесткие и мягкие модели таких законов. Жесткая модель позволяет добиваться четкого исполнения требований к иноагентам в то время, как мягкие модели в значительной части позволяют уклоняться от регистрации. "Наше законодательство основано на умеренной и сбалансированной модели, предусматривающей более мягкие по сравнению с США и Австралией требования к отчетности, внутреннему учету, а также ответственности за нарушение норм законодательства об иностранных агентах", – подчеркнул представитель Минюста.

«В 2021 году общая сумма штрафов в отношении НКО-инагентов за непредставление установленной законом отчетности составила 1,515 млн рублей. Средний их размер составил порядка 100 тыс. рублей. При этом за нарушение законодательства об иностранных агентах по состоянию на сегодняшний день в Российской Федерации ни одно физическое лицо не привлекалось к уголовной ответственности», – отметил Цыганов.

При этом в США такие прецеденты были. Так, в 2018 году Сэмюэл Паттон был осужден за нарушение закона о регистрации иностранных агентов за лоббирование и политическое консультирование в интересах "Оппозиционного блока" Украины без регистрации иноагентом на 3 года условного заключения. Другой осужденный в 2021 году получил в США наказание в виде 12 лет тюремного заключения (из них 5 лет – за нарушение законодательства об иноагентах) с возмещением ущерба более чем на $15 млн (из них $1 млн – за нарушение закона об иноагентах).

«В настоящее время в американском реестре иностранных агентов содержатся сведения о тысячах организаций и физических лицах, тогда как в российские реестры за все это время включено около 400 организаций и физических лиц», – отметил представитель Минюста.

«Вопреки мнению, которое активно насаждается противниками закона об агентах, Минюст России не преследует цель подавления политической активности. Мы призваны обеспечить соблюдение закона и прозрачность осуществляемой в нашей стране деятельности», – подчеркнул он[1].

На наш взгляд, закон содержит достаточно много бланкетных норм, под которые будут приниматься правовые акты и процедуры, регламентирующие действия соответствующих механизмов правоприменения.

Каждая из наших республик не представляла бы ничто из себя, не будь мы едины.

Иосип Броз Тито (1892–1980)

Выступая 24 июня на 32-м заседании Координационного совета Генеральных прокуроров государств – участников Содружества Независимых Государств, которое проходит в столице Республики Беларусь – Минске, Генеральный прокурор Российской Федерации Игорь Краснов отметил, что что в нашей стране сформирована комплексная система раннего выявления и пресечения экстремистских правонарушений. Ее эффективность, в первую очередь, обеспечивается посредством стратегического планирования в данной области. Важное значение для этой работы имеют утвержденная Президентом России Владимиром Путиным Стратегия противодействия экстремизму до 2025 года[2] и Основы государственной молодежной политики[3]. При этом с учетом актуальных угроз на постоянной основе совершенствуется профильное уголовное и административное законодательство, в том числе при активном участии Генеральной прокуратуры России.

Игорь Краснов отметил, что для нейтрализации возникающих угроз активно используются правовые средства и вне уголовно-правовых рамок. Прежде всего путем признания организаций экстремистскими в судебном порядке по искам прокуроров.

Отдельно Генпрокурор России остановился на выстроенной в России системе мониторинга интернет-ресурсов, содержащих противоправную информацию. В этой работе задействован широкий круг правоохранительных и контрольно-надзорных органов. В свою очередь, в полномочия Генпрокуратуры России входит направление требований в уполномоченное ведомство о блокировке таких сайтов во внесудебном порядке.

Игорь Краснов высоко оценил эффективность использования подобных механизмов на практике. Только за последние два года было внесено около 600 требований, на основании которых запрещен доступ более чем к 130 тысячам интернет-ресурсов. Многие из них использовались для вовлечения подростков в противоправную деятельность, в том числе искусственно создаваемую с помощью социальных сетей протестную активность.

«Нередко подобные деструктивные практики координируются некоммерческими организациями, финансируемыми из-за рубежа,– рассказал Генпрокурор России. – Для противодействия такому вмешательству российским законодательством предусмотрены две специальные правовые категории: иностранный агент и нежелательная организация». К настоящему времени нежелательными в России признаны 56 зарубежных структур. По требованиям прокуроров их интернет-ресурсы заблокированы.

Глава российского надзорного ведомства выразил сожаление в связи с тем, что профилактика не всегда достигает поставленных целей. Он сообщил, что в прошлом году российскими правоохранительными органами выявлено свыше тысячи преступлений экстремистской направленности, из которых почти 700 совершены с использованием социальных сетей[4].

От правосудия зависит общественный порядок.
Поэтому по праву место судей — в первом ряду
общественной иерархии.
Поэтому никакие почести и знаки уважения
не могут считаться для них чрезмерными.

Наполеон I Бонапарт (1769–1821) — император Франции

 

В качестве примера судебного контроля напомним, что 23 июня Черемушкинский районный суд Москвы отказался признать незаконным включение бывшего главного редактора радиостанции «Эхо Москвы» Алексея Венедиктова в реестр СМИ-иноагентов[5].

В реестр СМИ-иноагентов, который ведет Минюст, Алексея Венедиктова внесли 22 апреля.

Сайт радиостанции «Эхо Москвы» и само СМИ прекратили существование после начала военной спецоперации РФ на территории Украины. Они были официально ликвидированы 3 марта по решению совета директоров.

После внесения в реестр иноагентов Венедиктов вышел из состава учредителей журнала «Дилетант».

В начале июня выяснилось, что «иностранным финансированием», давшим повод для включения Венедиктова в ограничительный реестр, Минюст посчитал редакторскую зарплату в «Эхо Москвы» и дивиденды от выпуска исторического журнала «Дилетант».

Ранее оспорить закон об иноагентах в КС РФ пыталась первая российская НКО, включенная в ограничительный реестр, — Костромской центр поддержки общественных инициатив**[6]. При содействии уполномоченного по правам человека в РФ Владимира Лукина Центр направил жалобу в КС, где указал, что закон об «иноагентах» нарушает сразу пять статей Конституции РФ: противоречит части 1-4 ст. 13, части 1-2 ст. 19, ч. 1 ст. 30, ч. 1 ст. 32, ст. 45, части 1-2 ст. 46 и ч. 3 ст. 55 Конституции.

Однако жалоба костромичей в КС была отклонена. Безуспешными оказались судебные тяжбы и большинства других фигурантов расширяющегося реестра «иноагентов»[7].

 

Авторы: Подберёзкин А.И., Боброва

________________________________________

[1]https://tass.ru/obschestvo/15071581?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F% 2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D (дата обращения: 30.06.2022).

[2]Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2020 г. № 344«Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года» http://www.kremlin.ru/acts/bank/45555 (дата обращения: 30.06.2022).

[3]Утвержденыраспоряжением ПравительстваРоссийской Федерацииот 29 ноября 2014 г. № 2403-р

[4]https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/mass-media/news?item=74841693 (дата обращения: 30.06.2022).

[5] *Редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексея Венедиктова в реестре СМИ-иноагентов внесен с 22.04.2022.

[6] **Костромской центр поддержки общественных инициатив включен в ограничительный реестр иноагентов.

[7]https://newizv.ru/news/society/23-06-2022/sud-priznal-zakonnym-ob-yavlenie-venediktova-inoagentom?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D (дата обращения: 29.06.2022).

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован