Информационно-аналитическое агенство "Маркетинг и Консалтинг", 26 декабря 2008
Экспертный клуб: Россия: стоит ли ожидать перемен?
Истекший со дня основания СНГ период показал, что сотрудничество в рамках СНГ - это длительный и сложный процесс, параметры которого определяются степенью заинтересованности участников в тех или иных формах взаимодействия. В развитии СНГ изначально наметился определенный разрыв между завышенными ожиданиями в отношении Содружества и практикой. Набирал обороты и процесс экономического и политического обособления государств - участников СНГ. На фоне внешнеэкономической переориентации большинства стран Содружества на "дальнее зарубежье" сворачивались взаимные хозяйственные связи. Поиск государствами - участниками СНГ собственного места в мире порождал расхождения в подходах к вопросам безопасности, многим региональным и глобальным проблемам. Складывалось неодинаковое отношение и к деятельности самого Содружества.
В целом же крупнейшая геополитическая катастрофа конца XX века - распад Советского Союза - превратила на сегодня многовековую державу мирового уровня в размытое и аморфное "постсоветское пространство". На этом пространстве и сегодня, спустя полтора десятилетия, продолжаются турбулентные процессы, оказывающие неоднозначное влияние на перспективы становления и развития образовавшихся здесь новых государств.
Сегодня территория бывшего СССР являет собой довольно пеструю картину, ее уже нельзя рассматривать как целостный объект российской внешней политики. "Оркестра суверенитетов" не получилось.
Несмотря на пестроту политического и социально-экономического ландшафта, можно выделить ряд общих факторов, влияющих на развитие ситуации на постсоветском пространстве.
В политической сфере - продолжающаяся перестройка внешнеполитического курса новых независимых государств с усилением прозападного или прокитайского и ослаблением российского векторов, что характерно и для государств, придерживающихся принципа многовекторности внешней политики.
В экономике - переход к рыночным отношениям, во многих странах сдерживаемый рудиментами политической системы советских времен, приспособленной для жесткого централизованного управления хозяйственной жизнью страны, но малопригодной для свободного рынка.
В сфере технологий - резкий спад технологического уровня и нарастающее отставание не только от стран западного мира, но и от многих развивающихся стран.
В оборонной области - ослабление военной мощи (не считая находящихся под зонтиком НАТО стран Балтии), особенно заметное на фоне роста военных сил и Запада (военная машина США, блок НАТО, военные силы ЕС), и Востока (Китай, Япония). Сегодня ни одна из стран СНГ не в состоянии самостоятельно обеспечить вооруженную защиту своего суверенитета. Наиболее мощная среди них Россия (даже с учетом ее значительного, но постепенно тающего ракетно-ядерного потенциала) не может сравниться не только с США и НАТО, но и с Китаем, неуклонно наращивающим и модернизирующим свой военный потенциал.
В области национальных отношений - переход от интернационализма советских времен к национализму.
В интеллектуальной сфере - снижение образовательного уровня и интеллектуального потенциала населения, подрыв или разрушение научного потенциала, особенно в фундаментальных исследованиях.
В религиозной сфере - усиление влияния церкви и религиозных институтов, заметное проявление размежевания по конфессиональному признаку, рост ксенофобии и неприятия (ущемления) иных верований.
Анализ достижений и неудач существования СНГ позволяет сделать вывод о том, что СНГ в целом решило ряд важных исторических задач, однако пока не смогло стать эффективным механизмом обеспечения взаимовыгодного сотрудничества, сближения народов и государств. Вместе с тем Содружество все еще обладает позитивным потенциалом. Очевидно также, что содержательное многостороннее взаимодействие невозможно без опоры на развитие сотрудничества в двусторонних форматах.
Ключом к выработке общего понимания целей и задач Содружества на перспективу является прагматизм. При таком подходе главной целью СНГ представляется реализация совпадающего интереса путем развития взаимовыгодного многостороннего сотрудничества государств - участников. Межгосударственное взаимодействие выступает не как самоцель, а как инструмент совместного решения конкретных проблем. Критерий результативности здесь один - практическая польза, получаемая участниками.
В ближайшем будущем постсоветское пространство полностью перестанет восприниматься как пусть рыхлое, с распадающимися связями, но все же единое пространство, как цельный объект воздействия политики внешних центров силы. Грани между постсоветским пространством и окружающим его миром становятся все более размытыми, новые страны все прочнее встраиваются в мировую политическую и хозяйственную системы.
Помимо России здесь борются за свои интересы и преследуют свои цели США и ЕС, Китай и Индия, Пакистан и Турция, Иран и Саудовская Аравия. СНГ, которое так и не смогло стать реально действующим сообществом стран, вставших на путь кардинальных политических и экономических преобразований, тихо прекращает свое существование. Все большее значение приобретает дифференцированный подход "грандов" мировой политики к суверенным постсоветским государствам.
Не секрет, что основным игроком мировой политики остаются США. Россия сейчас предпринимает ряд внешнеполитических инициатив, направленных на более четкое прояснение будущей международной политики нового американского президента Б. Обамы. Все они ставят целью, с одной стороны, продемонстрировать наличие у РФ самостоятельной внешнеполитической линии, а с другой - "разведать" будущую политику США по ряду актуальных направлений. Однако реальность состоит в том, что Запад, по-прежнему, считает Россию потенциальным конкурентом, соперником и врагом. Это, в частности, относится и к НАТО, хотя бы потому что в альянсе первую скрипку играют американцы. И никакие реконфигурации систем безопасности в Европе, где роль США бы уменьшалась, а роль России увеличивалась, им не нужны. Поэтому аналитики в целом никаких особых надежд на все собрания, совещания и "дорожные карты" не возлагают. Российское руководство по-прежнему будет делать все от него зависящее для усиления позиций страны на мировой арене, но делать это в нынешних условиях будет чрезвычайно трудно.
Что касается нынешнего кризиса, то очевидно, что в стране, как и во всем мире, сложилась непростая экономическая ситуация. По нашему мнению, мировая экономика начнет постепенно выходить из кризиса не ранее конца 2010 г. Пик кризиса, скорее всего, придется на весну следующего года, когда безработица может вырасти до 5-6%, резко сократятся темпы роста ВВП, которые по итогам года в лучшем случае составят около 3%.
Между тем еще недавно нас уверяли в том, что Россия остается островком безопасности в океане мирового кризиса. Сейчас становится очевидным, что эти прогнозы не сбылись, что вызывает острую и во многом оправданную критику со стороны как специалистов, так и простых людей чувствующих себя обманутыми. Мы, как и раньше, оказались не готовы к вызовам времени. К сожалению, в следующем году ситуация в российской экономике вновь во многом будет зависеть от мировых цен на нефть и другие энергоносители - ведь российский бюджет на 60-70% формируется от доходов от продажи энергоносителей. И здесь прогнозы также неблагоприятны.
Сейчас правительство регулярно сообщает обществу о том, что он начинает предпринимать необходимые меры. Это в первую очередь поддержка реального сектора экономики, в частности малого бизнеса, и финансовая подпитка разработки и внедрения прорывных технологий. По этому пути идет весь мир. Однако слишком много времени ушло на экономические "разборки", поиски правильных решений, что привело к серьезным неэффективным тратам из общероссийской финансовой "кубышки" и потере времени.
Трезво оценивая ситуацию, нужно признать, что страну ждут непростые времена. Пока не ясно, с какими потерями власти удастся вывести страну из нынешнего кризиса. Все необходимые декларации есть, но в практическую жизнь они входят очень и очень медленно. Здесь, конечно, сказывается и чрезвычайная неповоротливость во многом, как показали события последних месяцев, непрофессиональной и коррумпированной российской бюрократической машины. Грамотных финансистов в стране за последние 25-30 лет так и не появилось, и это серьезно ухудшает наши перспективы в наступающем году.
Вагиф Гусейнов, директор Института стратегических оценок и анализа, главный редактор журнала "Вестник аналитики".
http://www.iamik.ru/?op=full&what=content&ident=500732
26.12.2008