Тема беседы с Вагифом Алиовсатовичем Гусейновым, директором Института стратегических оценок и анализа, при всей кажущейся отстраненности от повседневной жизни, по-видимому, касается почти каждого. Новое российское правительство под председательством Владимира Путина работает чуть больше месяца, но уже можно говорить если не о результатах, то об особенностях этой работы; нельзя сбрасывать со счетов аргумент, что председатель правительства в течение восьми лет был первым лицом государства.
Итак, состав правительства резко не менялся, его курс на стабильность, заботу о человеке остался прежним. И все же каким образом влияет на работу кабинета и отношение к нему населения личность премьера?
Конечно, это влияние чувствуется, считает Вагиф Гусейнов. Есть особенности характера, профессиональные особенности, политические и интеллектуальные параметры, которыми руководствуется человек. Есть, наконец, политический багаж. Но если, скажем, первые сто дней президента у власти позволяют экспертам и населению определить его курс, то для правительства, которое занимается экономической, финансовой, производственной сферой, этот срок недостаточен: чрезвычайно трудно быстро повернуть экономику такого огромного "корабля" как Россия. И первые прикидки, считает эксперт, можно будет сделать не раньше, чем через пять - шесть месяцев.
Сегодня же можно, например, рассмотреть очень важный вопрос, который определили и Путин, и Медведев, - стратегию развития до 2020-го года. По этой программе можно в общем судить, что нас ожидает в недалеком будущем, как и о первых шагах правительства по реализации этой программы. Заявленная Медведевым и Путиным программа, как представляется Гусейнову, и есть тот самый каркас, который, видимо, является наиболее удачным. От того, насколько это найдет поддержку населения, зависит, как будет вестись эта работа; первые результаты можно будет оценить уже в ближайшие пять - шесть месяцев, уверен эксперт.
В отличие от середины 90-х годов, когда рассматривалось, как мы будем жить чуть ли не в следующем месяце, нынешние перспективы можно назвать достаточно отдаленными. Но всегда существует два сценария: "плохой" - катастрофический, алармистский, - и сценарий благоприятный. Какой сценарий более вероятен для России?
Если рассматривать общемировые тенденции, считает Гусейнов, то нужно учитывать, что многие страны сейчас весьма прибавили темпы развития своей экономики, а передовые страны развиваются очень динамично и перспективно. Потребительский спрос населения остается чрезвычайно высоким, и это в первую очередь высокотехнологичные товары длительного пользования, улучшающие быт и качество жизни. Поэтому остается чрезвычайно высокой потребность в увеличении энергоресурсов. Иногда даже в Москве невозможно начать крупное строительство лишь по причине недостаточности энергосетей. Именно поэтому вопрос энергоресурсов в ближайшие десять - двенадцать лет будет стоять чрезвычайно остро, уверен Вагиф Гусейнов...
Радио России, 26.06.2008