Москва для контактов открыта и ждёт лишь ответных шагов Исламабада
- Избранный в сентябре нынешнего года президент Пакистана Асиф Али Зардари заявил, что его администрация будет отдавать приоритет развитию отношений с Китаем, США, Великобританией и Афганистаном. России в этом списке места не нашлось.
Взаимодействие между Москвой и Исламабадом осложняют разные взгляды на проблему афганского урегулирования, пересечение интересов в Центральной Азии, нерешённый вопрос о пакистанском долге России. Контакты руководителей внешнеполитических ведомств носят эпизодический характер. В новом столетии прошли лишь две российско-пакистанские встречи на высшем уровне. В 2003 году предыдущий лидер Исламской Республики Пакистан Первез Мушарраф приезжал в Москву. Была заложена договорная база российско-пакистанского взаимодействия. А весной 2007 года Исламабад посетил тогдашний российский премьер-министр Михаил Фрадков.
Между тем для активизации сотрудничества двух стран есть немало предпосылок. Российские энергетические корпорации неоднократно выражали желание поучаствовать в проекте строительства газопровода Иран - Пакистан - Индия в качестве разработчиков ТЭО и подрядчиков. Исламабад при прежнем руководстве проявлял заинтересованность в закупке у России ядерных реакторов для покрытия потребностей страны в электроэнергии и т.д. Однако с приходом президента Асифа Али Зардари эта страна может окончательно переориентироваться на Вашингтон. В ближнесрочной перспективе возможность российского участия в крупных пакистанских проектах сомнительна. Но по-прежнему важными направлениями нашего сотрудничества остаются борьба с распространением терроризма и наркотиков, противодействие исламскому экстремизму. Хотя и здесь Исламабад, скорее всего, будет опираться в первую очередь на США. В любом случае мы для контактов открыты и ждём лишь ответных шагов. Хотя приходится учитывать, что рост религиозного экстремизма и этнического сепаратизма не позволяет Исламабаду проводить активную внешнюю политику. Ослабло участие страны в ШОС, где Пакистан имеет статус наблюдателя.
На региональном уровне Пакистан стремится активно развивать отношения, особенно экономические, с Китаем. Не случайно Асиф Али Зардари с первым зарубежным визитом отправился в Пекин. Китайское руководство испытывает озабоченность в связи с ростом нестабильности и усилением исламской радикальной оппозиции внутри Пакистана, опасаясь, что это может повлиять на активизацию сепаратистских настроений в проблемных регионах Поднебесной.
Россию в этой ситуации волнует вопрос сохранности пакистанского ядерного арсенала. Пакистанскими военачальниками в сотрудничестве с американцами подготовлен план мероприятий по усилению контроля над ядерным оружием, чтобы опасные технологии и материалы не попали в руки террористов.
Много спорных проблем накопилось у Пакистана с Индией. На днях президент неожиданно заявил, что республика первой готова отказаться от применения ядерного оружия в случае конфликта с Индией и желает заключить с Дели торговый союз. Асиф Али Зардари назвал боевиков в Кашмире террористами, хотя ранее в Исламабаде их считали "борцами за свободу". Но многие влиятельные силы в Пакистане не разделяют предложенный им новый подход.
Безусловно, основные политические усилия нового руководства Исламабада будут сосредоточены на афганском направлении. США и Евросоюз считают Пакистан ключевым союзником в борьбе с распространением международного терроризма и урегулировании афганского кризиса. Между Пакистаном и Афганистаном до последнего времени нарастала конфронтация. Официальный Кабул обвинял соседнюю страну в поддержке движения "Талибан". Даже рассматривался вопрос о введении американских войск на территорию Пакистана. Теперь американцы надеются, что президент Асиф Али Зардари и премьер-министр Юсуф Раза Гилани будут последовательно подавлять очаги исламского экстремизма в Северном и Южном Вазиристане. Однако не исключено, что ожидания Вашингтона не сбудутся, поскольку новое руководство столкнётся с той же проблемой, которая заставила прежнего президента переориентироваться на более сдержанную политику. Пакистанский генералитет и руководство силовых ведомств в массовом порядке симпатизируют исламистам. Между тем именно армия является в республике главным стабилизирующим фактором.
Многие в Пакистане воспринимают нового лидера лишь как продолжателя дела своей покойной жены - Беназир Бхутто. Политическая долговечность руководства Пакистана зависит от того, удастся ли Асифу Али Зардари заручиться поддержкой армии, договориться с основными политическими силами страны, включая умеренных исламистов, оздоровить экономику, которая уже год переживает спад. По моему мнению, внутриполитические проблемы здесь в период правления новой администрации могут серьёзным образом обостриться.
03.12.2008
www.gudok.ru