25 апреля 2002
1569

Валентин Межевич: Нужны детальные экономические расчеты

Валентин Ефимович, 24 апреля на правительственном часе в Совете Федерации обсуждалась реформа электроэнергетики. Как Вы оцениваете состоявшееся обсуждение?

К сожалению, время задать вопросы разработчикам законопроектов и представителям РАО "ЕЭС России", в том числе Анатолию Чубайсу, было ограничено регламентом, и очень большая часть вопросов осталась за пределами обсуждения. В том числе это такие интересующие всех вопросы об ожиданиях разработчиков и самого председателя правления по поводу инвестиций: откуда они придут? Или это внутренние инвестиции со стороны крупных российских компаний или это иностранные инвестиции? Остался необсужденным вопрос по поводу разногласий в том, что говорил заместитель министра экономики Шаронов об установлении единой вертикали государственного регулирования тарифов на тепловую и электрическую энергию и тем, что сказал Чубайс о роли региональных энергетических компаний, которые должны подхватывать то, что не сумеет сделать единый государственный орган регулирования. К сожалению, в рамках правительственного часа этот вопрос задать не получилось.
Есть и вопросы по предусмотренным в постановлении No 526 действиям по реформированию электроэнергетики - демонополизации рынка топлива. Это очень сложный вопрос. Говорить о том, что рынок топлива будет демоноплизирован, невозможно, потому что конкретное оборудование конкретных электростанций разрабатывалось под определенные виды топлива. Так, оборудование электростанций, работающих на твердом топливе - в первую очередь это парогенераторы - разрабатывалось под определенные виды угля. И замена марки угля - это сложный процесс, который требует серьезной реконструкции, серьезных инвестиций. Получаются локальные технологические монополии. Далеко не всегда удается сменить разрез, чем достаточно активно пользуются угольные компании.
Еще вопрос - когда в региональных АО-энерго завершится процесс разделения на 3 вида деятельности - генерацию, передачу электрической энергии, а также распределение и сбыт. После этого, по словам Чубайса, будет запущен процесс укрупнения на региональном уровне всех этих частей АО-энерго - и в генерирующем, и в сетевом, и в сбытовом секторах. И если в сетевом секторе это не вызывает особых возражений, эта сфера отнесена к монопольной, и любые укрупнения здесь все равно будут регулироваться государством, то генерирующий сектор по завершении реструктуризации выходит на конкурентный рынок. И укрупнение генерирующих секторов энергетических компаний - особенно межрегиональное - приведет, по оценкам Чубайса, к тому, что в европейской части России вместо 47 компаний будет 17. Хотелось бы задать вопрос: существует ли ограничитель этого укрупнения? Можно предположить, что в результате появится одна генерирующая компания. Насколько тогда здесь будет возможна конкуренция? Не появится ли еще один монополист, не регулируемый государством? Поэтому здесь тоже должны быть проработаны ограничительные механизмы по созданию таких компаний. Укрупнение должно быть до определенного предела, чтобы сохранить конкуренцию на рынке генерации.

А чем опасно появление монополии на рынке генерации?

Остается возможность ценового сговора. И если произойдет объединение до какого-то одного очень крупного субъекта, он будет диктовать ценовую политику. Тогда нужно вводить ограничивающие меры против этого диктата.

Что может здесь предпринять парламент?

Обе палаты должны последовательно и очень настойчиво выяснять те вопросы, которые вызывают сомнение, не получили соответствующего освещения и оценки. Законопроекты должны предусматривать, какие меры будут предприниматься, если события будут развиваться в непрогнозируемом направлении. Законы должны предусматривать различные варианты развития событий и возможности корректировки ради сохранения генерального направления - создания конкуренции в генерации, создания сетевых компаний, которые бы обеспечили недискриминационный доступ к электрической энергии не только ее производителей энергии, но и ее потребители. Следует предусмотреть все возможные неприятности и в сбытовом секторе - и с точки зрения заключения договоров, и с точки зрения обеспечения всех квалифицированных потребителей необходимыми средствами учета, которые потребуются для организации нормального коммерческого учета (есть много технических сложностей - в том числе с зональными счетчиками, дающими возможность определять объем потребленной энергии по временам суток). Работы предстоит достаточно много.

То есть сначала должны быть законы, а потом уже действия?

Да. Законы будут определять основные направления, ограничительные рубежи. В развитие этих законов - нормативные акты, потому что все в закон не уместишь. Они будут детализировать различные моменты - организацию рынка, учет рынка, организацию торговли, выстраивание договоров.

Сейчас много говорят, что нужно в соответствии с Посланием президента реформировать естественные монополии. То есть реформа в интересах общества в целом, граждан, муниципалитетов. Речь шла, в частности, об ограничении роста тарифов. Анатолий Чубайс сказал сегодня, что сегодня мы используем дармовую энергию. Как это противоречие разрешится?

Бережливого отношения к товару, который дешево стоит, достичь невозможно. Если в себестоимости затраты на электрическую энергию будут составлять 2-3%, кто будет стремиться еще дальше снижать?
Здесь есть и объективные факторы: растут цены на углеводородное сырье, цены на комплектующее оборудование. Отрасль, безусловно, требует серьезнейших инвестиций, которые даже при привлечении внешнего финансирования потребует оплаты процентов за кредиты. Это все будет заложено в тарифы. Поэтому тарифы будут расти.
Чубайс сказал, что в ряде регионов тарифы будут расти, где-то они останутся неизменны, а где-то они будут снижаться. Здесь бы нам не впасть во вторую крайность всеобщего уравнивания. Россия - слишком протяженная страна. Если мы выровняем стоимость электрической энергии по всей России, то мы можем дождаться выпадения целых секторов промышленности. Например, где-то в середине нашей страны, где очень высоки транспортные затраты. Тогда получается, что нужно выравнивать тарифы и на железнодорожный транспорт - чтобы доставить одну тонну груза от Братска и от Москвы до ближайшего порта стоило бы одну и ту же сумму.
Нужны детальные экономические расчеты: что будет, если произойдет такое выравнивание. Мы можем оглядываться на наше прошлое, когда энергоемкие производители размещались в тех зонах, где была дешевая электроэнергия. Если провести выравнивание, эти отрасли прекратят свою деятельность.

Как провести реформу электроэнергетики таким образом, чтобы избежать кризиса, как учесть интересы разных отраслей экономики?

Выход здесь только один: после каждого шага оценить происшедшее и подкорректировать следующий шаг. Другого выхода нет. Сегодня очень сложно спрогнозировать результаты каждого этапа реформ. Они прописаны, но после каждого этапа потребуется внесение корректировок, устраняющих возможные негативные моменты.

25 апреля 2002
http://www.opec.ru/point_doc.asp?d_no=23324
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован