02 декабря 2005
3095

Валентина Иванова: Миллиарды будут под контролем парламента

После того как в сентябре Президент страны поставил конкретную задачу "кардинально поднять качество отечественного образования" и предложил меры прямой государственной поддержки образовательного сообщества, модернизация образования стала национальным проектом.

Конечно же, столь масштабный проект потребует дополнительной законодательной поддержки. Об этом наш корреспондент и беседует с лауреатом правительственной премии в сфере образования за 2005 год, заместителем председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке Валентиной Ивановой .

- Валентина Николаевна , четыре национальных проекта в сфере здравоохранения, образования, жилищного строительства и сельского хозяйства многие эксперты назвали "новым курсом" Президента Владимира Путина. Вы согласны с такой оценкой?

- На самом деле это последовательная политика главы государства по улучшению качественной жизни россиян последних трех лет. Если вы помните, такие приоритеты были названы в президентских посланиях парламенту на 2004-й и 2005 годы. Другое дело, что там намечались и другие ключевые задачи. И теперь благодаря экономическому росту в стране появилась реальная возможность решить многие социальные проблемы, в том числе и модернизировать отечественное образование.

- Проекты потребуют больших затрат - 134,5 миллиарда рублей только в 2006 году. А всего на эти цели из федерального бюджета на ближайшие три года запланировано выделить более 500 миллиардов рублей. Есть ли гарантии, что эти большие деньги пойдут в дело, а не будут разбазарены?

- Такие опасения, к сожалению, звучат. В октябре на своем заседании кабинет министров проверил готовность федеральных органов исполнительной власти к реализации национальных проектов. По словам премьера Михаила Фрадкова, все четыре заявленных проекта отражают надежды общества и поэтому здесь нельзя оплошать. Уверена, что и Государственная Дума возьмет под парламентский контроль использование целевых ресурсов, сроки выполнения работ и действия конкретных исполнителей. Так что у людей будет возможность знать, с кого спросить.

- Можно предположить, что национальный проект в сфере образования наверняка требует дополнительной законодательной поддержки. Что необходимо прежде всего?

- На расширенном заседании общественного совета по профессиональному образованию при нашем профильном комитете шел серьезный разговор о пакетной разработке первоочередных законодательных актов, призванных обеспечивать эффективную реализацию президентских инициатив. Речь в первую очередь идет о существенных изменениях и дополнениях в Закон РФ "Об образовании".

Нашей рабочей группой, общественным советом подготовлен целый перечень предложений по статусу педагогических работников, механизму нормативного финансирования образовательных учреждений, положению об отраслевой оплате труда, критериям конкурсного отбора президентских грантов для учителей и школ, мерам по закреплению молодых преподавательских кадров.

В общем, ставка сделана на поддержку умов. Напомню, что учебным заведениям, активно внедряющим инновационные образовательные программы, будет обеспечено крупное финансирование: школам - до одного миллиона рублей, вузам - до одного миллиарда. 10 тысяч лучших учителей будут поощрены премией в размере 100 тысяч рублей каждому. За воспитательную работу предусмотрены денежные вознаграждения классным руководителям. А это касается почти 900 тысяч педагогов. Плюс пять тысяч грантов и стипендий - талантливой молодежи, которая всерьез занимается исследовательской работой. Только в 2006 году на образовательный проект запланировано потратить 30,8 миллиарда бюджетных рублей.

- Значит, с деньгами проблемы нет?

- Финансирование проектов у нас сомнений не вызывает. После принятия проекта федерального бюджета в третьем чтении сумма на реализацию четырех национальных проектов даже увеличилась: вместо первоначально предусмотренных 116 миллиардов на будущий год их стало 134,5 миллиарда рублей плюс 26 миллиардов в виде госгарантий.

А вот как все эти деньги осмысленно потратить, Минобрнауки еще до конца не определилось. Пример тому - создание двух новых университетов на базе уже существующих вузов в Южном и Сибирском федеральных округах. Из расчетов министерства следует, что университет стоит примерно полтора миллиарда рублей. Однако, как прозвучало на заседании Правительства, на эти средства и один учебный корпус не возведешь. Так что ведомству министра Андрея Фурсенко предстоит серьезная работа по корректировке образовательного проекта.

- Гранты, премии - это, конечно, приятно. Но будет ли повышаться зарплата учителям?

- После повышения ставок с 1 сентября зарплата учителей основных 12-го-14-го разрядов выросла до 2297-2666 рублей. Прибавка составила от 209 до 242 рублей. Конечно, это существенно ниже прожиточного минимума, который, по прогнозам экспертов, составит в 2006 году 3375 рублей. Сегодняшняя фактическая зарплата учителя в 2,3 раза ниже, чем в среднем по стране. Не случайно ежегодно в среднем 8 тысяч молодых педагогов уходят из школы. Кадровый состав стремительно стареет: от 20 до 30 процентов педагогов в регионах - пенсионеры. Мы сделаем все возможное, чтобы зарплата бюджетников в 2006-2007 годах согласно президентскому заданию увеличилась не менее чем в 1,5 раза в реальном исчислении, то есть с корректировкой на инфляцию.

Кроме того, мы многого ожидаем от социального партнерства с бизнесом. Исследования в сфере образования показывают, что страна крайне нуждается в грамотных управленцах. Практика бизнес-школ по системе МВА в США, Франции и Великобритании является наглядным примером успешного сотрудничества образовательного сообщества и бизнеса. Постараемся активно использовать этот опыт. Качественно улучшить социальное положение педагогов могут и корпоративные объединения вузов в национальные университеты, о чем также говорится в национальном образовательном проекте.

Есть хорошая идея создать базу данных талантливой молодежи на 50 тысяч человек: туда должны войти школьники-победители российских и международных олимпиад, студенты, аспиранты, молодые ученые. Надо их серьезно поддержать, чтобы у ребят успешно сложилась их научная карьера.

Иными словами, реализация национального образовательного проекта позволит, на мой взгляд, существенно повысить качество отечественного образования, сделает его конкурентоспособным и современным.

СПРАВКА "ПГ"

Иванова Валентина Николаевна ,

заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке, глава подкомитета по профессиональному образованию. Лауреат премии Правительства РФ в области образования за 2005 год. Доктор экономических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета им. А.А. Жданова.

В декабре 1999 года, в 2003 году избрана депутатом Госдумы, член фракции "Единая Россия".



Сми: Парламентская Газета, Город: Москва
Дата: 2 Декабря 2005
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован