24 декабря 2004
4285

Валентина Талызина: Прямолинейна, упорна, туповата...

- Да нет, я снялась в куче фильмов. Совсем недавно, например, сыграла княгиню Чечевинскую в `Петербургских тайнах`. Десять серий прошли по первому телеканалу, потом, почему-то трансляцию перевели на РТВ. По-моему, хорошая роль. Правда, Алла Демидова от нее отказалась - ей первой предложили. Ну вот зачем я вам об этом рассказываю? Меня же никто за язык не тянет... Всегда так.


- Вы играли в `моссоветовской` `Царской охоте` - или я ошибаюсь?


- Не ошибаетесь - до сих пор играю. Вначале Екатерину играла Людмила Викторовна Шапошникова, потом - Таня Бестаева, но случилось так, что одна попала в больницу, а другая - в Америку. И Рома Виктюк с Ритой Тереховой настояли, чтобы на роль ввели меня.


- Много ли о вас в последнее время пресса пишет?


- Довольно много. В сентябре в райхельгаузовской `Школе современной драматургии` Борис Морозов поставил спектакль `Миссис Лев` по пьесе В.Каковкина - я сыграла Софью Андреевну Толстую. Пресса была приличная, но я, знаете ли, всегда спокойно к этому относилась: пишут - хорошо, не пишут - еще лучше.


- А имидж создавать?..


- Какой уж тут имидж? Ездила на съемки, гастроли и концерты, а в промежутках воспитывала дочь... Муж меня бросил, уехал в Мексику - по-моему, прогадал. Впрочем, это неважно.


- Так спокойно произносите: `Муж меня бросил`...


- Но ведь и вправду бросил - выпивал... Еврей, кстати.


- Почему - кстати?


- Ну, не знаю, может, и некстати... Он был художником, а отец его учился у самого Столярского. У Ксюши, дочки моей, абсолютный слух и голос приличный - наверное, в деда пошла.


- Ксюша музыкант?


- Да нет, лень помешала - уж не знаю, какая: русская или еврейская. Она артистка у меня, работает в Театре Советской Армии, совсем недавно премьера была - `Много шума из ничего`. Непросто все это ей дается. С трудом, но идем.


- Дочка - тоже Талызина?


- Да. Я, когда расходилась с мужем, заявила ему, что работать под его еврейской фамилией не буду. Да и дочку не приняли в центральную музыкальную школу, по-моему, только из-за папиной фамилии.


- Валентина Илларионовна, вы антисемитка?


- Конечно, нет. Хотя в театре злые языки это утверждали. Что о них говорить - завистливые люди.


- Чему завидовали?


- Уж не знаю. Наверное, было чему. Например, моему таланту.


- Ну, это - не редкость. Интереснее другое: скажите на милость - зачем нужно было, чтобы героиня Брыльской говорила вашим голосом, а пела пугачевским?


- Мне это тоже не очень понятно - спросите лучше самого Эльдара Александровича. Он, между прочим, сделал такой же финт в фильме... `Сентиментальный романс` или как он называется?


- `Жестокий романс` он называется.


- Вот-вот. Но там что-то не склеилось, а в `Иронии...` произошло чудо. Почему - кто его знает. Недавно на первом телеканале отмечали двадцатилетие этой нашей картины. В передаче принимала участие и приглашенная из Польши девушка Барбара Брыльска. И вот она заявляет: `Талызина, в общем, не сделала ничего особенного: наши голоса в жизни похожи`. Уж не знаю, что подумали в это время Эльдар Александрович и телезрители, а я о польской артистке, работая с ней на съемках, всегда думала не очень хорошо.


- Как, по-вашему, почему Рязанов именно ее пригласил на роль Нади?


- Ей-Богу, не знаю. Он пробовал Гурченко, Фрейндлих, Голубкину и Немоляеву, а самой подходящей почему-то посчитал именно эту польскую девушку. Все вокруг понимали, что сценарный материал очень хорош, что роль эта - настоящий выигрыш. Все, кроме самой исполнительницы... Это уже потом она была ошарашена приемом, успехом, Государственной премией и всем прочим.


- За много лет до Фрейндлих-Кулагиной из `Служебного романа` ваша героиня сказочно преобразилась из дурнушки в красавицу в `Зигзаге удачи`.


- Покойный кинокритик Виктор Демин написал: `Талызина, в отличие от других, в образе некрасивой играет действительно некрасивую`. Не знаю, хорошо ли это: `некрасивый` имидж закрепился за мной надолго.


- Но ведь в том же `Зигзаге...` вы и красивой побывали?


- Ну, совсем чуть-чуть.


- А некрасивую трудно играть?


- Мне потом часто говорили: `Боже мой, ты такая хорошенькая, - что ж с тобой Рязанов сделал?` Не знаю, я никогда не страдала по этому поводу. Режиссер нашего Театра имени Моссовета Ирина Сергеевна Анисимова-Вульф, бывшая жена Юрия Александровича Завадского, говорила: `Талызина, когда хочет, - некрасивая, когда хочет, - красивая`.


- Вы играли вместе с Фаиной Георгиевной Раневской...


- В двух спектаклях. А начинались наши репетиции совсем плохо. Фаина Георгиевна должна была играть в `Дядюшкином сне` Майю Александровну Москалеву, а я - ее дочь Зину, красавицу, кстати. Раневская меня не принимала, что было вполне естественно: я просто цепенела при ней - и репетировала совсем плохо. Дошло до того, что Ирина Сергеевна - наш режиссер - меня пригласила к себе домой и сказала: `Валя, вы чувствуете, что проваливаете роль?` Я чувствовала... Но однажды, уже во время прогонов, меня затянули в корсет, надели парик и потрясающее платье - розовая пена; подтянули нос, накрасили, наклеили ресницы. Я подошла к зеркалу и подумала: `Боже мой, это - я? Так кого же мне бояться?` - и вышла на сцену. Шел третий акт: `Князь, князь, простите меня!` И вдруг я слышу голос Фуфы (так Раневскую называли в театре): `Ирина, это же - настоящая мелодрама...` - Фаина Георгиевна была человеком выдающимся, но актерствовать любила. Что вы хотите - великая актриса. А Ирина ей из зала кричит: `Ничего-ничего, Фаина Георгиевна, пусть так идет!` - она поняла, что у меня второе дыхание открылось. С того самого дня Раневская стала ко мне относиться нормально. Она сказала мне много важных слов, которые я несу с собой всю жизнь. Фаина Георгиевна хорошо знала, ч т о главное в актрисе и ч т о - в женщине. (Разрядку сохранить - П.)


- `Выдающийся человек, но актерствовать любила`. И вы тоже в жизни играете?


- Наверное, нет. Сцена - на сцене, а в жизни я другая. Всегда остаюсь собой, но роль при этом как бы идет рядом. Как-то Толя Адоскин мне сказал: `Валь, ты все ответственнее относишься к работе`. Он прав: с годами у меня невероятно обострилось чувство какой-то дурацкой ответственности. Начинаю дрожать еще задолго до премьеры.


- В каких отношениях вы с коллегами?


- В основном, в нормальных. Стараюсь быть объективной. Например, четко знаю о нескольких актрисах, что они - лучше меня. Не скажу, кто именно, но две-три существуют. А остальные - ничего особенного. Я, все-таки, прошла хорошую школу: считаю Романа Григорьевича Виктюка не режиссером своим, а учителем. Мы с ним знакомы очень давно, и, он, сильная натура, всегда меня направлял и вел. На какое-то время мы расстались - просто потому, что я осталась в Москве, а он уехал в провинцию. А потом Вик тюк вернулся в Москву - и продолжает меня вести. У него я и научилась предъявлять к профессии высокие требования - Роман Григорьевич владеет своим ремеслом блистательно. Я думаю так: к режиссуре Анатолия Эфроса Виктюк добавил что-то свое - и пошел дальше. Работа с Романом для меня - настоящее счастье. Однажды он имел неосторожность пообещать мне при свидетелях роль в пьесе Николая Васильевича Гоголя - теперь с Виктюка просто не слезаю, хотя и боюсь стать навязчивой и противной.


- То есть, если вам что-то в голову взбредет...


- Это Виктюку в голову взбрело! А я точно знаю: если он поставит спектакль, то сделает это гениально.


- А вообще вы человек упорный?


- Думаю, что да. Прямолинейна, упорна, туповата...


- Добавим: самокритична.


- Вполне.


- И - одинока?


- Не так уж я одинока. Знаете, недавно одна московская корреспондентка сказала мне потрясающую вещь. Она смотрела рязановскую передачу `Восемь девок один я` - и услышала у всех - без исключения - участниц нотки грусти и одиночества. `И тут, - продолжает журналистка, - я подумала, что иначе и быть не может: талант должен созревать в одиночестве`. Она права: суета - дело погибельное. Знаете, есть такой хороший актер - Игорь Верник. Последнее время он часто мелькает во всяких рекламных телероликах. И вот недавно вижу - поет Игорь по телевизору куплеты Мекки Мессера из `Трехгрошовой оперы` Бертольта Брехта. И - мимо: расплескался Игорек... Спел зонг как обычный шлягер, а это ведь далеко не шлягер. Жаль, талантливый мальчик. Слишком много шуровал - суетился, ездил, зарабатывал...


- Допустим, в творчестве одиночество - благо. А в личной жизни?


- У меня есть близкие люди. Их немного, но так сложилось, что они рядом со мной по двадцать-тридцать лет. Ну и, конечно, - дочка.


- И - все?


- Что значит - `все-? У меня, как у всякой женщины, бывали увлечения. И сейчас бывают.


- С дочкой вы близки?


- У нас сложные отношения. Как мама, я ей прощаю все. Как артистка - нет, поэтому у нас случаются очень серьезные конфликты. Например, никогда не пойму - неужели артистка может позволить себе курить? Сама я не выкурила в своей жизни ни единой сигареты. И мороженого не ем. Голос - это ведь главное в нашей профессии. А дочка курит... Когда вижу ее с сигаретой, - просто скукоживаюсь и ухожу из комнаты.


- К спиртному вы столь же беспощадны?


- В принципе, не пью, но почему-то все время приходится...


- Насильно вливают?


- Обстановка такая. Вот летели сейчас в Израиль с художником Володей Боером и артистом Фархадом Махмудовым... В полдевятого утра таможню прошли - и здесь же, не отходя, бутылку виски выпили. Я и не хотела, а как-то так получилось... Когда мы снимались в `Зигзаге...`, Женя Евстигнеев и Жора Бурков учили меня этому делу - так что, школу я прошла блестящую. Помню, Жора говорил: `Валька, тебе хоть не наливай: выпьешь на копейку, а показываешь на рубль`, - это было когда Рязанов грозил на каждого из нас написать `телегу` в театр: `Вы плохо ко мне относитесь. Смотрел отснятый материал - ни одного дубля выбрать не смог: сплошная пьянь`.


- Сам Рязанов не пил?


- Ему-то можно было: не снимался. А сколько выпито было во время съемок `Иронии судьбы`...


- С удовольствием вспоминаете?


- Так ведь мы моложе были... А из-за зелья этого многие мужики наши полегли. Леня Марков, Жора Бурков, Олег Даль, Женя Евстигнеев - все партнеры, все друзья... Недавно в `Московском комсомольце` появилась замечательная статья. Автор писал, что Горбачеву никогда не стать президентом: он посмел покуситься на святое. В России ему простят перестройку, демократию, голод, холод, но - водку?! Вот уж никогда!


- Так, началась политика. Знаете, недавно мне Георгий Степанович Жженов чрезвычайно убедительно рассказывал, что он не понимает, зачем это Гердту, зачем Окуджаве... Включаю через неделю телевизор - батюшки, выступает наш Георгий Степанович в качестве доверенного лица Бориса Николаевича...


- Куда же деться от политики? Играла я недавно три спектакля подряд. И так чего-то пива захотелось! Позвонила приятельнице, которая на последний спектакль собиралась, попросила прихватить с собой две бутылочки пивка, чтобы потом посидеть спокойно. Кончился спектакль, выхожу на улицу - Иры нет. Остановила `левака`, села и жалуюсь водителю: `Представляете, подруга обещала пива принести, а сама не пришла...` Шофер и говорит: `В чем проблема? Давайте заедем в магазинчик - я постою-подожду`. Сейчас ведь у нас в магазинах круглые сутки всего полно - бери, чего хочешь. Я заскакиваю, покупаю русское `Жигулевское` пиво (ненавижу эти иностранные консерванты-канцерогены), везу его домой. Приехала. Дочка на гастролях, в квартире - никого. Клянусь, я просто не заметила, как исчезла первая бутылка. Со второй уже перед телевизором сажусь, включаю - Лебедь на экране. А мне так уже хорошо... `Сашка, - говорю в телевизор, - ей-Богу, за тебя проголосую`.


- А вас в `доверенные лица` не звали?


- Предлагали однажды пятьсот долларов - я отказалась.


- Мало предложили?


- Да не знаю, дело даже не в этом... Левка Дуров рассказывал, что ему предлагали пять тысяч долларов за Жириновского, а он не пошел. Может, и врет. Но я бы за Жириновского и за пять тысяч не пошла.


- Не от вас первой я это слышу.


- Так ведь смешно за него агитировать! Была я недавно в Новгороде, зашла на базар. Стоит женщина - бедно одетая, не старая еще - творог продает. Подошла я к ней: `За кого голосовать будете?` Говорит: `За Жириновского`. Я удивилась: `А почему?` Отвечает: `А чтоб смешнее было`. Вот уж посмеялись бы! Но он, слава Богу, не пройдет. Я, честно говоря, хотела бы голосовать за кого-то помоложе и почестнее, чем Ельцин, но что-то кандидата не вижу. Жаль, у Явлинского шансов нет. А чего это мы на такую тему заговорили?


- Вы же сами и заговорили. А та женщина с новгородского базара вас узнала?


- Да, меня часто узнают. Вчера в Тель-Авиве на пляже подошла пара: `Можно с нашей любимой артисткой пообщаться?` Потом пригласили нас с Фархадом в ресторан, заплатили большие деньги... И в аэропорту узнали, первыми через таможню пропустили. Приятно, конечно, чего уж тут. Значит, труд, вроде как, замечен.


- Вы, я слышала, сейчас одновременно в трех театрах работаете?


- Так получилось. Год назад у меня вообще никакой работы не было, а тут - прямо `тройной удар`. Во-первых, Виктюк. Наконец, ему пришло в голову начать репетировать. Ту самую `Бабочку...`, которую мы в Израиль привезли.


- Ее переименовали для того, чтобы у зрителей возникли ассоциации с `М.Баттерфляй-?


- Мне и самой дурно стало, когда я об этом узнала. Совершенно `баттерфляй` здесь не при чем.


- Итак, во-первых Виктюк. А во-вторых, и в-третьих?


- Лет десять назад мы с режиссером Борей Морозовым сделали небольшую работу на телевидении - и с тех пор симпатизируем друг другу. Совершенно неожиданно Осик Райхельгауз предложил ему поставить спектакль про Льва Николаевича и Софью Андреевну - и Боря позвал меня. Я была счастлива, мне нравилось репетировать, все шло хорошо. Но теперь они до жути ревнуют меня к Виктюку. Узнав, что мы с Романом едем к вам на гастроли, пригрозили даже ввести второй состав. В общем, не знаю, чем закончится во-вторых... А в-третьих, конечно, - мой родной театр Моссовета. В общем, с голоду не умираю. Еще бывают концерты. Скоро, даст Бог, полечу в Тюмень: за пятнадцатиминутное выступление нефтянички дают тысячу двести долларов.


- Круто...


- Но такое, к сожалению, бывает раз в год. От силы - два.


- Что станете развлекать народ на этом концерте?


- Ой, даже не знаю. Какая разница? Обычно читаю монологи, стихи, рассказываю всякие `байки`.


- Не поете?


- Безумно завидую всем поющим актерам, но считаю, что мне, все-таки, лучше не петь.


- Вы сказали, что `тройной удар` обрушился на вас совсем недавно. Что было до него?


- Вместе с режиссером Анной Шишко мы сделали на телевидении четыре поэтические программы. Первая была посвящена Апухтину и Чайковскому. У них случились удивительные совпадения в жизни: в один год родились, в один - умерли. Следующая наша программа - об Анне Барковой, семнадцать лет просидевшей в лагерях. Знаете, если я что-то хорошо сделала, то, думаю, именно эти полчаса о Барковой. Сценариста у нас не было - сами с моим режиссером все сочиняли. Третья программа была по стихам Зинаиды Гиппиус. Начальству наша работа нравилась, нас даже пустили в Париж. Мы оказались настоящими `следопытами-: нашли все возможное. Программа о Гиппиус прошла года четыре назад, но до сих пор люди меня за нее благодарят. А сценарий к следующей передаче - `Женщины в жизни Ивана Бунина` - я написала самостоятельно по воспоминаниям Веры Николаевны Муромцевой. Каждый день просыпалась в ужасе: `Валя, на что ты замахнулась?` Но я ведь хитрая: ни одной своей строчки не написала, а только скомпилировала довольно удачно. И вот на письмах Бунина, на его дневниках и стихах, мы сделали эти четыре новеллы о женщинах. Кстати, об одной из них, Галине Кузнецовой, никто никогда не писал и не говорил по телевидению - мы первые. А сейчас работаем над программой о Сергее Дягилеве `Поэзия и правда жизни`. Съездили мы в Венецию, я на набережной читала Бродского, Гумилева и Блока... Как сказал мой друг, кинорежиссер Борис Башмилев: `А чего вам уходить из этого `серебряного века`, раз вы уже там?` А мне и правда интересно: я ведь когда-то в своем родном Омске на истфак поступала. Провалилась, причем, засыпалась не на истории, а на географии. Потом училась на экономическом, но это было мне неинтересно. Бросила - и поехала в Москву поступать в театральный.


- Сразу поступили?


- Моментально, без документов - это целая история о странной девочке из Сибири.


- Привязанность к котам у вас тоже от сибирской девочки?


- Откуда вы про котов-то знаете? Действительно, это моя слабость.


- Много их у вас?


- Всего два: кот Вася и кошка Бася. Был еще третий, но погиб. Как вы считаете, может, из Израиля котика привезти? Они тут у вас симпатичные - гладкошерстные, тонкие, длинные.


- И наглые. Не разделяю я вашей страсти. Почему - именно коты, а не, скажем, собаки?


- Да потому что кота можно оставить на два дня дома. Правда, завоняется, извините, квартира, зато кот проживет. А собаку надо выгуливать.


- Но ведь коты - предатели?


- Да, Васька меня укусил однажды. Привезли кошку, она забилась под шкаф, я шуровала, пытаясь достать ее веником, кошка орала, как зарезанная. И Васька, решив, что я обижаю его новую подругу, цапнул меня. Можете себе представить? Для меня это был настоящий шок. Бросив веник и кошку, я ходила по комнате и кричала: `Как ты мог?` Но при этом, наблюдая за собой со стороны, думала: `Валя, ты - настоящая городская сумасшедшая`. Такой вот сюжетик.


- Записывать не пробовали?


- Нет, хотя покойная Наталия Ильина утверждала, что мне надо писать, так как рассказываю образно. Но - лень...


- Расскажите про быт артистки Талызиной.


- Повторюсь - как-то Любовь Петровна Орлова сказала: `Я иной раз кажусь себе домработницей артистки Орловой`. Так и со мной: приходит убирать женщина, а я вместе с ней с тряпкой хожу. Да Бог с ним, с бытом. Живу - от роли к роли.


- Машину водите?


- Нет, так на права и не сдала. Три месяца на курсы проходила - забыла `право-лево` абсолютно. И подумала: `Валя, тебе еще не хватает в карбюратор влазить да покрышки менять?` На такси я себе всегда заработаю. Вот дача у меня есть - купила ее, не глядя, когда дочка была маленькая. Там у меня чисто, природа вокруг очень красивая.


- Грабители не тревожат?


- О чем вы говорите - три раза обворовывали! Ну и что? Пришел милиционер: `Вы лучше такой большой замок не вешайте. Повесьте маленький, чтобы сбивать было легче`. Поэтому у меня там и нет ничего такого. Теперь, правда, поставили какую-то систему - уже года три не трогают.


- В общем, все хорошо?


- Только бы роли были.


- А еще чего хочется? Ваши три желания - мигом, не задумываясь.


- Чтобы дочка была счастлива, чтобы внуков мне родила, и, конечно, мечтаю хоть одну роль еще у Виктюка сыграть. Да, и телепрограмму еще одну сделать.


- Мы договорились всего о трех желаниях.


- Значит, обойдемся без программы. Все. Есть у меня, может быть, еще желания, но тайные.


- Жалеете о чем-либо, что могли совершить - и не совершили?


- Еще как!.. Совсем недавно я играла судью в фильме `Воровка` по сценарию Эмиля Брагинского. Был в картине эпизод, который мне очень не нравился. Сидит моя судья с народными заседательницами в комнате, где выносят приговор, и вдруг предлагает им спеть. И они дружно поют: `Мы желаем счастья вам, счастья в этом мире большом...` Ну, думаю, совсем Брагинский с ума сошел - с какой стати судья петь должна? Спорить я, однако не стала: материал, в общем, хороший, да и потом обязательно скажут, что у Талызиной характер невыносимый... Пропели мы, значит, про счастье, фильм сняли, и я уехала в отпуск. По дороге умудрилась потянуть ногу и вышла на ялтинский пляж своего дома отдыха в бинтах. Тут подходит ко мне бабенка - перманентик, глазки голубисенькие, полноватенькая, грудастенькая. `Ой, - говорит, - Валентина Илларионовна, здрасьте!` Я абсолютно уверена, что мы незнакомы. А дамочка продолжает: `Ой, как приятно вас видеть! У нас с вами общее: у вас больная нога, а у меня - зуб. Мы с вами соседи, а у меня бутылочка шампанского в номере. Давайте?` Так, думаю, все: `повезло` мне с соседкой - алкоголичка какая-то. Категорически отказываюсь: `Что вы, что вы, я не могу. Выпью - еще вторую ногу сломаю`. На следующее утро - тот же вариант: `У нас с вами общее: болит нога - болит зуб. У меня, вообще-то, две бутылки шампанского, да еще и две - водки. А когда мы посидим, я такие песни вам спою... С зоны.` - `Ну, думаю, дожились: если уже в наш дом отдыха поселяют такую шелупонь... Ужас!` Опять твердо отказываюсь. На третий день - та же песня. История начинает мне изрядно надоедать. `Послушайте, - говорю, - давайте хоть познакомимся` - `С удовольствием, - отвечает `подруга`, - меня зовут Зинаида Николавна`. `Прекрасно, - говорю, - как великую русскую поэтессу З.Н.Гиппиус. А работаете вы где?` И в ответ слышу: `Я - главный прокурор Луганской области. Попала в ваш дом отдыха `по обмену-: мы сюда уголь даем, а нам - путевки`. Такая симпатичная бабенка оказалась! И поняла я, что была совершенно неправа, когда считала, что моя судья петь не должна. Я собрала всех находившихся в доме отдыха артистов, и Зинаида Николаевна потрясающе, с юмором, пела нам уголовные песни.


- История замечательная, но я спрашивала, о чем вы


жалеете.

- О том, что не додумалась слова этих песен записать!

Автор: Полина Капшеева

Сайт: Обнаженная натураhttp://nvolgatrade.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован